Духовный наставник олимпийской сборной России — отец Сильвестр, архимандрит Ярославской епархии (в миру — Сергей Павлович Лукашенко), направленный в нашу сборную самим патриархом, перед вылетом в Лондон дал интервью корреспонденту «Труда».
— Отец Сильвестр, какое отношение вы имеете к спорту?
— Знаю о нем не понаслышке. В школьные годы я занимался в Ленинграде легкой атлетикой, входил в юношескую сборную в спринте и прыжках в длину. Выступал на всесоюзных и даже на международных соревнованиях. Но, поступив в 1969 году в университет на факультет прикладной математики, со спортом отношения прервал: хроническая травма. Кстати, я учился одновременно с Владимиром Путиным, только он на юридическом.
— И все, на спорте был поставлен крест?
— Я преподавал математику в ленинградском Горном институте, потом учился в заочной семинарии в Лавре в Загорске. Начиная с третьего курса я занимался строительством приходов. Кстати, митрополит Ярославский, под чьим началом я служил много лет, преподавал кристаллографию в Горном институте еще до войны, был известным ученым. А насчет спорта... Многие годы провел в местах, где нет отопления. Случалось колоть дрова, порой до четырех кубометров в день. Очень хорошая нагрузка! Сегодня же, учитывая мой возраст и большую занятость, дело ограничивается отжиманиями от пола, приседаниями, а также множеством поклонов.
— А трансляции спортивные смотрите?
— Да, отдавая предпочтение легкой атлетике, плаванию, единоборствам, тяжелой атлетике. Люблю конный спорт и хоккей.
— А болеть за кого-то сан ваш позволяет?
— Конечно, переживаю за сборную России. И на матчи ярославского «Локомотива» часто приходил. Несчастье с этой командой воспринял очень тяжело. Хорошо, что клуб не опустил руки, появились неплохие игроки. Теперь очень важно для них духовно настроиться.
— Среди священников есть бывшие спортсмены высокого уровня?
— Известно: знаменитый боксер Джордж Формен и двукратный олимпийский чемпион по прыжкам с шестом Боб Ричардс стали пасторами. Примеров такого уровня в России пока нет. Но ведь до недавнего времени в стране и священников было совсем мало. А сейчас в разных епархиях есть бывшие мастера спорта по дзюдо, тяжелой атлетике. Ведь спорт формирует характер, и это качество человеку необходимо потом в любой сфере человеческой деятельности.
— Почему именно на вас возложена миссия духовного наставника сборной России?
— Четыре года назад в Пекине участие духовника отца Николая (Соколова) положительно сказалось на психологическом настрое многих спортсменов. Опыт решили продолжить. Выбрали меня, видимо, с учетом моих удачных поездок с российскими командами на соревнования.
— Скажите откровенно: а самим спортсменам это надо?
— Здесь главное — не массовость. Даже если несколько человек окрепнут духом с моей помощью, это уже немало. Ко мне ребята сами приходили. Были исповеди и просто беседы. Иногда у меня просили благословения непосредственно перед выходом на старт или на поединок. Чаще всех ко мне подходили парашютисты...
— Поедут ли на Игры представители другой конфессии?
— Об этом мне неизвестно. Как говорили, мусульманам, иудеям и буддистам несложно будет уже в Лондоне найти служителей соответствующих духовных званий.
— Учитывая, что в командах боксеров и борцов много мусульман, вы с ними общаетесь?
— Конечно. Но я их не собирался переманивать в православную веру. У нас были просто очень добрые беседы. Спортсмены-мусульмане и их тренеры проявляли ко мне уважение и доброе расположение, открытость в общении. Я очень уважаю сильных духом людей (вне зависимости от их веры), а их в составе российской сборной большинство.
— Кстати, а в какую одежду вы на соревнованиях облачались? В рясе все время ходили?
— Нет, большей частью в спортивном костюме. Одежду священнослужителя я надевал только на официальные приемы.
— Кто из великих спортсменов помимо высоких результатов удивлял вас силой духа?
— Без силы духа невозможно достичь весомых побед, и все чемпионы в этом плане — пример для подражания. Но даже на этом высоком фоне я особо выделяю Федора Емельяненко и Валерия Борзова. Борзова запомнил на всю жизнь, поскольку я сам, будучи в юношеской сборной, наблюдал его выступления: я был чемпионом Ленинграда в среднем юношеском возрасте, Борзов — в старшей группе. И его олимпийский триумф — одно из ярчайших впечатлений.
— Правда, что Православная церковь освобождает спортсменов от поста в период соревнований?
— И во время тяжелых тренировок тоже. Мы на сей счет жесткой догмы не придерживаемся. Как правило, если сам спортсмен высокого уровня не имеет определенного мнения на сей счет, в индивидуальном порядке ему подсказывает его духовник. А эти люди, как правило, знающие, мудрые.
— Что бы вы пожелали нашим спортсменам и болельщикам перед этими соревнованиями?
— Хочу попросить многочисленных любителей спорта не просто болеть за российских атлетов, но еще и молиться за них. Все ребята готовились очень серьезно, даже тяжело. А нашим спортсменам хочу пожелать показать в Лондоне свои лучшие результаты и, если получится, личные рекорды. Чтобы любовь к Родине всегда, в самой критической ситуации подсказывала спортсмену самое лучшее решение, самый высокий настрой на победу.