Российские СМИ сообщили о целой серии инцидентов, в ходе которых банки потребовали от граждан обосновать переводы небольших сумм на счета других физлиц.
Так, москвичка Анастасия рассказала журналистам, что ей позвонили специалисты Бинбанка и заявили, что ее кредитка будет заблокирована, если она не объяснит экономический смысл перевода с карты на карту одной тысячи рублей.
«Специалист колл-центра перечислила все бумаги, которые нужно перекинуть ей в WhatsApp. Там было письменное обоснование экономического смысла перевода средств, документы, подтверждающие происхождение денежных средств – расширенную выписку со вклада), письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты. На сбор документов мне отвели три дня», – рассказала москвичка «Известиям». (источник: https://iz.ru/816701/anastasiia-alekseevskikh/vyidet-blokom-banki-trebuiut-obosnovaniia-perevodov-na-tysiachu-rublei)
Урегулировать ситуацию женщине удалось с помощью знакомого, работающего в том же банке.
Об аналогичном происшествии рассказал москвич Николай. Ему довелось сделать перевод тысячи рублей с карты Сбербанка на «пластик» Альфа-банка. Операция показалась подозрительной специалистам Сбербанка, и они ее заблокировали. После долгих разбирательств и предоставления документов мужчина сумел разморозить свои деньги, но заявил, что больше услугами банка пользоваться не станет.
О таком же случае рассказал клиент Тинькофф-банка Виталий. На его «пластик» также была переведена тысяча рублей, после чего карта оказалась заблокирована. Сотрудники банка потребовали прислать им фотоснимки карт.
Банкирские оправдания
Первоначально пресс-службы упомянутых банков не стали отвечать на запрос «Известий», однако после того, как история получила широкий резонанс и была подхвачена СМИ, банки решили пояснить свою позицию.
Руководство Сбербанка заявило, что ничего не знает о массовых блокировках счетов и карт клиентов. «Если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением. Если клиент подтверждает операцию, она проводится», – говорится в сообщении, которое пресс-служба банка прислала агентству РБК (источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bfd08cb9a79474d92f8cc63)
При этом представители банка подчеркнули, что бытовые переводы денег между счетами граждан «не входят в периметр контроля».
В свою очередь представители «Тинькофф Банка» заявили, что в отдельных случаях могут блокировать переводы из-за подозрений в мошенничестве. «При таких подозрениях перевод может быть заблокирован вне зависимости от суммы, на время проверки в соответствии с законодательством РФ. Как только банк убеждается в безопасности перевода, он немедленно производится», – говорится в заявлении кредитной организации.
Синдром вахтера
Между тем представители Банка России, регулирующего всю финансовую систему страны, заявили журналистам, что по действующим правилам банк может заблокировать операцию, если сочтет, ее подозрительной. В этом случае сотрудники банка должны связаться с клиентом и получить подтверждение, что деньги со счета действительно забирает он, а не мошенники. При этом у банков нет полномочий выяснять происхождение этих средств и требовать обоснования переводов.
«Если клиенты банков сталкиваются с подобного рода проблемами, ЦБ рекомендует подавать жалобы в интернет-приемную», – пояснили представители регулятора.
Эксперты отметили, что рамках борьбы с отмыванием капиталов банки могут требовать документов и пояснений относительно переводов на сумму более 600 тысяч рублей, но переводы на незначительные суммы под это правило не подпадают. Источники в Росфинмониторинге заявили, что им ничего не известно о правилах, предполагающих возможность требовать от граждан пояснения по переводам на столь незначительные суммы.
Закон о блокировке подозрительных операций 28 июня нынешнего года подписал президент России Владимир Путин. «В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа», – говорится в документе.
При этом закон предписывает банку заморозить операцию на двое суток и запросить согласие клиента. Если согласие получено, то операция проводится. Если клиент отказывается – то отменяется. Более того, если банку не удалось связаться с клиентом, то через 48 часов после блокировки его операция должна быть выполнена.

