Поправки в Закон об ипотеке были приняты еще в апреле 2002 года, но тогда их отклонил Совет Федерации. После того как поработала согласительная комиссия, документ снова был вынесен на пленарное заседание Думы. По мнению министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, теперь ликвидирован пробел в правовом поле - "если есть собственность, то у владельца должно быть и право ее залога". К слову, по оценке Минсельхоза, стоимость сельхозземель (они составляют почти 24 процента российской территории) составляет от 80 до 100 триллионов долларов. Есть что закладывать. И теперь это право аграриям дано. Ограничения вводятся лишь на ипотеку земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В законе, в частности, сказано: если на участке находятся строения, сооружения, принадлежащие собственнику земли, то ипотека участка допускается одновременно с залогом этих объектов недвижимости. Запрещается отбирать землю у крестьян, которые вовремя не рассчитались по кредитам, до истечения срока, необходимого для реализации урожая.
Поступали предложения подкрепить этот документ законом о госзакупках. Сегодня крестьяне, вырастив урожай, сталкиваются с колоссальными трудностями при реализации, порой просто не могут прорваться на рынок. Закон о госзакупках снял бы этот вопрос "с повестки дня". Однако до него у законодателей пока не дошли руки.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ
Александр ПЕТРИКОВ, директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики:
- Некоторые считают, что ипотека приведет к быстрому переходу сельхозземель в руки латифундистов. Я не разделяю такие опасения. Укрупнение землепользователей идет уже давно. В то же время некоторые инвесторы начали уходить из села, убедившись, что рынки ненадежные и доходов тут мало. К тому же у нас много земли в аренде. Подавляющее большинство крестьян - земельные дольщики, сдавшие наделы хозяйствам. Вряд ли банки станут рассматривать такую землю как залог.
Поправки в Закон об ипотеке назрели давно, поскольку аграрному сектору очень нужны инвестиции, долгосрочные кредиты. Решение вопроса откладывалось отчасти потому, что регионы долго не могли определиться со своими законами об обороте земель и почти половина не определились до сих пор. Но сколько же можно тянуть?
Павел ГРУДИНИН, директор ЗАО "Совхоз имени Ленина" Ленинского района Московской области:
- Можно взять в банке кредит под залог земли, если ты точно знаешь, что через пару-тройку лет погасишь долг. А у многих ли хозяйств такая уверенность есть? И многие ли могут позволить себе рассчитаться за кредит, если банки кредитуют не ниже чем под 16 - 18 процентов?
В этом году в Подмосковье собрали много овощей, и до сих пор хозяйства не в состоянии распродать капусту даже по 2 рубля за кило. Причем закупочные цены на сельхозпродукцию падают. Например, на молоко они снизились еще на 10 процентов. А скажем, минеральные удобрения подорожали на 50 процентов. О каких гарантированных доходах может идти речь?
В сегодняшних условиях ипотека может стать завуалированной формой передела земли. Взял кредит, не погасил - прощай, поле. И никто не виноват.