"Самый лучший фильм-2" не с чем сравнивать, кроме "Самого лучшего фильма", - и это для обаятельных резидентов "Комеди Клаб" большая выгода. Они уже сами себя отшлепали по попке, радостно каясь в том, что с первым фильмом не сложилось, и сообщая, что вторая картина будет работой над ошибками. Так оно и вышло: орфография хромает меньше, цель осталась прежней. Во втором фильме, как и в первом, пародируется не суть обсмеиваемых картин и людей, а их оболочка: если говорить плавно, но при этом изредка взвизгивать, то получится Никита Михалков, а если взвизгивать постоянно, то Эдуард Радзинский. С такими номерами обычно имеют на Арбате бешеный успех те, кого не приняли в Щукинское училище, и "СЛФ-2" этот успех гарантирован заранее, как и его уже запланированному продолжению, и потенциальному "СЛФ-4"; опыт показывает, что "наесться" пародийным кино отечественный зритель в принципе не способен. Оттого билеты на фильм Олега Фомина, где трое друзей (Гарик Харламов, Тимур Батрутдинов и Дмитрий Хрусталев) будут искать миллион евро ради спасения четвертого (Олег Верещагин), конечно же, раскупят.
Немного странно писать "фильм Олега Фомина", потому что Фомин в данном случае так же попал в тиски продюсерского кино, как и Максим Пежемский с фильмом "Любовь-морковь-2", но при этом режиссеру все же хочется отдать должное: "СЛФ-2" не рассыпается на эпизоды и выглядит достаточно динамично, хороши там и бессловесные сцены погонь, прыжков и игры в бейсбол короной императрицы (бородатую Екатерину очень симпатично изображает Михаил Галустян). Сценаристы опять же начали догадываться, что добиться зрительского смеха можно и без демонстрации задницы во весь экран. Однако, сделав фильм менее жестким благодаря отсутствию шуток ниже пояса, авторы не решились пойти дальше и проникнуть за только кажущуюся цельнометаллической оболочку - они заявляют, что высшие силы покарали бы их за любое упоминание о Второй мировой в пародии на "Мы из будущего", равно как и за любой шаг в сторону при пародировании картины "12". В результате рассказ о преподавательской пьянке в спортзале средней школы закончился на одновременно исполняемых монологах двенадцати мужчин - это было неплохо, но не хватило какого-то дополнительного шага, да хоть бы и Символа Русской Души - воробушка, который мог бы выступать в качестве гонца за водкой.
Кстати говоря, Марюс Вайсберг в картине "Гитлер Капут" не был особенно неделикатен с военной темой, да и сами Харламов и Батрутдинов участвовали в комическом русско-германском диалоге, один из них обвинял второго: "Дед служил в СС, а у внука "Мерседес"!", и это было отлично. А вот выход на большую аудиторию создателей фильма напугал: они не решаются ни шокировать зрителя, ни задеть сильных коллег. И в финальной сцене уже не весело каются, а не менее весело пресмыкаются перед Федором Бондарчуком, умоляя за взятку похвалить картину. И тем самым ставя себя в совершенно необязательную позицию осторожных, не лающих на слонов мосек. То же самое, к сожалению, периодически происходит в "Комеди Клаб", где начинающие знаменитости шуток опасаются, а знаменитости уже давно начавшие сидят с самодовольными лицами оттого, что уверены - их назовут великими.
