Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, в пятый раз открывшийся вчера в Москве, набрал к своему «юбилею» поистине звездный блеск. Вряд ли сейчас найдешь в мире другой такой праздник, где на протяжении декады выступают четыре лучших симфонических оркестра мира.
«Каждый раз, составляя программу, я веду диалог с папой, — написала в напутствии смотру его художественный руководитель Ольга Ростропович, старшая дочь великого музыканта. — Он мой негласный советник во всем, что я делаю. Папа любил Москву, любил русскую публику — широко образованную, требовательную и одновременно благодарную и отзывчивую... Это наш с вами общий праздник, и я верю, что его история будет долгой и прекрасной».
Ольга Мстиславовна выступила и со сцены, поблагодарив за поддержку министерство культуры России, правительство Москвы, всех присутствующих... А затем эстраду Большого зала Консерватории предоставили главным гостям фестиваля — Лондонскому оркестру «Филармония», за пульт которого в этот вечер встал известный финско-американский маэстро Эса-Пекка Салонен.
Эса-Пекка Салонен во главе Лондонского оркестра «Филармония». Фото автора
Программу открыла Третья симфония Бетховена. А можно сказать и так: программа открыла для многих Третью Бетховена. Например, автор этой заметки не вспомнит другое исполнение, где так тщательно была бы проработана полифоническая ткань в ее громадном многообразии подголосков, имитаций, контрапунктических сюрпризов. И это был не набор кунштюков: все оркестровые голоса пели, жили, складывались в мощно выстроенное звуковое здание. Насколько это возможно в большом симфоническом оркестре, маэстро приблизил звучание к аутентичному, и даже современные медные духовые «излучали» прямой, резковатый, угловатый звук, будто это натуральные, безвентильные валторны и трубы. Правда, иногда суперартистичному дирижеру, пожалуй, изменяло чувство меры, и его задорное желание побравировать — «а вот как мы умеем играть пианиссимо» — приводило к провалу некоторых фраз в невнятность, а то и в пустоту. Порой темпы казались слишком уж причудливыми: ладно первая часть неслась вскачь — так у аутентистов нынче принято, но отчего мажорная середина похоронного марша вдруг оказалась едва ли не в полтора раза скорее своего минорного обрамления — понять трудно. И все же эти детали не отменили главного — огромного увлечения, с которым дирижер и оркестр сыграли первую из великих бетховенских симфоний.
Публика на концерт открытия пришла элитная: рядом с Ольгой Ростропович (в центре) -- Светлана Медведева и Наина Ельцина. Фото автора
Во втором отделении Салонен проявил себя верным сыном Финляндии, исполнив Пятую симфонию национального классика Яна Сибелиуса. Те, кто привык относиться к этому композитору более как к мастеру, нежели вдохновенному творцу, думаю, тоже совершили для себе определенное открытие: сколько красок и образов оказалось в этих пространственных духовых соло, в ослепительных струнных взлетах, в контрастах между стремительным «перпетуум мобиле» и чинным старообразным менуэтом! Ничуть не меньше, чем яркого света — в полярном дне и волшебных цветовых переливов — в северном сиянии. «Горячий финский парень» Салонен, подозреваю, серьезно приумножил в этот вечер ряды поклонников Сибелиуса, по крайней мере среди московской публики. А на десерт, в качестве своеобразной благодарности за напряженную слуховую работу, угостил их — кто бы сомневался, чем: филиграннейше сыгранным «Грустным вальсом» — главным сибелиусовским хитом.
Весь пятничный вечер лондонский оркестр вместе с Салоненом, нашей капеллой имени Юрлова и солистами посвятят музыке Шостаковича — его впервые исполняемой у нас неоконченной сатирической опере 1932 года «Оранго» и опальной Четвертой симфонии, в 1936 году из-за сталинской критики снятой с генеральной репетиции и пролежавшей под спудом 25 лет.
В последующей афише Фестиваля Ростроповича — выступления Российского национального оркестра (художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Плетнев), Филармонического оркестра Радио Франции (Мюнг Вун Чунг), Симфонического оркестра Штутгартского радио (Стефан Денев) и, в заключение, снова две программы лондонского коллектива под водительством нашего знаменитого дирижера Владимира Юровского.
