Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:20 28 Мая 2021 12468
Кино из камыша

На экраны выходит хит Московского международного кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фильм «Последняя «Милая Болгария» снят по мотивам повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Кадр с сайта БФ href="https://www.kinopoisk.ru/picture/3642458/"> kinopoisk.ru

Фильм Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария» завоевал на недавнем ММКФ приз за режиссуру. По мне, картина екатеринбургского кинокудесника заслуживала Главного приза, но фестивальная мода на румынское кино склонила членов жюри наградить «Золотым Георгием» фильм «Засранка». Кстати, спорное решение послужило поводом для едких комментариев: дескать, на ММКФ уже побеждали «Отбросы» и «Лузеры», теперь дошла очередь и до «Засранки».

Впрочем, название фильма Алексея Федорченко тоже не выглядит чересчур привлекательным для массового зрителя. Не исключаю, это намеренный режиссерский ход. «Последняя «Милая Болгария» — кино рукотворное, штучной выделки, снятое по мотивам автобиографической повести классика советской литературы Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Выросшим на «Трансформерах» оно вряд ли будет интересно, и громоздким названием режиссер как бы подает знак «своим» зрителям, понимающим толк в неспешном авторском кино.

Федорченко очаровался книгой лет 30 назад, когда еще не помышлял о режиссуре. Грезил об экранизации, но не знал, как вместить в киноленту сложную структуру книги, состоящую как бы из двух частей: калейдоскопа пронзительных детских и юношеских воспоминаний, с одной стороны, и едва ли не научного психоаналитического трактата — с другой. Неслучайно никто из отечественных режиссеров даже не пробовал подобрать кинематографический ключ к этой прозе.

Зощенко, эвакуированный в 1941-м в Алма-Ату, считал свою выстраданную книгу вкладом в борьбу с фашистской идеологией (на ее страницах он, в частности, полемизирует с доктором Фрейдом). Одна только рукопись повести, которую писатель взял с собой в эвакуацию, весила 8 кг. Но охранительная критика встретила первую часть книги в штыки, обозвала писателя «мещанским хлюпиком, нудно копающимся в собственном интимном мирке». В итоге книга была запрещена к печати, а ее автор на долгие годы исчез из большой литературы.

Последнее обстоятельство, как я понимаю, подсказало режиссеру сюжетный ход для фильма. Его главный герой — молодой ученый-селекционер Леня (Илья Белов), который пытается вывести в Алма-Ате для бойцов Красной армии целебный сорт яблок, поселяется в комнате коммуналки, где до него жил известный писатель Семен Курочкин (один из псевдонимов Михаила Зощенко), пропавший при невыясненных обстоятельствах. От писателя остались только пальто и шляпа да пыльная папка с бумагами, которая и оказывается рукописью незавершенной книги.

Днем Леня проращивает яблочные косточки той самой «Милой Болгарии», на которую покушаются голодные дети, муравьи, птицы, по вечерам гуляет с синеокой хозяйкой комнаты Ольгой (Алена Артемова), а по ночам читает рукопись, в которой прихотливо перемежаются воспоминания автора о своих влюбленностях, душевных травмах, Первой мировой войне, революционном терроре. Леня пытается понять тайну его жизни и загадку внезапного исчезновения.

Федорченко называет свой фильм психоаналитическим детективом. Если это и детектив, то отнюдь не канонический. На самом деле режиссер, подобно неутомимому селекционеру, вывел в «Милой Болгарии» некий жанровый гибрид, соединив в рамках одного фильма драму, комедию, лубок, лирику, гротеск, японский театр кабуки, полиэкран. Снаряжать экспедиции в Санкт-Петербург, где родился и рос Зощенко, а тем более в «зарубежную» Алма-Ату, снимать там быт военной поры в духе, скажем, фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войн-ы» режиссеру показалось делом вторичным, да и неподъемным по бюджету. В итоге сняли фильм на Урале с местными актерами (засветились даже театральный режиссер Николай Коляда, писатели Роман Сенчин, Ярослава Пулинович) и в предельно условной, театрализованной манере.

В годы войны в Алма-Ату эвакуировали не только Зощенко, который рвался на фронт, имея пять орденов за участие в Первой мировой, но и едва ли не весь цвет советской культуры, включая мастеров кино. Именно там Сергей Эйзенштейн снимал знаменитый фильм «Иван Грозный», декорации которого были построены не из дерева и даже не из фанеры (где их взять в лихолетье), а из камышовых циновок, замазанных поверху побелкой. Федорченко довел прием до абсолюта. Его продюсеры скупили весь урожай камыша в стране, из которого в итоге был построен мир Курочкина-Зощенко: здесь городские дворцы, набережные Невы и даже военные блиндажи демонстративно сделаны из камыша, который не прячет на экране свою шершавую, пористую породу.

Несмотря на столь условный образный мир, смотреть фильм сколько-нибудь подготовленному зрителю будет не трудно, а увлекательно. Режиссерская энергия бьет ключом, экран двоится, троится, показывая происходящее с разных ракурсов, тут не заскучаешь. Действие переносится из туманного Санкт-Петербурга в пронизанную солнцем Алма-Ату, из дореволюционных альковов проституток — в мир советских коммуналок, из окопов Первой мировой — на съемочную площадку «Ивана Грозного», где Сергей Эйзенштейн (Александр Блинов) потешно репетирует с Николаем Черкасовым роль первого русского самодержца, а кинематографические опричники лихо справляют свои бесовские танцы.

В два часа экранного времени вбито так много контрастного материала, что в какой-то момент кажется, что мы смотрим два разнородных — по фактурам, эмоциям, колористике — фильма. Один — про тернистый жизненный путь и тяжелые душевные переживания писателя Курочкина-Зощенко. Другой — про солнечный мир Алма-Аты с ее восточными базарами, верблюдами, заезжими чудаковатыми киношниками, учеными, ботаниками. Но искусно выверенный финал все сводит в единое целое — подобно тому, как единым целым (воспользуюсь здесь сравнением Зощенко из книги «Перед восходом солнца») могут быть пушка и снаряд.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 17:01 / 29 Октября 2022 14736
Опять стреляют

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

В былые времена книжками «про войну» у нас в стране зачитывались все, от мала до велика. Потом вроде бы пришла мода на иное чтиво, но, увы, ненадолго. Сейчас к читателю снова косяком двинулись...

Евгений Водолазкин - о новом романе «Чагин» и человеческой памяти

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В издательстве «АСТ» (Редакция Елены Шубиной) вышла новая книга Евгения Водолазкина «Чагин» — роман о выдающемся мнемонисте, то есть человеке с уникальной способностью запоминания, которого...

Культура 21:01 / 29 Октября 2022 13179
Лучший голос земли

Чилийский режиссер Пабло Ларраин начал снимать фильм о легендарной певице Марии Каллас

Труд
Фото:Unknown/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, чьи фильмы снискали успех на Каннском кинофестивале и номинировались на «Оскар», имеет особую слабость к байопикам. Он снял фильм «Джеки» о Жаклин Кеннеди,...

Культура 20:45 / 29 Октября 2022 12979
Гномы постарались

В Швеции нашли старинный волшебный амулет

Труд
Бог Тор сражается с гигантами с помощью своего молота, грома и молнии. Фото: globallookpress.com

На юго-западе Швеции ученые обнаружили редкий амулет в виде молота скандинавского бога Тора. В начале Х века, когда проповедники уже вовсю обращали местных жителей в христианство, амулет был отлит из свинца неизвестным...

Культура 20:01 / 29 Октября 2022 12524
Кому все по карману?

Netflix затеял снимать сериал по легендарному роману «Сто лет одиночества»

Труд
Сам Габриэль Маркес долго отказывался продавать права на адаптацию книги. Фото: El Universal/@WireImgId=8372800, globallookpress.com

В далеком 1982 году колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. К 40-летию этой даты вездесущий Netflix решил приурочить начало работы над многосерийной экранизацией «Ста лет одиночества»,...

На экраны вышли два фильма с острой социальной проблематикой, что по нынешним временам уже событие

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Светлана Чуйкина в фильме «Плакать нельзя» играет несчастную мать, у которой отняли ребенка

Один из них - «Плакать нельзя» рассказывает об ужасах ювенальной юстиции в Скандинавии, жертвой которой становится русская мать и ее сын. Второй фильм «Дополнительный урок» впервые в нашем кино прикасается к такой больной...

Актер и телеведущий собрался раскрыть пока еще остающиеся на карте Земли тайны

Анна Чепурнова
Труд
Просидеть всю жизнь на одном месте - это не для Вадима. Фотографии предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Среди ближайших премьер телеканала «Моя Планета» — программа «Тайна на карте», жанр которой ее создатели определили как «тревел-детектив». Что под этим скрывается? Рассказы о самых...

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Труд
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего...

Выполнимая ли задача поставлена перед ТВ? Быть высокоморальным и в то же самое время приучать зрителя к нетерпимости?

Сергей Беднов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Ровно через неделю страна отметит День народного единства. Помнится, когда он был учрежден, все дружно ломали головы: что же такое важное в отечественной истории случилось 4 ноября? Потом решили: ничего. А нововведение...

Иван Сергеевич Тургенев приглашает в гости

Виктория Пешкова
Труд
До конца дней Тургенев вспоминал Спасское-Лутовиново как лучшее из мест своей жизни. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

В ГМИРЛИ имени Даля открылась выставка, посвященная 100-летию Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Своими сокровищами с организаторами поделились Орловский музей Тургенева и московский Дом-музей Тургенева на Остоженке....

Культура 00:05 / 21 Октября 2022 9864
Приказано забыть

В российской культуре формируется список запретных имен и тем

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
С проката сняли документальный фильм «Голод». Объяснение от компании «Каро» - внезапно сломался кинопроектор. Фото: Moscow-Live.ru

Ничто, казалось бы, не предвещало. Документальный фильм «Голод», который обозревателю «Труда» удалось посмотреть на московской премьере и даже написать о нем в газете, за день до очередного...

Что не так с комедией «Любовники»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Три неверных мужа приняли на грудь в бане и взялись проучить все коварное женское племя. Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально...

В Петербурге открыт памятник драматургу Александру Володину

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге на Петроградской стороне открыт памятник драматургу Александру Володину. Виновник торжества больше 30 лет жил тут неподалеку, на Большой Пушкарской, 44, где висит мемориальная доска в его честь. Удивительное...

Культура 00:03 / 18 Ноября 2022 7726
Не Голливудом единым

Возвращайтесь, друзья, в кинотеатры, там сегодня интересно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Эмили» - изящная костюмная мелодрама, повествующая об Эмили Бронте — средней из трех великих сестер-писательниц

Уходящий год поставил грустный рекорд по падению посещаемости кинотеатров. Многие зрители считают, что там нынче нечего смотреть. На самом деле, это не так. Да, «большой Голливуд» ушел из нашей страны. Но киноафиша...

Увы, не все. Из всей несметной толпы «строителей отношений» служить отправился лишь один, в прошлом - десантник

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Если кто читает телевизионные обозрения «Труда» регулярно, он может заметить, что шутка, вынесенная в заголовок, уже появлялась в прошлом номере. Она была навеяна советским учебником истории, где раздел, посвященный...

Культура 00:17 / 18 Ноября 2022 7454
Дикий ангел пролетел

Уругвайская актриса – она же россиянка - Наталия Орейро сыграет в фильме «Письмо Деду Морозу»

Сергей Беднов
Труд
Но увидим мы сие великолепие лишь в 2025 году. Фото: Анатолий Ломохов, Синьхуа

Две новости — хорошая и так себе. Начнем с первой. Нам готовят новогодний сюрприз: в фильме «Письмо Деду Морозу» сыграет уругвайская актриса, а с недавних пор еще и гражданка РФ Наталия...






Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?