Главная Культура 00:20 28 Мая 2021 13179
Кино из камыша

На экраны выходит хит Московского международного кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фильм «Последняя «Милая Болгария» снят по мотивам повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Кадр с сайта БФ href="https://www.kinopoisk.ru/picture/3642458/"> kinopoisk.ru

Фильм Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария» завоевал на недавнем ММКФ приз за режиссуру. По мне, картина екатеринбургского кинокудесника заслуживала Главного приза, но фестивальная мода на румынское кино склонила членов жюри наградить «Золотым Георгием» фильм «Засранка». Кстати, спорное решение послужило поводом для едких комментариев: дескать, на ММКФ уже побеждали «Отбросы» и «Лузеры», теперь дошла очередь и до «Засранки».

Впрочем, название фильма Алексея Федорченко тоже не выглядит чересчур привлекательным для массового зрителя. Не исключаю, это намеренный режиссерский ход. «Последняя «Милая Болгария» — кино рукотворное, штучной выделки, снятое по мотивам автобиографической повести классика советской литературы Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Выросшим на «Трансформерах» оно вряд ли будет интересно, и громоздким названием режиссер как бы подает знак «своим» зрителям, понимающим толк в неспешном авторском кино.

Федорченко очаровался книгой лет 30 назад, когда еще не помышлял о режиссуре. Грезил об экранизации, но не знал, как вместить в киноленту сложную структуру книги, состоящую как бы из двух частей: калейдоскопа пронзительных детских и юношеских воспоминаний, с одной стороны, и едва ли не научного психоаналитического трактата — с другой. Неслучайно никто из отечественных режиссеров даже не пробовал подобрать кинематографический ключ к этой прозе.

Зощенко, эвакуированный в 1941-м в Алма-Ату, считал свою выстраданную книгу вкладом в борьбу с фашистской идеологией (на ее страницах он, в частности, полемизирует с доктором Фрейдом). Одна только рукопись повести, которую писатель взял с собой в эвакуацию, весила 8 кг. Но охранительная критика встретила первую часть книги в штыки, обозвала писателя «мещанским хлюпиком, нудно копающимся в собственном интимном мирке». В итоге книга была запрещена к печати, а ее автор на долгие годы исчез из большой литературы.

Последнее обстоятельство, как я понимаю, подсказало режиссеру сюжетный ход для фильма. Его главный герой — молодой ученый-селекционер Леня (Илья Белов), который пытается вывести в Алма-Ате для бойцов Красной армии целебный сорт яблок, поселяется в комнате коммуналки, где до него жил известный писатель Семен Курочкин (один из псевдонимов Михаила Зощенко), пропавший при невыясненных обстоятельствах. От писателя остались только пальто и шляпа да пыльная папка с бумагами, которая и оказывается рукописью незавершенной книги.

Днем Леня проращивает яблочные косточки той самой «Милой Болгарии», на которую покушаются голодные дети, муравьи, птицы, по вечерам гуляет с синеокой хозяйкой комнаты Ольгой (Алена Артемова), а по ночам читает рукопись, в которой прихотливо перемежаются воспоминания автора о своих влюбленностях, душевных травмах, Первой мировой войне, революционном терроре. Леня пытается понять тайну его жизни и загадку внезапного исчезновения.

Федорченко называет свой фильм психоаналитическим детективом. Если это и детектив, то отнюдь не канонический. На самом деле режиссер, подобно неутомимому селекционеру, вывел в «Милой Болгарии» некий жанровый гибрид, соединив в рамках одного фильма драму, комедию, лубок, лирику, гротеск, японский театр кабуки, полиэкран. Снаряжать экспедиции в Санкт-Петербург, где родился и рос Зощенко, а тем более в «зарубежную» Алма-Ату, снимать там быт военной поры в духе, скажем, фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войн-ы» режиссеру показалось делом вторичным, да и неподъемным по бюджету. В итоге сняли фильм на Урале с местными актерами (засветились даже театральный режиссер Николай Коляда, писатели Роман Сенчин, Ярослава Пулинович) и в предельно условной, театрализованной манере.

В годы войны в Алма-Ату эвакуировали не только Зощенко, который рвался на фронт, имея пять орденов за участие в Первой мировой, но и едва ли не весь цвет советской культуры, включая мастеров кино. Именно там Сергей Эйзенштейн снимал знаменитый фильм «Иван Грозный», декорации которого были построены не из дерева и даже не из фанеры (где их взять в лихолетье), а из камышовых циновок, замазанных поверху побелкой. Федорченко довел прием до абсолюта. Его продюсеры скупили весь урожай камыша в стране, из которого в итоге был построен мир Курочкина-Зощенко: здесь городские дворцы, набережные Невы и даже военные блиндажи демонстративно сделаны из камыша, который не прячет на экране свою шершавую, пористую породу.

Несмотря на столь условный образный мир, смотреть фильм сколько-нибудь подготовленному зрителю будет не трудно, а увлекательно. Режиссерская энергия бьет ключом, экран двоится, троится, показывая происходящее с разных ракурсов, тут не заскучаешь. Действие переносится из туманного Санкт-Петербурга в пронизанную солнцем Алма-Ату, из дореволюционных альковов проституток — в мир советских коммуналок, из окопов Первой мировой — на съемочную площадку «Ивана Грозного», где Сергей Эйзенштейн (Александр Блинов) потешно репетирует с Николаем Черкасовым роль первого русского самодержца, а кинематографические опричники лихо справляют свои бесовские танцы.

В два часа экранного времени вбито так много контрастного материала, что в какой-то момент кажется, что мы смотрим два разнородных — по фактурам, эмоциям, колористике — фильма. Один — про тернистый жизненный путь и тяжелые душевные переживания писателя Курочкина-Зощенко. Другой — про солнечный мир Алма-Аты с ее восточными базарами, верблюдами, заезжими чудаковатыми киношниками, учеными, ботаниками. Но искусно выверенный финал все сводит в единое целое — подобно тому, как единым целым (воспользуюсь здесь сравнением Зощенко из книги «Перед восходом солнца») могут быть пушка и снаряд.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8481
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5664
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4702
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4297
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?