Не будет преувеличением сказать, что оба были также великими патриотами России. Причем свою любовь к Родине они подтверждали многими выдающимися достижениями во славу России.
Форсировал Дунай, а потом – пьедесталы трех Олимпиад!
Аркадий Воробьев, уйдя на фронт со школьной скамьи (в буквальном смысле этого слова), отважно воевал в Великую Отечественную. Осенью 1941 года ему исполнилось 17 лет, но, проявив большую активность в военкомате и приписав себе пару годков в документах, Аркадий в действующей армии уже с начала 1942 года. При форсировании Дуная он первым прорвался за западный берег. Эта операция выкосила около 90% личного состава штрафной роты, в составе которой матрос Воробьев переправлялся через великую реку.
После мая 1945 года он продолжил воевать – с тихим, но смертельно опасным врагом. С минами в одесском порту. Юный моряк своей неимоверной силой все больше всех удивлял – сначала своих сослуживцев, потом армейских командиров, а затем и спортивных начальников. В течение одного сезона совершил невиданное восхождение: от одесского подвала, в котором моряки между дежурствами «тягали железо», и до международной арены. В сборную СССР был включен, не имея еще постоянного тренера!
Дебютируя на Олимпиаде в 1952 году, занял третье место вслед за Трофимом Ломакиным. Правда, его ровесник Железный Трофим на тот момент имел несравненно больше опыта занятий штангой. Но спустя 4 года Воробьев «в одну калитку» обыграл всех своих соперников, попутно установив мировые рекорды в каждом из упражнений. Спустя 4 года в Риме Аркадий Никитич повторил свой олимпийский успех. Всего на его счету 25 мировых рекордов.
.jpg)
Аркадий Воробьев. Фото: Дмитрий Донской, РИА Новости
Завершив карьеру спортсмена, двукратный олимпийский чемпион Воробьев в течение 8 лет возглавлял сборную СССР в качестве главного тренера. В ту эпоху, в отличие от нынешней, наши соотечественники явно доминировали в мировой тяжелой атлетике. На Олимпиадах и чемпионатах мира, как правило, завоевывали половину и даже больше золотого медального запаса. Для сравнения: за последние 20 лет наши штангисты на Играх побеждали лишь три раза: в 1996 году это удалось Алексею Петрову и Андрею Чемеркину, в 2004-м – Дмитрию Берестову.
Уйдя с поста главного тренера сборной в период ее наибольших успехов, Воробьев несколько лет успешно занимался медициной. Интересно, что свои кандидатскую и докторскую диссертации он защищал не в педагогике (как все наши успешные спортсмены и тренеры), а именно в медицине. Впрочем, профессор Воробьев издал много интересных трудов и в области спортивных наук. По его учебнику «Тяжелая атлетика» до сих пор учатся студенты спортивных вузов многих стран мира.
С 1977 по 1995 год Аркадий Никитич возглавлял ведущий спортивный вуз страны МОГИФК (находится в подмосковной Малаховке, где он и провел вторую половину своей жизни). Кроме того, он самолично, без привлечения в качестве «литрабов» спортивных журналистов, написал очень живым и популярным языком книги «На трех Олимпиадах» (1963), «Сильные мира сего» (1972), «Железная игра» (1980) и учебные пособия «Современная тренировка тяжелоатлета», «Тяжелоатлетический спорт».
Все эти достижения принадлежат одному человеку – Воробьеву Аркадию Никитичу!
Бурятский отец русского победного оружия
Биография Ефима Хайдурова – бурята по национальности – в чем-то схожа с Воробьевской, но в чем-то и отличается. Будучи на год младше Аркадия, Ефим так же с первых дней войны пытался попасть на фронт.
Но если богатырь Воробьев еще мог внешне сойти за более взрослого, то маленький худенький Хайдуров в свои 16 лет смотрелся как 13-летний мальчишка. Так что вопрос о военкомате даже не стоял. Когда в возрасте 17 лет Ефим с отличием окончил школу и хотел ехать поступать в МАИ (авиационный институт тогда был эвакуирован в Куйбышев-Самару), отец ему это делать категорически запретил. Победу надо было делать «здесь и сейчас». Ефим вместе с отцом работал на авиационном заводе в Улан-Удэ. За пару лет освоил абсолютно все операции металлообработки и как особо ценный специалист был командирован в технический отдел Министерства обороны. Лейтенантские погоны Ефиму Хайдурову присвоили еще во время войны.
.jpg)
Ефим Хайдуров. Фото: ru.wikipedia.org
Любопытно, что стрельбой он занялся лишь в возрасте 28 лет. Не спортивной, а вообще стрельбой! Хотя в его крае, как говорится, каждый мужчина – охотник. Но у молодого специалиста Хайдурова на занятия охотой просто не было времени. А вот спорт любил. И когда в 1948 году он попал под сокращение офицерского состава, Ефим Хайдуров успешно руководил спортивным советом «Динамо» в Улан-Удэ. И все же на этой должности его мучило чувство нереализованности: теоретические и практические познания в машиностроении, которые Хайдуров получил с 1942 по 1948 год, не должны были пропасть зря. Именно с такой мыслью успешный и уважаемый спортивный чиновник в возрасте 28 лет поехал в Москву, чтобы стать студентом-первокурсником МВТУ имени Баумана. И с первого курса обучения в этом ведущем техническом вузе страны пошли в гору обе его карьеры: карьера спортсмена-стрелка и карьера разработчика и создателя спортивного оружия. В качестве дипломной работы Хайдуров разработал и своими руками изготовил четыре экземпляра пистолета Х-1-МТ-Бауманец, с помощью которых вскоре для сборной СССР стрелками Хайдуровым, Столяровой, Крехели и Сулеймановым были завоеваны золотые медали чемпионата мира.
С 1955 по 1963 год Хайдуров выступал за сборную СССР, многократно выигрывал чемпионаты мира и Европы в различных пистолетных дисциплинах. И что важно отметить: стреляя из собственноручно разработанного и изготовленного оружия!
С 1967 по 1976 год возглавлял пистолетную группу сборной СССР, лично подготовил чемпионов мира Столярову и Сулейманова и несколько мастеров международного класса. На чемпионате мира 1974
года возглавляемая им команда выиграла 12 золотых медалей из 14 разыгрываемых!
Из его пистолетов выигрывались золотые медали в разных дисциплинах почти на всех чемпионатах мира и Олимпиадах, начиная с 1962 года и заканчивая победой Сергея Алифиренко в Сиднее-2000.
С 1976 по 1984 год заведовал кафедрой стрелкового спорта ГЦОЛИФКа.
Внес вклад в совершенствование правил международных соревнований по стрельбе, добился включения в олимпийскую программу стрельбы из пневматического пистолета.
До последних дней он работал над созданием пневматической винтовки.
Все это сделал один человек – Хайдуров Ефим Леонтьевич!
Корреспонденту «Труда» посчастливилось лично знать обоих выдающихся деятелей российского спорта – Воробьева и Хайдурова. И посчастливилось много с ними беседовать. Следует отметить высочайшие эрудицию и культурный уровень обоих. И потому пребываю в уверенности: как Аркадий Никитич и Ефим Леонтьевич рассказывали о себе и своей эпохи, лучше них никто не расскажет.
И потому «Труд» далее публикует две статьи, полностью составленные из монологов Воробьева и Хайдурова.