Главная Культура 00:05 29 Января 2016 5548
Александр Олешко: Я - артист, играющий роль телеведущего

Ведущий шоу «Точь-в-точь» рассказал «Труду», каких физических и душевных затрат требует его профессия и позитивный настрой

Елена Губайдуллина

Александр Олешко — артист востребованный. Cнимается в сериалах, участвует в театральных спектаклях, озвучивает мультфильмы, выступает с концертами. А миллионы и миллионы зрителей знают его как одного из самых ярких телеведущих отечественного ТВ. Возьмите очень популярное шоу «Точь-в-точь» на Первом канале — именно благодаря обаянию и позитивному настрою Александра оно любимо многими. Перед камерой Олешко держится настолько легко и естественно, что зрителю кажется, будто эта красивая работа в лучах софитов делается сама собой и не требует особых усилий. А что на самом деле это за профессия, каких физических и душевных затрат она требует? Об этом «Труд» решил узнать, что называется, из первых рук.

— Александр, вы уже вполне опытный телеведущий и можете не понаслышке судить о том, какие качества необходимы в этой профессии. А если выбрать главные?

— О многом можно рассуждать, но я бы остановился на главном — на умении включаться в жизнь того самого человека, который в этот момент смотрит на тебя в своем телевизоре, слушает, хочет на тебя походить, вместе с тобой искать ответы на свои вопросы. И не надо говорить, что их, зрителей, миллионы и что они все разные... Представьте себе именно того человека, ради которого происходит это действо, загляните в его глаза. Телеведущий, как и любой творческий человек, должен делиться своей энергией и даже, представьте, здоровьем, своими запасами любви, доброты и нежности с огромной страной, которая включила телевизор и сопереживает тому, что видит и слышит. Или не сопереживает — но тогда это именно твоя, ведущего, проблема.

Бывает, люди встают перед камерой и даже не задумываются о том, кто и зачем на них в этот миг смотрит. Как-то я участвовал в концерте проекта «Голос. Дети». Почему-то все ребятишки пели исключительно грустные песни на английском. Я вытерпел одну песню, вторую, пятую и спросил: «А по-русски кто-нибудь будет петь? А веселые песни кто-то знает?» Но где там! Мамаши выступавших детей так упивались их талантами и своими продюсерскими «способностями», что им и в голову не пришло, каково зрителю по ту сторону экрана. То есть они не понимают, что это уже не только их домашние радости, ведь нужно, чтобы и люди в зале, и телезрители испытывали добрые чувства и радость. Я уже не говорю о том, что конкурсанты как пришли в сапогах с улицы, так и двинулись на сцену. А ведь сцена, будь это театр или студия, — святое место. Переоденьтесь, загримируйтесь, причешитесь и подумайте о том, что вы должны дарить зрителям позитивные эмоции, надежду, веру.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает многим нашим телеведущим?

— Искренности, доброты. Я был бы только рад, если бы телевидение отказалось от тех ток-шоу, в которых соревновательность зашкаливает и где люди как бы решают свою судьбу или переживают за своих друзей. На самом деле это просто бестолковый шум-гам. Такое мне не по душе. Хочется чуть больше покоя, чуть меньше скорости. Помните: «Чуть помедленнее, кони...» И так все вокруг невероятно убыстрилось — порой кажется, что наша планета ускорила вращение, а вслед за ней и телевидение рвануло куда-то без оглядки. Очень люблю поэтические строчки: «Остановиться, оглянуться, внезапно, вдруг, на вираже, на том случайном этаже, где вам доводится проснуться...» Написанные в 70-х, они, мне кажется, с годами только прибавляют в актуальности.

Конечно, для телеведущего важны и кругозор, и интеллект, и чувство юмора, и самоирония, и умение парировать, и внимание, и память, и физическая форма, и много что еще. Это как огромная анфилада комнат: откроешь одну, а за ней видна новая, и дальше двери, и дальше. Про себя могу сказать так: я артист, играющий роль телеведущего.

Мне легче. Я могу и петь, и танцевать, и пародировать, и перевоплощаться, и все что хотите. А телеведущий — это тот, кто может вести передачу. И больше ничего. Я все-таки стремлюсь быть человеком-оркестром. Это интересно.

— По-моему, ваши данные человека-оркестра во всей полноте проявляются в спектакле Театра имени Вахтангова «Мадемуазель Нитуш»...

— Спасибо. Обожаю этот спектакль! Несмотря на то что мы играем его 11 лет, он все еще молодой и современный. Мы с Машей Ароновой постоянно дополняем сцены повседневными и даже ежеминутными новостями, из-за чего спектакль дышит, не замораживается. Он сделан в стиле старого театра, а все, что по-настоящему классическое, — оно вечно, вне моды и вне времени. В «Мадемуазели Нитуш» много чистой радости, зрители там отдыхают душой, и мы, актеры, радуемся вместе с ними. А когда играем «Нитуш» под Новый год, происходит много неожиданного и сказочного. То оркестр вдруг заиграет «В лесу родилась елочка», то кто-то из зрителей поставит на авансцену бутылку шампанского... Билетов не достать, яблоку негде упасть. Режиссер этого спектакля, Владимир Владимирович Иванов, говорил нам на репетициях: «Это спектакль-праздник в не самое простое время. Пожалуйста, поделитесь энергией, отдайте ее людям!» Мы так, собственно, и делаем.

— А как вы, Александр, относитесь к нештатным ситуациям в творчестве? Досадуете или переходите на импровизацию?

— Досадовать непрактично. Нештатные ситуации — неизбежная часть профессии. Всегда что-то неожиданное случается: то занавес упадет или не откроется, то микрофон сломается... Важно из любой ситуации красиво выйти. И тут необходима хорошая реакция. А еще оптимизм, вера в то, что все будет хорошо. Однажды вдруг ни с того ни с сего я забыл, как зовут главную героиню! Представляете? Казалось бы, ну как можно забыть имя героини в спектакле, знакомом до запятой, где ты играешь больше десяти лет? Но во мне будто какой-то выключатель сломался. А у нас диалог... Прямо на сцене спрашиваю: «Девочка, как тебя зовут?» А она в ответ тоже решила сымпровизировать: «Не скажу, дяденька». И все. Артисты, которые за кулисами все это слышали, начали хохотать, подтрунивать надо мной. И зал включился, все принялись подсказывать реплики. И такая потрясающая, почти семейная обстановка в отношениях артистов и зрителей возникла... Вот вам и нештатная ситуация!

— С тех пор как вы ушли из «Современника», в котором играли очень активно, у вас не так много театральных работ. Почему?

— Пожалуй, потому, что нет увлекательных предложений. То, что мне предлагают, не совпадает с моими творческими потребностями. Безусловно, я должен сыграть Фигаро, Труффальдино и Хлестакова. Но в планах у театров пока этого нет, у них другой репертуар. Ничего, я подожду. Владимиру Зельдину в феврале будет 101 год, у него скоро премьера нового спектакля. Мне 39. Время есть, у меня еще все впереди.

— Поделитесь какими-то конкретными планами?

— Предпочитаю не рассказывать о планах. Артисты — люди суеверные... У меня дома к стене приколот листок с надписью «Крути педали!». Вот я их и кручу. Я не высыпался с 1991 года, чему страшно рад. Работаю всегда и буду продолжать в том же духе. Каждый день дает массу поводов жить и дышать полной грудью. Вот вышел мультфильм «Маленький принц», который я озвучил в компании замечательных артистов — Чулпан Хаматовой, Константина Хабенского, Сергея Гармаша, Игоря Костолевского. Удивительная, сказочная, волшебная история. В Музее декоративно-прикладного и народного искусства экспонируется моя коллекция — в ней собраны Деды Морозы, Снегурочки и самые разные елочные игрушки советской эпохи. Я их покупаю везде, где бываю на гастролях. Можно сказать, собираю по кусочкам свое детство... Так вот, мне звонили из музея и рассказывали, как дети водили хороводы вокруг елки и как по моим игрушкам изучали историю страны. В разное время были разные игрушки, но самое главное, что в них до сих пор чувствуется энергия людей, которые делали эти вещи. Чем не еще один повод улыбнуться и обрадоваться?

— Знаю, что вы находите время и для участия в благотворительных акциях. Недавно участвовали в фотосессии в «Азбуке вкуса», рекламируя товары, средства от продажи которых перечислили больным детям. Это мода или веление души?

— Ну уж точно не мода! Не хочется говорить громких слов, но если моя работа позволяет открыть какие-то дополнительные двери, которые со скрипом открывают другие, это уже много значит. Мне не нравится, когда артистов и других известных людей упрекают в том, что они-де пиарятся на благотворительности. Давайте лучше увидим в этом пользу для тех, кто остро нуждается в помощи. Кто-то сделал благотворительность делом жизни, кто-то с готовностью откликается на приглашение поучаствовать в акциях — тут у каждого свой выбор. Главное — не оставаться в стороне. Я как могу помогаю. Где рублем, где личным участием, где игрушкой, где концертом... И, поверьте, делаю это не для улучшения собственного имиджа.

— Вы следите за судьбами детей, которым помогаете?

— Расскажу одну историю. Как-то я ездил в Балашиху в больницу к очень тяжелым онкобольным детям. Сидел в палате у одной неходячей девочки, разговаривал с ней, подбадривал. Через какое-то время опять приехал в ту же больницу, спросил про свою знакомую девочку. А мне отвечают: «Она ушла». У меня сердце упало. Но врачи меня тут же успокоили: «Не переживайте, она ушла отсюда собственными ногами, дело пошло на поправку». Я не раз убеждался: если вовремя обнаружить болезнь и схватить ее за горло, можно выйти победителем, есть много подобных случаев. А больные ребятишки особенно нуждаются не только в медикаментах и операциях, но и во внимании, в участии. И поверьте: иногда даже взгляд или улыбка другого человека может окрылить, помочь поверить в себя, найти силы. Регулярно фонд «Подари жизнь» рассказывает о таких детях, публикует фотографии их не самого простого периода жизни в больнице. А когда они выздоравливают, проживают счастливую, полноценную жизнь.

— А как быть с тем, что далеко не все фонды честные и средства, собранные для тяжелобольных, могут уйти не по адресу?

— Конечно, это ужасно, если кто-то на чужом страдании отхватывает себе кусок. Есть замечательная фраза: «Когда меня обижают, я не обижаюсь, потому что в этот момент у моего обидчика начинается очень трудный разговор с Богом». Не ведают, что творят... Мы вообще живем во времена, когда многое перевернуто с ног на голову. Бывают такие периоды в истории, когда черное объявляется белым, а белое — черным. Но они непременно заканчиваются, и все неправедное получает свою оценку и свое возмездие. Конечно, в нашей каждодневной суете можно и отмахнуться от таких рассуждений, сослаться на особенность переживаемого момента. Но я знаю одно. Человек должен отвечать за свои слова и поступки и изо всех сил стараться служить чистоте, доброте, радости.

Недавно я выпустил новый диск и отказался от гонораров. Мы сделали отдельную линию в интернете — деньги, перечисленные за скачивание моих песен или за приобретение диска, сразу переводятся на счет фонда «Подари жизнь» в помощь больным детям. Я за теорию малых добрых дел. По капельке и море собирается.

— Не планируется ли на ТВ передача о благотворительности?

— Если бы возник такой проект, я был бы счастлив. Потому что и общество готово, и есть те, кому нужна помощь. Телевидение — мощнейший инструмент, оно просто обязано уделять внимание тем, кто в нем больше всех нуждается. Мне очень приятно, что на Первом канале, на котором я работаю, в больших проектах и развлекательных шоу — например, в «Точь-в-точь» — всегда есть возможность собрать деньги на благотворительность через зрительские SMS. Возможно, пришла пора более масштабных благотворительных телепроектов.

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3415
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3304
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3145
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?