Всего несколько часов, проведенных Владимиром Путиным на итальянской базе ВВС Пратика-ди-Маре, оказались чрезвычайно важными для альянса, созданного западными державами в 1949 году
"в противовес большевистской угрозе".
В едином порыве (которому предшествовала ухабистая дорога к компромиссам) 19 глав государств и правительств вместе с президентом России подписали декларацию о "новом качестве отношений", стремясь вдохнуть жизнь в механизм полноценного взаимодействия и одновременно дальнейшего поиска взаимопонимания между Россией и НАТО.
"Ведущей шестерней" этого механизма станет Совет Россия - НАТО. Власть совета - значительна. Это уже не дискуссионный клуб, где пускают колечки дыма и выпускают пар взаимного неудовольствия. Совет Россия - НАТО задуман не как консультативный, а как исполнительный орган. Под его крышей впервые наши взаимоотношения с 19 странами-старожилами, как все искренне надеются, лишатся налета подозрительности и приобретут зримые черты союзнической доверительности.
От того, приживется ли новый орган к могучему, но уже разменявшему "полтинник" организму НАТО, зависит судьба "архитектуры безопасности" в Европе и в мире. По идее должен прижиться. Зря что-ли мы кропотливо копили опыт общения в рамках прежнего Совместного постоянного совета (СПС), созданного после подписанного пять лет назад (27 мая) Основополагающего акта Россия - НАТО? Пятилетка не прошла даром: как говорят официальные лица в Москве, за это время мы научились лучше "понимать логику поведения друг друга и механику принятия внутренних решений".
И хотя "логика поведения" НАТО в отношении балтийских стран, ожидающих кооптирования в военные структуры альянса, по-прежнему не до конца понятна России, сегодня это не мешает оптимистическим оценкам. На римском саммите, и так считают многие эксперты, свершилась тихая революция. С двумя составляющими - технической и стратегической.
Первая сводится к тому, что отныне Россия будет со "свободной трибуны", без обиняков и в полный голос обсуждать с натовцами весь комплекс болевых вопросов. В их числе - противодействие международным террористам (от последышей бен Ладена до, если удастся убедить западных коллег, "непослушных" боевиков Армии освобождения Косово). А также - нераспространение оружия массового поражения, будущее тактической противоракетной обороны (сама идея, напомним, принадлежит путинской дипломатии), ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и преодоление локальных кризисов...
Стратегический момент заключен в том, что отныне можно будет заранее обговорить все темы, затрагивающие национально-государственные интересы России, а не быть поставленным перед фактом, что НАТО, мол, все уже решила, и уже, извините, ничего с этим поделать нельзя. Естественно, что у каждой из сторон, а их по-прежнему две - Россия и остальные 19, сохраняются разные приоритеты в области безопасности. А в случае, если не удастся достичь единогласия, если консенсус не представится возможным, то каждый волен поступать по собственному усмотрению. Однако, как намекают знающие эксперты, Москва готова и дальше делать шаги навстречу своим "партнерам ради мира" - да, объединения военных доктрин России и НАТО не произойдет, но коррективы с учетом "текущего момента" вполне могут быть внесены.
Отрадно и такое новшество в регламенте: новый совет, в отличие от старого, будет собираться на регулярные заседания в два раза чаще. Наконец за столом "двадцатки", как и у рыцарей короля Артура, все будут равны в отстаивании своих позиций, выработке согласия...