После летнего перерыва в афише «Шалома» — премьера, которой театр «обновил» полученное от департамента культуры здание бывшего Центра имени Мейерхольда на Новослободской улице. Худрук Олег Липовецкий в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» поставил «Лисистрату» Аристофана. Пьеса о женщинах, сумевших прекратить долгую войну методом «сексуальной забастовки», написанная аж в V веке до нашей эры, сегодня кажется очень злободневной.
Сам автор, названный Аристотелем отцом греческой комедии, создавал «Лисистрату» в то время, когда на его родине шел 20-й год Пелопоннесской войны — и до ее окончания оставалось еще семь долгих лет. Вот Аристофан и предложил столь парадоксальный выход из затянувшегося кровопролития.
Сюжет кажется невероятным, однако он, случается, повторяется не только на театральных подмостках. Так, в 2003 году активистка Лейма Гбови с движением «Женщины Либерии за мир» организовала протесты против насилия и сексуальную забастовку, что привело не только к завершению 14-летней гражданской войны, но и к избранию первой представительницы прекрасного пола главой государства в этой стране. А сама Гбови удостоилась Нобелевской премии мира. О нескольких подобных историях говорится в программке нынешнего спектакля.
У нас в стране «Лисистрата» ставится не часто. Олег Липовецкий создал сценическую версию текста (с использованием фрагментов перевода Адриана Пиотровского) — довольно остроумную. Вот, например, как звучит клятва женщин не соединяться с мужчинами до конца войны: «Не буду извиваться я лианою, не обниму, как медвежонок дерево...»
Спектакль красочен. Персонажи щеголяют в ярких костюмах, напоминающих о Древней Греции и: нынешней моде (девушки сплошь в коротких шортах). Та же эклектика царит и в декорациях: символизирующие мир оливки здесь достают из холодильника.
Сама Лисистрата является в красном одеянии (эта роль — прорыв для молодой Елизаветы Потаповой). Веришь, что только такой энергичной и волевой умнице-красавице по силам объединить женщин из враждующих городов для того, чтобы прекратить многолетнюю распрю — раз уж мужчины не хотят или не в силах этого сделать. Лишь она способна сдержать соратниц, когда после долгого воздержания те стремятся улизнуть к мужьям. И достойно ответить напыщенному Андронику (Дмитрий Цурский), желающему подавить «бабий бунт»:
Пьеса Аристофана сложна для постановки. Ведь в ней соединяются две очень разные темы: трагическая — войны и пикантная — движущего миром основного инстинкта. Найти нужные пропорции не так-то просто. В «Шаломе» получился скорее веселый спектакль о феминизме с вспомнившимися вдруг песнями-шлягерами «Позвони мне, позвони» и «Я хочу быть с тобой». Актеры играют задорно, особенно уморителен Евгений Овчинников в роли колоритной спартанки Лампито, с легкостью побеждающей в бою предводителя мужчин. Но мне не хватило более сильного звучания темы тягот войны, а еще — электрических разрядов взаимного томления, мучающего оттого, что его невозможно утолить.
Впрочем, все искупила одна пронзительная сцена — когда рядом с Лисистратой появляется маленькая девочка, олицетворение ее самой в детстве. И они вспоминают, как хорошо было раньше вместе с отцом и братом, и сетуют на то, что эти два родных человека так долго на войне и бог весть, вернутся ли с нее. Увы, слова пьесы: «Что нового слышно о мире у вас?» — до сих пор как никогда актуальны, а ее хеппи-энд пока что выглядит недостижимой мечтой.