Утро для многих из нас — не самое приятное время суток. Особенно зимой, когда за окном серо и сумрачно. Вот почему так важно, проснувшись, увидеть и услышать что-нибудь приятное. Например, девушку с чудесной улыбкой, которая искренне пожелает вам удачи и радости и расскажет, что интересного происходит в вашем городе, чего ждать от наступившего дня. Хорошее настроение на весь день гарантировано! Так по крайней мере утверждают многие телезрители, живущие на берегах Невы. Знакомьтесь: в гостях у «Труда» — ведущая телеканала «Санкт-Петербург» Людмила Ширяева.
— Людмила, начнем с простого вопроса: что для вас телевидение?
— Не такой уж он простой. Кажется, всю жизнь я работаю в кадре, и моя телевизионная деятельность сконцентрирована в Санкт-Петербурге, в телецентре на Чапыгина, 6, и я даже не представляю себя на другой работе. В общем, если совсем коротко, то телевидение дало мне все! Хотя, конечно, оно взамен требует немало: сил, времени, ответственности, азарта. А еще всегда хорошего настроения, что бы с вами ни случилось.
— А что может случиться с телеведущей в той же студии?
— Да много чего. Вот из недавнего: меня в прямом эфире укусил хорек. Я и так не очень-то люблю этих маленьких хищных зверьков, а тут, видимо, он почувствовал это и ответил так, как ему природа подсказала: прыгнул и ни с того ни с сего цапнул меня за руку. Я еле сдержалась, чтобы не сказать вслух то, что я про этих хорьков думаю. Но нельзя, все-таки прямой эфир, тут запикиванием не отделаться...
Хотя тот случай не единственный. Однажды енот оставил такой заметный след на нашем гостевом диване, что пришлось просить новую мебель. А когда я работала в программе «Весь этот цирк» и мы снимали ведущих на фоне слонов, то попали под тяжелый обстрел: слон вдруг раскачивает здоровенное полено и кидает его в нашу сторону. К счастью, он промахнулся, полено пролетело рядом.
— Да, теперь я понимаю, что диалог с животными — дело непростое, а временами и опасное. Но вы ведь все страхи оставляете за кадром?
— Конечно, именно так. Хотя самый большой страх, который меня преследует, — это боязнь проспать эфир. Иногда так этого опасаюсь, что с вечера уснуть не могу. Впрочем, насколько я знаю, это профессиональный страх многих ведущих. Всем нам периодически снится один и тот же сон, будто ты проспал эфир. Естественно, я завожу будильник, и не один, иногда даже прошу коллег позвонить и разбудить меня. И все равно боюсь не услышать побудки.
— Одно время вы работали на федеральных каналах. Почему вернулись в Санкт-Петербург? Ведь наверняка в Москве больше возможностей для карьеры на телевидении.
— Я действительно работала в Москве и сейчас провожу там много времени, поскольку в столице работает мой супруг. Но телевизионный роман с Москвой у меня не складывается, о чем я не слишком жалею. Работаю в любимой программе «Утро в Петербурге» на любимом канале. Мне очень нравится и программа, которую я веду, и наша замечательная редакция, а мои коллеги — уже как родные! Об этом с моим партнером по кадру Василием Кировым недавно как раз говорили. Да, бывает тяжело: подъем в 5 утра, недосыпы. Но есть стойкое убеждение: так хорошо и душевно, как на нашем канале «Санкт-Петербург», не будет нигде.
— Вы начинали работать на ТВ еще в школьные годы. Что для вас сегодня кажется милым и смешным с высоты прожитых лет?
— Вы знаете, для меня эта работа так и не стала рутиной. Ничего не поменялось, остается все то же чувство восторга и удивления от съемочного процесса, от студий, от общения с гостями. Несмотря на то что стаж работы у меня уже перевалил за 30 лет — и в новостных передачах, и в прямом эфире, и в тревел-программах. Я сполна удовлетворяю свои творческие амбиции, но и радости от этого нисколько не убавилось.
— А вы вообще сами любите утро?
— Раньше я была абсолютной «совой», «жаворонком» стала по необходимости, когда начала работать в утреннем эфире. Поняла, что выбора не остается и мне необходимо полюбить утро, причем раннее. Это, скажу прямо, было непросто. Впрочем, одно дело встать в 5 утра и маяться, и другое — встать в 5 утра, чтобы пойти на любимую работу. Особенно летом, когда ты встаешь вместе с солнышком. Это так здорово: ехать рано утром по набережным в сторону рассвета.
— А есть ли у вас свои утренние ритуалы?
— Никаких ритуалов, собираюсь очень быстро, не включаю ни музыку, ни телевизор. Иногда даже завтрак беру с собой. В день эфира просыпаюсь в бодром состоянии. Но даже если в телецентр приезжаешь немного сонной, стоит загореться красному огоньку «эфир в студии», как становишься самым бодрым человеком на земле! Вся флегма растворяется.
— Каков рецепт доброго утра выходного дня от Людмилы Ширяевой?
— Если выходной, то можно сразу не вскакивать. Полежите, подумайте о чем-нибудь хорошем. Потом неплохо бы сделать зарядку хотя бы минут на пять, этого достаточно. Ну и порадовать себя хорошим завтраком. Не знаю, как вы, а я пью некрепкий кофе на растительном молоке, мне этого достаточно. Потом прогулка с собакой — и день начался.
— Скажите честно, у вас есть волнение перед прямым эфиром?
— Абсолютно нет. Разбудите меня ночью, включайте камеру, и я начну вести программу. Это такой навык, который уже не отнять. А вот когда я веду большие мероприятия или концерты и выхожу на сцену, там волнение присутствует, и это очень хорошо и правильно.
— Вы учились в театральном институте и снимались в кино. Почему все же карьера телеведущей победила актерскую?
— Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете. В театральной академии совсем недолго побыла вольным слушателем. Но даже то недолгое пребывание дало мне понимание, что такое актерская профессия. Это был важный опыт, который в любом случае оказался полезным. Я веду концерты, презентации, юбилеи компаний. Это мое, как и телевидение. Все бывает очень красиво, к тому же это возможность надеть красивое вечернее платье или, наоборот, строгий костюм. А еще живое общение — замечу: с людьми, как правило, радостными, веселыми. Может, это прозвучит несколько самонадеянно, но мне действительно очень нравится помогать людям отыскать повод для радости, поверить в то, что чудо возможно, дарить им праздник.
— А вы сами склонны верить в чудо?
— Конечно! Если не верить, то чудеса и не будут происходить, а без них жить скучно. Мы же, по сути, сами формируем свою реальность. Поэтому в чудеса надо верить обязательно и загадывать желания тоже.
— Вы не устаете от общения? Как отдыхаете?
— После работы в машине и дома мне надо побыть в тишине, но недолго. Уютный дом дает возможность быстро прийти в себя. Тихий вечер, фильм или сериал, хорошая книга — прекрасные средства для восстановления сил и эмоций. Ну и, конечно, путешествия дают колоссальную перезагрузку. Я не люблю пляжный отдых. Мне нравится открывать для себя другие традиции и культуру, знакомиться с людьми, узнавать новое.
— Как, по-вашему, скоро ли интернет «съест» телевидение?
— Мне кажется, эта опасность сильно преувеличена. Интернету телевидение и радио не соперники. Сейчас очень много разнообразных каналов, в том числе тематических. Каждый из телезрителей может найти что-то свое. А еще сейчас многие мои коллеги опасаются, что очень скоро появятся виртуальные ведущие. Но и тут я оптимистка — уверена, что человеку всегда будет интересен человек! И мы интересны друг другу, хоть и находимся по разные стороны экрана. Ничто не заменит настоящее живое общение.