«Для нас чем ниже температура, тем лучше», — оптимистично заявлял в минувшем сентябре в кулуарах ВЭФ-2025 гендиректор «Россетей» Андрей Рюмин. И пояснил свою мысль: «Потому что сильно вырастет выручка, будут выше финансовые результаты». Но, видимо, накликал беду: спустя четыре месяца в семи километрах от Мурманска упали пять опор четырех стратегических ЛЭП вместе с линиями электропередачи. Без света и тепла оказались сам областной центр с населением 264 тысячи жителей и его спутник Североморск — та самая стратегическая база Северного флота России, куда «усталая подлодка из глубины идет домой». На сей раз ей пришлось бы швартоваться не к парадным, а к аварийным огням.
Устранением проблем с электроснабжением занялись полсотни аварийных бригад и 83 единицы техники. Губернатор Андрей Чибис ввел в регионе режим ЧС и сообщил: для подключения электричества по постоянной схеме со стационарными опорами в месте повреждения ЛЭП понадобится не менее недели. Своих запасных опор не оказалось: их требовалось привезти из Ленинградской области и Карелии. А пока местные власти отменили назначенный на воскресенье ежегодный праздник окончания полярной ночи «Здравствуй, солнце!» с песнями, плясками и гонками на оленьих упряжках. Взамен в Мурманске открыли два десятка пунктов поддержки, где люди могли обогреться, а также зарядить телефоны и другие гаджеты. Кое-куда даже привезли армейские полевые кухни с горячей кашей, а желающим раздавали хлеб, воду и тушенку — в полном соответствии с режимом чрезвычайной ситуации. В общественном транспорте — бесплатный проезд, а пешеходов просят при переходе дороги обозначать себя телефонными фонариками...
А тем временем следственные органы возбудили уголовное дело «о халатности». Но к какому еще выводу они могли прийти, если колоссальная авария случилась хоть географически в заполярном, но в рядовом российском регионе при морозе всего 6 градусов и в отсутствие ветра? Зато первые проверки показали: две из пяти рухнувших опор ЛЭП были установлены еще в 1966 году при сроке эксплуатации в 40 лет. Еще две опоры функционировали с 1982-го, и лишь последняя из пяти — с 1988-го. То есть четыре из пяти конструкций превысили предельный срок эксплуатации до полутора раз, и пока неизвестно, подвергались ли они хотя бы техническому освидетельствованию каждые пять лет после истечения заявленного срока службы. «Признаков воздействия третьих лиц на рухнувшие опоры обнаружено не было», — говорится в заключении, свалить вину на террористов у энергетиков не получится.
Не было «воздействия третьих лиц» и в прошлые майские праздники в Подмосковье, где без света и тепла остались 348 населенных пунктов и 26 тысяч жителей. Ту аварию на энергосетях в регионе назвали одной из самых крупных за последние 15 лет. А в июне в Приморье произошло аварийное отключение линии электропередачи 500 кВ Приморская ГРЭС — Хехцир 2, без электричества остались Владивосток, Артем, Уссурийск, Дальнегорск, Находка...
Чуть позже массовые отключения света произошли в Новгородской области, где, по сообщению губернатора Александра Дронова, 22 тысячи человек в 477 населенных пунктах остались без электроснабжения. «Отключение электричества в нашей области уже становится не ЧП, а нормой. Просто достали! Пора заготавливать свечи, керосиновые лампы и учиться строгать лучины. Зато тарифы каждый год не забывают повышать», — негодуют новгородцы в соцсетях. И в соседней Карелии в отопительном сезоне-2023/24 зафиксировали 291 аварию, при этом общее число происшествий за следующий год выросло на 30%. «Сегодня ни один регион России не застрахован от крупной аварии на электросетях, — утверждают эксперты. — Отключения могут произойти в любой момент. Так что нынешний мурманский блэкаут не случайность».
Формально отвечать за все ЧП в сетевом хозяйстве страны должен российский электросетевой холдинг «Россети», одна из крупнейших электросетевых компаний мира. Именно она обеспечивает электроснабжение потребителей в 82 регионах России: по сетям группы передается более 80% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Дело это весьма прибыльное: протяженность линий электропередачи составляет 2,6 млн км, объем финансирования ремонтной программы превышает 100 млрд рублей, а инвестпрограмма — полтриллиона. При ежегодной выручке в 1,51 трлн рублей.
Менеджмент тоже не в обиде. Предыдущий гендиректор «Россетей» Павел Ливинский в декларации о доходах (когда они были обязательны) указывал, что в его собственности одних лишь квартир 32 штуки, а журнал Forbes включал Ливинского в список 100 самых влиятельных россиян. Когда госкомпания отмечала пятилетие своего существования, она учинила многомиллионный корпоративный праздник и концерт в Кремлевском дворце. СМИ сообщали, что гвоздем программы стал гимн компании, написанный и исполненный Олегом Газмановым. Еще один гендиректор «Россетей» Олег Бударгин, при котором энергохолдинг декларировал впечатляющие убытки, вошел в рейтинг самых дорогостоящих топ-менеджеров России. О нынешнем гендиректоре Андрее Рюмине соцсети тоже рассказывают как о совладельце более двух десятков частных предприятий с миллионными доходами.
Но «финансовый отчет» о достижениях холдинга и его менеджмента был бы не полон без некоторых существенных подробностей. Год назад в Москве проходил судебный процесс по громкому делу об огромных взятках в энергосетевой компании «Россети». Схема обогащения стандартная: за победу в конкурсе на выгодный контракт и дальнейшее сопровождение подрядчики «Россетей» платили откаты посредникам в 5% от прибыли, наличными. Двое менеджеров, Владимир Медников и Алексей Сычев, приговорены к 8,5 и 9 годам лишения свободы. А на минувшей неделе Пресненский суд столицы начал слушание дела о хищении более 4 млрд рублей у юридических лиц, входящих в «Россети». И Замоскворецкий суд Москвы поставил точку в деле о хищении 10 млрд у «Россетей». Семь фигурантов, занимавших высокие посты в региональных энергетических компаниях, признаны виновными в организации преступного сообщества и в мошенничестве в особо крупном размере, а также в легализации преступно нажитых средств. Вердикт суда: от 15,5 до 18 лет лишения свободы. Суд удовлетворил гражданские иски, поданные обворованными территориальными сетевыми компаниями на общую сумму более 8,8 млрд рублей.
Не обошли коррупционные скандалы в энергетике и Дальний Восток. Задержан с поличным Виктор Степаненко, теперь уже бывший начальник отдела регионального диспетчерского управления АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Перечисление можно продолжить и по другим регионам. Естественный вопрос: не кадровая ли политика «Россетей» лежит в основе многочисленных блэкаутов по всей стране?
«Высокая аварийность в российской электроэнергетике — это результат недостатка мощностей, — возражает эксперт кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Тимофей Мазурчук. — В 2015 году изношенность основных фондов в российской электроэнергетике составляла 44,5%, в 2023-м — 51%, и это без учета новых регионов. Больше всего изношено машинное оборудование, отвечающее за выработку тепла и электричества. Только в последние годы российская промышленность смогла начать выпуск турбин для генерации электроэнергии из природного газа и водяного пара для большинства электростанций. Хотя у нынешнего износа есть даже большой плюс: отечественные производители турбин и тому подобного могут быстро развиваться, зная, что защищены от западных конкурентов и обеспечены заказами на десятилетия вперед», — говорит эксперт.
Того же мнения придерживается и министр энергетики Сергей Цивилев: «Российская электроэнергетика недофинансирована, а резервы, созданные еще во времена СССР, исчерпаны. Основная причина — недофинансирование модернизации оборудования и поддержания его в нормативном состоянии». Но есть еще одна причина высокой аварийности — организационная. По словам главы «Россетей» Андрея Рюмина, территории с высокими рисками нарушений электроснабжения находятся на особом контроле, для ликвидации аварий подготовлено 11 тысяч бригад — это более 52 тысяч специалистов, в распоряжении которых находится 27 тысяч единиц спецтехники. Во всех сетевых компаниях группы сформированы аварийные запасы оборудования и материалов в соответствии с нормативами, утвержденными Минэнерго. Кажется, ко всем испытаниям готовы, но...
«Штатное расписание «Россетей» таково, что их ремонтники могут справляться лишь с небольшими авариями, — заявили в администрации Подмосковья после прошлогодней майской аварии. — Причина в том, что «Россети» объединяют множество региональных сетевых компаний». То есть Анатолий Чубайс разделил РАО «ЕЭС» не только на генерацию и передающие мощности, но и сами сети тоже — на десятки кусков. Минэнерго РФ теперь считает, что «Россети» должны быть единой компанией для всех российских регионов. Об этом, по сути, заявил Сергей Цивилев: «Мы поддерживаем развитие «Россетей». Будем стараться, чтобы они были представлены во всех регио-нах», — сказал министр. А нынче Дальний Восток у нас — это ДГК (Дальневосточная генерирующая компания), «РусГидро», потом у нас есть еще Крым, у нас есть Башкирия, у нас есть Татарстан, есть Иркутская область, где системообразующими территориально сетевыми организациями являются не «Россети». Это так исторически сложилось", — пожаловался министр. Вот только кому и на кого?
P.S. 27 января на северо-западе Москвы произошел очередной взрыв на электроподстанции. Причиной названо короткое замыкание, несколько домов обесточены. Привычная картина?
