«Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий ускоренное и регулярное проведение лесоустройства, в том числе на территориях для инвестиционной деятельности», — пишет «Парламентская газета». Так оптимистично преподносится общественности очередное изменение скандального Лесного кодекса. Напомним: принятый Госдумой в 2006 году Лесной кодекс привел к развалу системы охраны лесов и деградации всего лесного хозяйства в угоду бизнесу на хищническом отношении к русскому лесу. Нововведения в Лесной кодекс, принимавшиеся в последние годы, также ничего хорошего лесу не принесли, работали в интересах бизнеса, деградацию лесного хозяйства не остановили.
Вот и сейчас под «ускоренным и регулярным проведением лесоустройства» имеется в виду банальное упрощение вырубки леса в коммерческих целях. Так, предлагается отменить запрет на предоставление лесных участков для заготовки древесины «с неактуальными материалами оценки объема ее запасов и состояния». Ранее Лесной кодекс запрещал предоставлять участки для подобных нужд, если оценка их состояния не проводилась последние 10 лет. Сейчас это ограничение снимается.
А в декабре Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, фактически узаконивший рубки в так называемых защитных лесах, то есть лесах особых, создающих экологический пояс вокруг крупных городов. Новшество облечено в благовидную форму «рубки ухода» — якобы удаление «нежелательных деревьев, которые отрицательно влияют на рост и состояние лучших и вспомогательных деревьев». На самом деле это продолжение самоедской войны бизнеса с защитными лесами, которая привела к их фактическому уничтожению вокруг многих мегаполисов — например, в Московском регионе, где защитный лесной пояс превратился в куцые островки.
Новелла имеет прямую связь с призывами «Опоры России», которая требовала для развития бизнеса узаконить перевод защитных и заповедных лесов в «рекреационные», разрешить строительство там туристической инфраструктуры — дорог, гостиниц, пансионатов, горнолыжных трасс и прочего. Якобы лес мешал реализации более 300 проектов на миллиарды рублей и организации отдыха населения, о котором так пекутся наши капиталисты.
Наиболее резонансное нововведение последних лет, принятое Госдумой, касается лесов вокруг озера Байкал. Там тоже разрешены сплошные рубки. И, разумеется, тоже для блага народа: для прокладки дорог, организации кладбищ, строительства гостиниц и кемпингов. Где же еще, кроме как в заповедных лесах вкруг Байкала, все это возводить?
Решение принималось ни много ни мало для обеспечения конституционных прав граждан, проживающих на заповедных прибайкальских территориях, которые-де не могут использовать материнский капитал и сельскую ипотеку. Граждан этих всего-то 36 тысяч, они не вчера родились и знают, что живут в особой зоне. Но, прикрываясь их именем, Госдума поставила под угрозу уникальную мировую жемчужину. И не помогло обращение к главе Госдумы Вячеславу Володину 73 ученых-академиков.
Всего за 16 лет, с 2008-го по 2024-й, в Лесной кодекс было внесено 73 набора изменений, а в закон о его введении — 39. На начало текущего года Лесной кодекс более чем на 90% состоял из поправок, некоторые его части менялись по два-три раза. Уже одно это говорит о недееспособности принятого в 2006 году документа. Введение кодекса привело к резкому росту пожаров и незаконной вырубки леса. А что в ответ на эту беду? В последние годы приняты изменения в законодательстве, позволяющие не тушить лесные пожары в труднодоступных местах. Пусть горит...
Но главное, к чему привел кодекс, — в лесах не стало хозяина, которым ранее был лесничий, отвечавший и за лесоразведение, и за хозяйственную деятельность как представитель вертикали лесной власти в центре и на местах. Чехарда с передачей полномочий от центра регионам и обратно привела к тому, что те, кто отвечает за лес, не имеют для этого полномочий и ресурсов. Лесом занимаются сразу несколько министерств, а как известно, у семи нянек — дитя без глазу. Лесной кодекс и поправки к нему принимались для развития лесного хозяйства страны. Но парадокс в том, что ныне это хозяйство, как можно судить, находится на грани полного развала.
По данным Росстата, за девять месяцев 2025 года динамика производства по основным видам продукции лесопромышленного комплекса была отрицательной. Возможности роста за счет продажи необработанной древесины и первичных пиломатериалов в Китай ныне исчерпаны. Россия давно по объему заготовки высококачественной древесины уступает странам Северной Америки и Китаю, находясь по этому показателю на пятом месте. При этом доля России в мировом производстве и торговле лесной продукцией опустилась существенно ниже 5%. А своего рынка для развития отрасли не хватает.
Так, много лет идет разговор о внедрении многоэтажного строительства из древесины, но до дела не доходит. Нет динамики и в выпуске основного сырья для бумажной продукции — целлюлозы. За последние 20 лет мировой выпуск целлюлозно-бумажной продукции увеличился на 33 млн тонн — в первую очередь за счет Бразилии, Китая, Уругвая и Чили. Россия же как производила 8 млн тонн в год в 1990-х, так и производит.
Да и статус России как самой богатой лесами страны давно подвергается сомнению, поскольку никто точно не может сказать, сколько лесных запасов сохранилось. Согласно докладу Счетной палаты РФ, российские власти из-за устаревших данных лесоустройства достоверно не знают, каково состояние 84% лесов страны. «Сведения о лесах на территории 967 млн гектаров неактуальны», — говорится в документе СП.
А вот что пишут россияне. «Картина такая. Садишься в вертолет Туруханск — Богучаны, и под тобой поначалу сибирская тайга. А через 15 минут с неба видишь сплошные стога гниющей ангарской сосны. У заготовителя свои вальщики, получающие деньги за поваленные кубометры, а дальше трава не расти. Какие-то 15 км лету, и ты в пустыне». «Тридцать лет леса бесконтрольно вырубались и выжигались. Сейчас добивать, что осталось, будут по принятому Госдумой беззаконию. Байкал тому подтверждение», — это мнение Василия Поддорогина. Ему вторит Олег Елюга: «Все идет к полной вырубке, поскольку восстанавливают 1% от рубок. Кругом одни пилорамы...»
Продолжение сокращения производства основных видов продукции лесопромышленного комплекса прогнозирует и Минпромторг. «В 2025 году мы наблюдаем существенное снижение уровня производства продукции. По нашей оценке, эта ситуация может продолжиться», — заявил замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Юрин. Похоже, великое достояние нашей страны — русский лес превратился в обузу, в чемодан без ручки? Как считают чиновники, ответить на острые вопросы должна очередная бумага — Стратегия развития лесного комплекса до 2035 года. Ну и, конечно, дальнейшая модернизация многострадального Лесного кодекса в угоду бизнесу.
Но ведь лес — это не только объект хозяйства, но и гарант экологического баланса, источник выживания человечества на планете. И по большому счету надо бы с учетом великого множества ошибок полностью пересмотреть отношение к русскому лесу и перестать видеть в нем территорию для бюрократических манипуляций и источник сиюминутного обогащения отдельных лиц в ущерб будущим поколениям. Но пока что музыку, а точнее, законы заказывают временщики.
Параллели
На этом печальном фоне интересно выглядит китайский опыт. За последние шесть-семь лет в КНР в сложнейших условиях полупустынной местности, вдоль границ с Монголией, Казахстаном и Киргизией, было высажено более 66 млрд (!) деревьев. В ближайшие 25 лет власти планируют посадить еще 34 млрд. Это увеличит лесной покров всей Земли по сравнению с состоянием на конец 1970-х на 10%. Официальное название проекта: «Программа защитных лесов трех северных регионов», но чаще ее называют «Великой зеленой стеной». Проект задуман для борьбы с эрозией почв и песчаными отложениями, которые усилились с 1950-х годов из-за масштабной урбанизации и расширения сельскохозяйственных угодий.
И это только часть гигантского экологического проекта под названием «Прекрасный Китай». В прошлом году власти КНР объявили о завершении «окружения» пустыни Такла-Макан растительностью, что помогло стабилизировать песчаные дюны и увеличить лесной покров страны с 10% в 1949 году до более чем 25% сегодня. К 2050 году протяженность зеленого пояса КНР должна достичь 4,5 тысячи километров. Это огромный вклад Китая в борьбу с изменением климата на планете. Примерно 25% новых мировых лесных посадок деревьев осуществляется именно в Китае. Китайский опыт вдохновил Африку, где сейчас реализуется собственная «великая зеленая стена» — восьмитысячный километровый пояс зелени от Сенегала до Джибути, призванный остановить распространение пустыни Сахары.
А у нас, как обычно, свой путь?

