Мы тут, в отличие от других сфер, в передовиках. Если верить миллиардеру и визионеру Илону Маску, скоро нам в числе прочих представителей прогрессивного человечества не надо будет трудиться физически, чтобы процветать: за людей все будут делать роботы. Но вот вопрос: а что, если в один момент искусственный интеллект перестанет служить на благо общества? Где спасаться, куда бежать?
На днях такой суточный сбой произошел в российской системе бронирования билетов на авиарейсы. И полстраны чуть не осталось без воздушного сообщения в разгар зимы. «Аэрофлот» не стал пугать пассажиров, предупредив деликатно: возможны изменения в расписании полетов. Что на самом деле означало отмену полетов по всей стране или задержку на много часов
Де-факто из-за ступора с электронными табло, системами оформления пассажиров и виртуальной регистрацией на рейс авиахозяйство встало. Можно вроде лететь: пилоты, самолеты и керосин есть, но куда, когда и с кем в салоне, неизвестно. Позже об аналогичных проблемах сообщили авиакомпании «Ямал», «Победа», Azur Air, «Алроса», Smartavia и «Уральские авиалинии». О нарушениях в работе предупредила белорусская «Белавиа». Многие перевозчики, желая избежать летного блэкаута, решили производить вручную регистрацию пассажиров, оформление багажа и дополнительных услуг в аэропортах. То есть за стойки посадили служащих, умеющих только давить на кнопки. А им надо заполнять ручкой бланки на сотни и тысячи людей, уже имеющих билеты на рейсы. Так когда-то, в 1970-е, было, но теперь не получается.
По данным Ассоциации туроператоров России, системой Leonardo пользуются свыше 60 авиакомпаний, в том числе зарубежные. В России через нее проходит 80-90% бронирований авиабилетов. Глобальный сбой в системе мог затронуть 20 тысяч пассажиров, отметили в АТОР. Крупнейшие российские аэропорты парализовало. В воздушных гаванях Сочи и Краснодара объявили, что из-за неполадок в системе Astra («Сирена-Трэвел») могут быть внесены изменения в расписание рейсов. В петербургском Пулково успокоили: регистрация пассажиров и обслуживание рейсов осуществляются в сотрудничестве с авиакомпаниями. В московском Шереметьево предупредили о задержках в обслуживании пассажиров. Жуковский перевел службы на усиленный режим работы. Вручную пассажиров регистрировали в аэропортах Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Оренбурга...
Гром грянул — потребовался аврал. Минтранс РФ и Росавиация создали оперативный штаб по восстановлению работоспособности системы совместно с «Аэрофлотом» и авиакомпаниями, привлекли разработчиков и специалистов «Сирены-Трэвел». Московская межрегиональная транспортная прокуратура взялась за надзорные мероприятия. Хотя пассажиров вся эта суета и маета едва ли успокоили. Только и слышно разговоров: а если интернет отключат глобально, чем это обернется? Вопрос, кстати, не такой уж глупый.
В «Ростехе» выяснили, что сбой произошел из-за внутренней технической проб-лемы на стороне провайдера — компании «Сирена-Трэвел». Эта отвечающая за ПО компания предприняла срочные шаги для восстановления работы системы Leonardo и устранила коллапс в течение суток. Но возможно ли предусмотреть подобные провалы? Как избежать коллапса всего воздушного сообщения в самой большой стране мира? От какого-то Leonardo, оказывается, зависит благополучие десятков тысяч пассажиров, безопасность транспорта, единство национальной территории и даже инвестиционный климат...
Одновременно с перебоями в авиасообщении появились сигналы о коварстве электроники в другой области. Клиенты компании охранных систем Delta стали в массовом порядке обращаться с жалобами на неработающие сигнализации — преимущественно автомобильные, что, очевидно, стало следствием хакерской атаки. Как подтвердила пресс-служба компании, «оператор охранных систем Delta столкнулся с масштабным внешним воздействием на свою IT-инфраструктуру». Хакеры смогли заблокировать ряд онлайн-сервисов. Водители были отрезаны от централизованной онлайн-помощи. Можно и здесь кивать на холодный январь, магнитные бури или инопланетян, но надежность электронных мозгов справедливо поставлена под сомнение.
Крупнейший в мировой истории IT-сбой в июле 2024 года показал, что будет в случае киберапокалипсиса. Тогда из-за базовой технической неисправности система Windows внезапно прекратила работу и разом слегла по всему миру. Немедленно вырубило табло вылета в различных аэропортах Британии и Германии, включая Хитроу, Гатвик и Эдинбург, Франкфурт, Берлин. Крупнейшие американские авиаперевозчики, включая American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines, объявили о приостановке полетов из-за проблем со связью. Как-то выкручивались пилоты, которых растерянные диспетчеры устно сопровождали в небе. На языке системных администраторов диагноз коллапса системы — «синий мертвый экран». Компьютеры офисов умерли, перезагружать их было бесполезно.
Сбой в работе IT-систем привел к тому, что пассажирам пришлось спать в проходах аэропорта Лос-Анджелеса. В терминалах по всей Испании образовались огромные очереди, а в Дели установили школьную доску для регистрации вылетов, на которой писали фломастером информацию о рейсах, на стойках регистрации начали выдавали талоны, написанные от руки. Везде замерли железные дороги. В европейских клиниках врачи отменяли высокотехнологичные операции. Остановился германский автопром, в австралийских банках наступил финансовый коллапс. Оплата в магазинах не проходила, торговля шла за наличные. Зато можно было отдохнуть от плохих новостей по телеящику: вещание тоже прервалось...
Многие эксперты настаивают: решать проблему высоких технологий при форс-мажоре придется вручную. Каждый раз требуется перезагрузка каждого сервера, а их сотни тысяч. Обновленный антивирус, может быть, и защищает, но он же не позволяет принимать компьютеру удаленные команды. А если в результате техногенной катастрофы выйдут из строя сами девайсы, например, перегорят материнские платы от высоких температур или воздействия РЭБ? Тогда одномоментно отрубит все системы жизнеобеспечения городов и взаимосвязанную инфраструктуру промышленности и транспорта, исчезнут все эти «Госуслуги», доставки, «Яндекс.Такси», удаленки и блогеры. Да и те, кто поставил камеры и электронное управление отоплением в частных домах, могут потерять дистанционный контроль, и их умный дом впадет в ступор.
Каков вывод из всех этих историй? В условиях внешней нестабильности абсолютно необходимы дублирующие системы для критических систем электронного управления нашей жизнью. Мы еще недалеко ушли из неолита.