- В титрах "Обитаемого острова" сценаристов столько, что невольно на ум приходит поговорка про семь нянек и дитя без глаза...
Сергей: Это не так. В титрах Аркадий и Борис Стругацкий указаны как авторы литературного первоисточника. Дух Аркадия Натановича был незримо с нами. Можно сказать, он нас опекал. Мне довелось встречаться с ним во времена, когда я жил в Москве и учился во ВГИКе. Это был дружелюбный солнечный человек с большим чувством юмора.
- Продюсеры вас знакомили с Борисом Стругацким?
Марина: Мы с ним знакомы уже лет десять, потому что как авторы-фантасты ездим на писательские форумы в Петербург. За свои книги мы один раз получили премию братьев Стругацких и четырежды из рук Бориса Натановича его личный приз "Бронзовая улитка". Когда затевалась экранизация "Обитаемого острова", то с самого начала было известно, что Борис Стругацкий не будет принимать в этом участие. После смерти брата он не работает в кино. По ходу написания сценария мы с ним не консультировались. На днях он должен увидеть готовый фильм. Ему передадут диск.
- Федор Бондарчук вмешивался в процесс? Просил дописать что-то?
- Он мыслит образами. Первое, что он захотел сделать, - это автопоезд, на котором Максим и Гай добираются в столицу. Он увидел его как череду автобусов на больших колесах, которые едут по пустыне. Вот такой ассоциативный ряд: азиатский транспорт с тюками и чемоданами на крыше.
С.: Он описал, какой видит планету Саракш.
М.: Да. Он захотел, чтобы в сценарии был не архаичный самолет, как у Стругацких, а дирижабль. Ну, там вся эстетика заточена под ретро. Блокбастер предполагает наличие аттракциона в кадре. Современный зритель уже сильно искушен кинофантастикой. Его нужно чем-то удивлять. Вот этим вызваны какие-то вещи, которых не было у Стругацких, а в фильме это смотрится органично. В общей сложности мы написали 28 вариантов сценария.
- Говорят, что на время съемок в Крыму пол-Украины на ушах стояло?
- Первое время, разумеется, страна только об этом и говорила. В Харькове все были возбуждены по поводу того, что предстоит делать причудливые танки и автомобили. Крымчане были взбудоражены и записывались в массовку. Но цунами по стране не прошло. Вы же понимаете, на Украине постоянно что-то происходит - даже более значимое, чем в фантастике у Стругацких. Надеемся, что экранизация добавит нашим любимым писателям миллионы новых читателей.
- Ну, наверное, и вам тоже?
- Мы не собирались делать капитал на этом сценарии. Как говорит украинская поговорка, зачем лезть впереди батьки в пекло. Для нас главные - Стругацкие. На днях фильм посмотрела московская часть родни Стругацких, были дочь Аркадия Натановича и его внук. Они сказали, что да - это Стругацкие, несмотря на осовремененную эстетику. Для нас это было колоссально.
В кадре
Лучшие фильмы, снятые по книгам Аркадия и Бориса Стругацких
"Отель "У погибшего альпиниста" (1979)
Детектив, снятый на "Таллинфильме", о том, как полиция расследует убийство на маленькой горнолыжной базе.
"Письма мертвого человека" (1986)
Мрачная антиутопия Константина Лопушанского: ядерный апокалипсис с прячущимися по подвалам детьми.
"Сталкер" (1979)
Экранизация повести "Пикник на обочине", сделанная гениальным Тарковским, с Кайдановским, Солоницыным, Гринько, Фрейндлих.
"Дни затмения" (1988)
Драма Александра Сокурова о русском враче, пытающемся работать и выжить в захолустном туркменском городке.
"Чародеи" (1982)
Слабая попытка в ТВ-формате трактовать повесть "Понедельник начинается в субботу" в музыкально-комедийном ключе.
"Трудно быть богом" (1990)
Ученый с Земли заброшен на планету, живущую в средневековье. Копродукция с ФРГ и Францией.