На первый Всероссийский съезд учителей истории съехались представители почти всех регионов России: учителя, методисты, директора школ – всего около тысячи участников, сообщает «Российская газета». Форум начался 31 марта, на базе РАН.
На сегодняшний день история – это не только школьный предмет и сфера интересов учителей и родителей. История и исторические знания формируют общественную мысль молодой России, рождают политические дискуссии. Вот почему ученым и самим учителям важно знать, что именно, в какой форме и по каким учебным пособиям преподается сегодня в России.
«Несмотря на то, что форум носит профессиональный характер, его итоги имеют общенациональное значение, - отметил в выступлении глава президентской администрации Сергей Нарышкин. – От того, насколько глубоко и объективно преподается история в школе, зависит уровень сознания и мировоззрение наших граждан», цитирует чиновника газета.
Как сказал Нарышкин, в таком многонациональном государстве, как Россия, воспитание толерантности и уважения к культуре и ценностям других народов очень важно. Научить детей мыслить самостоятельно и правильно оценивать факты должны помочь учителя истории. Самим же учителям в обновлении образовательных стандартов и формировании новых учебных программ должны помочь научные институты истории. Обсуждение качества современных учебников истории стало важной частью дискуссии.
В своем выступлении вице-президент РАН академик Валерий Козлов рассказал об экспертизе учебников, которой он руководит. На сегодня нельзя полностью запретить «кустарным издательствам» издавать «фиктивные учебники», хотя известно, что нередко такие пособия пишут люди, не являющиеся носителями объективных знаний, провокаторы, сторонники какой-то идеи. Поэтому ученым нужно доносить до учителей «важные и объективные новинки» в исторической науке.
Еще одно важное замечание по экспертизе учебников, за которое проголосовали сами педагоги, – неплохо было бы собирать мнения учителей об учебниках, по которым они преподают. Идею ввести единый учебник истории для всех школ не поддерживают сами учителя. Это бы означало возврат к единомыслию и в какой-то степени – монополии на прошлое. Главное – достичь договоренности в оценках основных исторических событий и прийти к общему духу трактовки базовых ценностей.
Развивая тему коллеги, директор института всеобщей истории РАН и председатель Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», академик Александр Чубарьян рассказал о планах по созданию большого Интернет-ресурса, которым могли бы пользоваться, как учителя истории, так и школьники. «Исторические документы, с которыми школьники почти не сталкиваются в учебниках, там будут присутствовать в изобилии», - поделился в интервью с «Российской газетой» Чубарьян. Учителя смогут найти на ресурсе данные о последних научных исследованиях, архивные научные документы, в том числе недавно рассекреченные. Ведь сегодня засекреченные бумаги избавляют от тайного грифа чуть ли не каждую неделю, проливая интересный свет на исторический факты. У обычных учителей истории доступа к таким архивным данным пока нет.