Несмотря на особое внимание властей к предприятиям машиностроения и автопрома, кризис все сильнее сказывается и на них.
Из-за снижения спроса на автомобили в очередной раз остановил конвейер КамАЗ. Только 12 февраля сотрудники завода вновь выйдут на работу. За последние три месяца они уже два раза были в вынужденном отпуске - с 24 ноября по 7 декабря и с 23 декабря по 19 января.
400 рабочих (одна смена) "GM-АвтоВАЗ" отправлены в отпуск с сохранением 2/3 заработной платы, а 20 марта они будут уволены. Кризис не миновал и компанию "ГАЗ". В феврале здесь запланировано высвобождение 1200 сотрудников. Прежде всего работников механосборочной линии, где собирают "Волгу Классика".
И все же большинство машиностроительных предприятий предпочли не сокращать штат, а отправлять сотрудников в отпуск или переходить на сокращенную рабочую неделю. Некоторые применяют обе меры одновременно.
- Сейчас мы работаем сокращенную неделю, нам урезали премии и подработки. В отпуск отправили молодых сотрудников, практикантов тоже не берем, - рассказывает Иван, сотрудник одного из подмосковных машиностроительных заводов.
Руководство завода заявило о том, что зимой и весной ситуация точно не изменится. А летом, в сезон отпусков, надеяться на большое число заказов тоже не придется.
Отдых за свой счет
Увольнений в машиностроении и автопроме было бы еще больше, если бы не дефицит кадров, наблюдавшийся в этих отраслях до начала кризиса в течение нескольких лет.
Директор по персоналу компании "Ивановская марка", занимающейся производством и продажей автокранов, Светлана Добычина отмечает, что еще летом машиностроительные предприятия испытывали нехватку рабочих на всех позициях - от электриков до бригадиров. Молодые специалисты в отрасль не шли, а те, кто работал на предприятиях не первый год, уже не могли трудиться в прежнем ритме.
Аналитик по машиностроению финансовой компании "Открытие" Кирилл Таченников отмечает, что из-за ранее существовавшего кадрового дефицита работодатели не хотят расставаться с сотрудниками, хоть и не могут выплачивать им зарплату полностью: найти новые кадры после окончания кризиса будет очень непросто. Эту мысль подтверждает и Светлана Добычина.
Так, на сокращенную рабочую неделю после Нового года перешли все сотрудники предприятий Независимой ассоциации машиностроителей, в которую входят компании "Автокран", "Раскат", Брянский автомобильный завод. Работников предупредили об этом еще в ноябре.
С 9 февраля всего три дня в неделю будет работать Петербургский автомобильный завод General Motors. Увольнений на предприятии не планируется.
На сокращенную рабочую неделю перешли также заводы Ford во Всеволожске, автомобильный завод "Урал", Дивногорский завод низковольтных автоматов и Копейский машиностроительный завод.
Легче будет только летом
Светлана Добычина полагает, что машиностроительные предприятия заработают в полную мощность лишь к лету. А выйти из кризиса компаниям помогут в первую очередь не кредиты, а государственные заказы.
- Уже сейчас приняты меры по оказанию помощи отрасли. Так, государство объявило о том, что будет субсидировать кредиты на отечественные автомобили, и это увеличит спрос на них, - отмечает Кирилл Таченников.
Помимо субсидирования кредитов восстановлению спроса поможет и девальвация рубля, однако ждать возвращения к объемам 2008 года раньше, чем в 2010-м, не стоит.
Куда пойти машиностроителям
Старший консультант по подбору персонала кадрового агентства Antal Анна Пуртова отмечает:
- Инженеры и рабочие, уволенные с машиностроительных предприятий, смогут трудоустроиться в сфере сервиса и технического обслуживания автомобилей и ремонта любой техники.
По словам специалиста, менеджер среднего звена, ранее трудившийся на машиностроительном предприятии, может найти работу в торговле - продавать машины или запчасти к ним. Правда, в этом случае ему не придется рассчитывать на гарантированный высокий доход: обычно в торговле основную часть зарплаты менеджера составляет не оклад, а бонусы по результатам продаж.
- В условиях кризиса компании набирают сотрудников, которые приносят деньги или помогают экономить средства. Технические специалисты относятся к ним, - говорит Анна Пуртова.
Она уверена, что вакансии на рынке труда есть, только соискателям надо быть более активными и пока несколько умерить запросы по зарплате. Эксперт предупреждает, что, скорее всего, на новой работе платить будут меньше.
