Главная Культура 10:09 03 Мая 2012 4015
Карен Шахназаров: «Железо и люди»

«Мосфильмовским танкам по 70 лет, а заводятся, как «мерседесы»…

Леонид Павлючик

 

Сегодня на экраны страны в количестве 900 копий выходит новый фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Это высокобюджетная (порядка 11 млн долларов) мистическая драма на материале Великой Отечественной войны. В канун праздника Победы обозреватель «Труда», которому повезло увидеть картину в числе первых, поговорил с режиссером об этом новаторском для нашего кинематографа фильме, о военной теме в кино.

 — Карен Георгиевич, это ваш пятнадцатый по счету фильм. И он же — ваш первый фильм о войне...

— Думаю, что и последний в этом жанре — уж слишком тяжело он мне дался. Вообще-то я давно хотел снять военную ленту. Конечно, можно сказать, что я уже сделал военное кино в качестве продюсера — это был фильм «Звезда», ремейк старой советской ленты, за который мы с режиссером Николаем Лебедевым десять лет назад получили Госпремию. Но одно дело — продюсировать военное кино, и другое дело — снять такой фильм самому. А для того чтобы его снять, я долго не находил в себе моральных и физических сил. Но в какой-то момент понял, что уже подхожу к той возрастной черте, когда этих самых сил ни на какое кино может не остаться, не только на военное. И решил: пора. Тем более что материал интересный подвернулся — повесть Ильи Бояшова «Танкист, или Белый тигр», в которой присутствует, как мне кажется, новый, неожиданный взгляд на войну, на ее природу и сущность.

— Но в фильме от книги осталось не так уж много...

— Книга послужила первотолчком, импульсом к поиску. Вместе с моим другом, сценаристом Сашей Бородянским мы основательно погрузились в историю Второй мировой войны, изучили множество документов, мемуаров, в том числе и не переведенных на русский язык. В итоге с согласия Бояшова мы серьезно переосмыслили сюжет и образ главного героя — русского танкиста Ивана Найденова (в его роли снялся Алексей Вертков), который охотится за фашистским танком-призраком «Белый тигр». Еще мы ввели в повествование фигуры маршала Жукова, Гитлера, Кейтеля, на основе воспоминаний фронтовых журналистов, в частности Константина Симонова, добавили эпизоды подписания акта о капитуляции Германии. Наконец, насытили фильм собственными размышлениями и чувствами. В общем, это кино потребовало от меня всех моих знаний, умений, которые я приобрел за 14 предыдущих картин.

— Вы изначально планировали фильм к показу в канун 9 мая?

— О том, чтобы приурочить фильм к празднику 9 мая, я, скажу честно, совсем не думал. В запале невероятно трудных съемок я не знал, когда удастся закончить фильм и удастся ли это сделать вообще. В какой-то момент появились мысли, что не подниму эту махину, рухну под ее тяжестью. Но потом наступил мистический момент, когда картина стала жить своей собственной жизнью, а мне лишь предстояло довести работу до конца. В итоге «Белый тигр» подоспел и к моему грядущему 60-летнему юбилею, и к празднику Победы. Я в конечном счете доволен, что так получилось. Ибо этот фильм — еще и дань памяти моему отцу (видный политик советской поры Георгий Шахназаров командовал в войну артиллерийской батареей, участвовал в освобождении Севастополя, Минска, Литвы, взятии Кенигсберга. — «Труд»), мой поклон всем фронтовикам.

— Кстати, отец часто рассказывал вам о войне?

— Рассказывал, конечно, но в его воспоминаниях не было, скажем так, страдальческого, а тем более пафосного взгляда на войну. Мол, война и война, надо было сидеть в окопах, кормить вшей, идти в атаку. Его военные истории были очень необычными, я подобного ни от кого больше не слышал. Например, от отца я узнал, что на фронте среди офицеров практиковались дуэли — стрелялись из-за нанесенного оскорбления, из-за женщины. Это строго каралось, но дуэлянты жили в ином измерении: балансируя ежедневно между жизнью и смертью, они не очень-то боялись взысканий.

Мой отец не был человеком сентиментальным, он жил настоящим, а не прошлым. Встречи фронтовиков у Большого театра он стал посещать только в последние 6–7 лет жизни, наверное, уже предчувствуя свой уход. Не могу сказать, что он был особо расположен и к военным фильмам, — его в этом смысле было трудно чем-то удивить:

— А у вас есть любимые военные фильмы?

— Их много. Это «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Освобождение», «Они сражались за Родину», «Восхождение», «На войне как на войне»: Из иностранных фильмов мощное впечатление произвели на меня «Взвод» Оливера Стоуна, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Копполы, посвященные, правда, другой войне — вьетнамской.

— Вы ориентировались в своей работе на эти высокие образцы?

— Готовясь к постановке «Белого тигра», я, конечно, вспоминал какие-то из вышеперечисленных картин, заново пересмотрел замечательные фильмы «Живые и мертвые» Александра Столпера, «У твоего порога» Василия Ордынского, «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Я эти ленты хорошо знаю, а вот съемочная группа у меня была в основном молодая. Вот для них я и показывал эти фильмы, чтобы задать некий нравственный камертон. Но сам на эти и другие образцы не ориентировался, снимал так, как диктовали тема и форма экранизируемой книги. Мне хотелось, чтобы в фильме получился органичный сплав достоверности, точности деталей военного времени и мистического, фантастического сюжета.

— Скажите, этот сюжет — поединок советского танкиста и неуязвимого фашистского танка-призрака — имеет под собой документальную основу? И в какой мере мистика совместима с правдой войны?

— Такого танка-призрака в природе, разумеется, не было. Это талантливая придумка автора повести, в чем-то напоминающая другую гениальную придумку — роман «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла. Но мистический момент присутствует в самой войне. Представьте: солдат идет в атаку, вокруг него все убиты, а он остался живым. Разве это не мистика? Так что такой подход к войне вполне возможен.

— Кроме оригинального сюжета, которого я в нашем военном кино раньше не встречал, меня поразили в фильме танковые бои и сами танки. Они на экране не просто боевые машины, а одушевленные существа...

— Спасибо, что вы это заметили. Эта картина, помимо всего прочего, еще и предмет моей гордости как директора «Мосфильма». Все, что вы увидели на экране, — пушки, самоходки, танки — это все мосфильмовское. И все исправно работает. На съемках не было случая, чтобы эпизод был сорван по вине техники. А ведь этим танкам уже по 70 лет, они «родом» из Великой Отечественной. Я служил в брежневские времена в бронетанковой дивизии и хорошо помню, что по тревоге, бывало, треть машин не выводилась из парка. А у нас танки заводились, как «мерседесы».

На съемках действительно была поставлена задача, чтобы бронетехника, в том числе и специально созданный для фильма танк-монстр «Белый тигр», выглядела не грудой железа, а некими живыми существами. Не могу сказать, что я знал, как добиться этого эффекта. Ко многим вещам приходил интуитивно, ряд сцен снимался импровизационно. У меня на площадке работало одновременно 7–8 кинокамер, они были установлены на башнях танков, над гусеницами, в итоге танковые бои, как мне кажется, получились зрелищными и динамичными. Но последнее слово, разумеется, останется за зрителями.

— В фильме же последнее слово остается: за Гитлером, который возникает в финале как зловещий призрак и объясняет, почему он начал войну. Мол, его подтолкнули к этому европейские обыватели...

— В зловещем монологе Гитлера, который оправдывает войну, нет, кстати, ни одного выдуманного слова. Это коллаж из его речей. Финальными кадрами я как бы задаю себе, зрителям вопрос, на который, увы, не знаю ответа: война — это противоестественное состояние для человека, о чем писал Лев Толстой, или это, наоборот, извечное проклятие, заложенное в самой биологической природе человека? Ведь вся история рода людского — это история кровавых сражений. Все неустанно проклинают войны, но они полыхают на планете всегда — в том числе вот в эту самую минуту, вот в эту самую секунду. Да, это войны локальные, но если на них благодушно закрывать глаза, то дело может обернуться и третьей мировой, и ядерной войной. Против такого хода событий мне и хотелось всех нас предостеречь.

Вышедший на экраны фильм «Август» имеет мало общего со знаменитой книгой Владимира Богомолова. И это пошло не на пользу киноленте

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Безруков для своей роли староват. Но он старался изо всех сил. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Знаменитый роман Владимира Богомолова впервые был напечатан в 1974 году и с тех пор выдержал более сотни изданий. Это поистине культовая книга для нескольких поколений читателей. Помню, мы глотали ее за ночь, не в силах...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 13417
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

Культура 00:05 / 03 Октября 2025 9268
Что убило Есенина

Ответ на этот вопрос в беседе с обозревателем «Труда» ищет поэт и публицист Юрий Кублановский

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Попытки разгадать тайну гибели Есенина до сих пор в значительной степени носят идейный характер. Фото: Виктор Грицук, globallookpress.com

3 октября наша страна и читающее человечество отметят 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Его стихи читают и перечитывают поколения россиян, они переведены на 150 языков, на них...

На экраны выходит самый громкий фестивальный хит последних лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между главными героями, которых замечательно сыграли Максим Стоянов и Алина Ходжеванова, завязываются романтические, но целомудренные отношения

Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем...

Друзья и коллеги классика работают над завершением его последнего фильма

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Марлен Хуциев (слева) на съемках фильма «Невечерняя». В кадре – Чехов, Горький, Толстой. Фото: kinopoisk.ru

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

Разговор с писателем Драгунским о «Денискиных рассказах» и прозе жизни

Марина Суранова, редактор отдела «Культура»
Труд
На этом фото герой «Денискиных рассказов» с папой-писателем, 1961 год. Фото Самария Гурария

С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же...

В Москве созрели первые плоды странного закона о наследии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Под ударами приземленного прагматизма может пасть цитадель науки - Тимирязевская академия. Фото из открытых источников

«Труд» не раз писал о возможных последствиях для Москвы внесенной в 2024 году в действующий городской закон «Об объектах культурного наследия» статьи 17. Итак, встречайте первую ласточку: объявлено...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 4811
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Разговор с художником Алексеем Васильевым

Евгения Заболотских
Труд
Фото из личного архива художника

45-летнего художника из Калуги Алексея Васильева сегодня сравнивают с мировыми звездами поп-арта Уорхолом и Баскией. Автор обращается к повседневности, но его работы заставляют о многом задуматься. Шесть картин...

Вопрос реконструкции дома на Садовой, 61 вызывает нехорошие подозрения

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Тот самый многострадальный дом на Садовой 61, где поэт жил в 1836–1837 годах. Фото из открытых источников

Очередная годовщина рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова ознаменована все теми же обещаниями чиновников — на этот раз «сохранить музей поэта». Буквально так вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 4405
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?