Главная Культура 10:09 03 Мая 2012 3671
Карен Шахназаров: «Железо и люди»

«Мосфильмовским танкам по 70 лет, а заводятся, как «мерседесы»…

Леонид Павлючик

 

Сегодня на экраны страны в количестве 900 копий выходит новый фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Это высокобюджетная (порядка 11 млн долларов) мистическая драма на материале Великой Отечественной войны. В канун праздника Победы обозреватель «Труда», которому повезло увидеть картину в числе первых, поговорил с режиссером об этом новаторском для нашего кинематографа фильме, о военной теме в кино.

 — Карен Георгиевич, это ваш пятнадцатый по счету фильм. И он же — ваш первый фильм о войне...

— Думаю, что и последний в этом жанре — уж слишком тяжело он мне дался. Вообще-то я давно хотел снять военную ленту. Конечно, можно сказать, что я уже сделал военное кино в качестве продюсера — это был фильм «Звезда», ремейк старой советской ленты, за который мы с режиссером Николаем Лебедевым десять лет назад получили Госпремию. Но одно дело — продюсировать военное кино, и другое дело — снять такой фильм самому. А для того чтобы его снять, я долго не находил в себе моральных и физических сил. Но в какой-то момент понял, что уже подхожу к той возрастной черте, когда этих самых сил ни на какое кино может не остаться, не только на военное. И решил: пора. Тем более что материал интересный подвернулся — повесть Ильи Бояшова «Танкист, или Белый тигр», в которой присутствует, как мне кажется, новый, неожиданный взгляд на войну, на ее природу и сущность.

— Но в фильме от книги осталось не так уж много...

— Книга послужила первотолчком, импульсом к поиску. Вместе с моим другом, сценаристом Сашей Бородянским мы основательно погрузились в историю Второй мировой войны, изучили множество документов, мемуаров, в том числе и не переведенных на русский язык. В итоге с согласия Бояшова мы серьезно переосмыслили сюжет и образ главного героя — русского танкиста Ивана Найденова (в его роли снялся Алексей Вертков), который охотится за фашистским танком-призраком «Белый тигр». Еще мы ввели в повествование фигуры маршала Жукова, Гитлера, Кейтеля, на основе воспоминаний фронтовых журналистов, в частности Константина Симонова, добавили эпизоды подписания акта о капитуляции Германии. Наконец, насытили фильм собственными размышлениями и чувствами. В общем, это кино потребовало от меня всех моих знаний, умений, которые я приобрел за 14 предыдущих картин.

— Вы изначально планировали фильм к показу в канун 9 мая?

— О том, чтобы приурочить фильм к празднику 9 мая, я, скажу честно, совсем не думал. В запале невероятно трудных съемок я не знал, когда удастся закончить фильм и удастся ли это сделать вообще. В какой-то момент появились мысли, что не подниму эту махину, рухну под ее тяжестью. Но потом наступил мистический момент, когда картина стала жить своей собственной жизнью, а мне лишь предстояло довести работу до конца. В итоге «Белый тигр» подоспел и к моему грядущему 60-летнему юбилею, и к празднику Победы. Я в конечном счете доволен, что так получилось. Ибо этот фильм — еще и дань памяти моему отцу (видный политик советской поры Георгий Шахназаров командовал в войну артиллерийской батареей, участвовал в освобождении Севастополя, Минска, Литвы, взятии Кенигсберга. — «Труд»), мой поклон всем фронтовикам.

— Кстати, отец часто рассказывал вам о войне?

— Рассказывал, конечно, но в его воспоминаниях не было, скажем так, страдальческого, а тем более пафосного взгляда на войну. Мол, война и война, надо было сидеть в окопах, кормить вшей, идти в атаку. Его военные истории были очень необычными, я подобного ни от кого больше не слышал. Например, от отца я узнал, что на фронте среди офицеров практиковались дуэли — стрелялись из-за нанесенного оскорбления, из-за женщины. Это строго каралось, но дуэлянты жили в ином измерении: балансируя ежедневно между жизнью и смертью, они не очень-то боялись взысканий.

Мой отец не был человеком сентиментальным, он жил настоящим, а не прошлым. Встречи фронтовиков у Большого театра он стал посещать только в последние 6–7 лет жизни, наверное, уже предчувствуя свой уход. Не могу сказать, что он был особо расположен и к военным фильмам, — его в этом смысле было трудно чем-то удивить:

— А у вас есть любимые военные фильмы?

— Их много. Это «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Освобождение», «Они сражались за Родину», «Восхождение», «На войне как на войне»: Из иностранных фильмов мощное впечатление произвели на меня «Взвод» Оливера Стоуна, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Копполы, посвященные, правда, другой войне — вьетнамской.

— Вы ориентировались в своей работе на эти высокие образцы?

— Готовясь к постановке «Белого тигра», я, конечно, вспоминал какие-то из вышеперечисленных картин, заново пересмотрел замечательные фильмы «Живые и мертвые» Александра Столпера, «У твоего порога» Василия Ордынского, «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Я эти ленты хорошо знаю, а вот съемочная группа у меня была в основном молодая. Вот для них я и показывал эти фильмы, чтобы задать некий нравственный камертон. Но сам на эти и другие образцы не ориентировался, снимал так, как диктовали тема и форма экранизируемой книги. Мне хотелось, чтобы в фильме получился органичный сплав достоверности, точности деталей военного времени и мистического, фантастического сюжета.

— Скажите, этот сюжет — поединок советского танкиста и неуязвимого фашистского танка-призрака — имеет под собой документальную основу? И в какой мере мистика совместима с правдой войны?

— Такого танка-призрака в природе, разумеется, не было. Это талантливая придумка автора повести, в чем-то напоминающая другую гениальную придумку — роман «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла. Но мистический момент присутствует в самой войне. Представьте: солдат идет в атаку, вокруг него все убиты, а он остался живым. Разве это не мистика? Так что такой подход к войне вполне возможен.

— Кроме оригинального сюжета, которого я в нашем военном кино раньше не встречал, меня поразили в фильме танковые бои и сами танки. Они на экране не просто боевые машины, а одушевленные существа...

— Спасибо, что вы это заметили. Эта картина, помимо всего прочего, еще и предмет моей гордости как директора «Мосфильма». Все, что вы увидели на экране, — пушки, самоходки, танки — это все мосфильмовское. И все исправно работает. На съемках не было случая, чтобы эпизод был сорван по вине техники. А ведь этим танкам уже по 70 лет, они «родом» из Великой Отечественной. Я служил в брежневские времена в бронетанковой дивизии и хорошо помню, что по тревоге, бывало, треть машин не выводилась из парка. А у нас танки заводились, как «мерседесы».

На съемках действительно была поставлена задача, чтобы бронетехника, в том числе и специально созданный для фильма танк-монстр «Белый тигр», выглядела не грудой железа, а некими живыми существами. Не могу сказать, что я знал, как добиться этого эффекта. Ко многим вещам приходил интуитивно, ряд сцен снимался импровизационно. У меня на площадке работало одновременно 7–8 кинокамер, они были установлены на башнях танков, над гусеницами, в итоге танковые бои, как мне кажется, получились зрелищными и динамичными. Но последнее слово, разумеется, останется за зрителями.

— В фильме же последнее слово остается: за Гитлером, который возникает в финале как зловещий призрак и объясняет, почему он начал войну. Мол, его подтолкнули к этому европейские обыватели...

— В зловещем монологе Гитлера, который оправдывает войну, нет, кстати, ни одного выдуманного слова. Это коллаж из его речей. Финальными кадрами я как бы задаю себе, зрителям вопрос, на который, увы, не знаю ответа: война — это противоестественное состояние для человека, о чем писал Лев Толстой, или это, наоборот, извечное проклятие, заложенное в самой биологической природе человека? Ведь вся история рода людского — это история кровавых сражений. Все неустанно проклинают войны, но они полыхают на планете всегда — в том числе вот в эту самую минуту, вот в эту самую секунду. Да, это войны локальные, но если на них благодушно закрывать глаза, то дело может обернуться и третьей мировой, и ядерной войной. Против такого хода событий мне и хотелось всех нас предостеречь.

Культура 00:40 / 20 Октября 2023 13426
Учитель фехтования

У Пушкина и Лермонтова был один и тот же наставник

Ирина Смирнова
Труд
Гравюра из книги Александра Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» 1817г. Фото из открытых источников.

Француз Александр Вальвиль учил сражаться Пушкина, Лермонтова и всю Императорскую гвардию. Увы, уроки фехтования наших великих поэтов от пули не уберегли. О том, что у Александра Пушкина и Михаила Лермонтова был...

Почему Достоевский называл эту икону народной

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

6 ноября у православных верующих день почитания иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Той самой, перед которой в 1768 году молилась Екатерина II, решаясь, одной из первых, сделать прививку от оспы....

Возраст над мадемуазель Катрин (именно так она просит обращаться к себе) не властен

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Настоящий успех пришел к Катрин после красивого и грустного мюзикла «Шербурские зонтики». Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Катрин Фабьен Дорлеак, известной во всем мире как Катрин Денев, 22 октября исполняется 80 лет. О таких серьезных датах применительно к женщинам, особенно актрисам, упоминать не очень-то принято. Но возраст...

Культура 00:01 / 17 Ноября 2023 5979
Зима патриарха

Увидим ли мы на экранах фильм «Пациент №1», который совершает триумфальное шествие по фестивальным экранам?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Играет главного героя грандиозный актер Александр Филиппенко

Неделю назад на международном кинофестивале в Котбусе фильм «Пациент № 1» завоевал приз за режиссуру. В эти дни картина участвует в конкурсе Таллинского фестиваля класса А, где, судя по восторженным...

А вот про народ авторы фильма «Императрицы» забыли…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Пересильд старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте

Выходящий на экраны фильм «Императрицы» создан по заказу и при поддержке «Газпрома» в рамках исторического цикла «Русь». Картина является продолжением ленты «Петр I. Последний царь...

Каждая эпоха дарит ребятам и девчатам свои сказки

Дарья ЕФРЕМОВА, Ольга ЛЕРНЕР
Труд
Семейство Кассилей. Внизу Лев с женой Еленой, наверху Иосиф (Оська) с женой Зинаидой. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

Что фантастичнее — жизнь или воображение? Казалось бы, ответ очевиден, но главная книга классика детской литературы Льва Кассиля спорит с общепринятой логикой. А благодаря нынешней экспозиции Государственного музея...

Израильская военщина нашим телевизионным экспертам – людям с советской школой жизни - известна тем же, чем и всему свету

Сергей Беднов
Труд
Фото: пресс-служба ЦАХАЛ/Синьхуа, globallookpress.com

Наверное, именно эта песня закрутилась в головах телевизионных экспертов, когда начались известные события на Ближнем Востоке и следовало дать их оценку перед взыскательной аудиторией. Люди-то они по большей части немолодые,...

Что общего у двух таких разных фильмов?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жесткий по драматургии, фильм «Край надломленной луны» не выглядит тяжеловесной драмой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают...

Культура 00:02 / 10 Ноября 2023 5365
Голову снесло

На экраны выходит лихая комедия «Год рождения»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм показывает, что нашим сумасшедшим миром все-таки правят любовь, творчество, мечты, внутренняя свобода. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Поставил картину Михаил Местецкий, который вернулся в кино после затяжной творческой паузы. На вопрос, где он был восемь лет, прошедших со времен его яркого дебютного фильма «Тряпичный союз», Михаил может честно...

ТНТ планирует увеличить количество музыкальных проектов

Труд
Тина Канделаки. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Глава ТНТ Тина Канделаки на презентации сезона сообщила, что количество музыкальных проектов на канале будет увеличено. И вот как раз в эти дни начинается кастинг участников для перезапуска «Фабрики звезд». Напомним,...

Один из самых северных в мире Воркутинский драматический театр отметил 80-летие

Виктория Пешкова, Воркута - Москва
Труд
Та самая «Сильва» 1943 года. На первом плане Наталья Глебова (Сильва), Борис Дейнека (Эдвин). Фото предоставлены Воркутинским драматическим театром

Главный подарок себе и своей публике театр преподнес сам, спев и станцевав о том, с чего все начиналось. «Сильва. Дойти до премьеры» — спектакль, поставленный режиссером Валерием Маркиным по пьесе...

«Пиковая дама» Петра Ильича впервые обрела свое полное киновоплощение

Сергей Бирюков
Труд
Герман (Иван Гынгазов) фанатично стремится разгадать тайну трех карт. Изображения предоставлены «Геликон-оперой»

Удивительно, но выходящий 12 ноября в прокат фильм «Пиковая дама», снятый коллективом московской «Геликон-оперы» в содружестве с телеканалом «Россия-Культура» и киноконцертом...

Платье актрисы актриса Элизабет Дебики, сыгравшей принцессу Диану, напомнило о случае 30-летенй давности

Труд
Фото: Billy Bennight/AdMedia, globallookpress.com

Как известно, у подданных британской монархии особое отношение к принцессе Диане. Ничто так негативно не сказалось на репутации королевской семьи, как ее гибель. В этой связи все с повышенным вниманием ждали...

В обществе – дефицит доброты, а не средств убийства, утверждает соавтор фильма «Право на выстрел»

Александр Славуцкий
Труд
Григорий – мирный человек, но ради съемок пришлось взять в руки оружие. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

Как утверждал Чехов, если ружье в первом акте висит на стене, то в последнем оно обязательно должно выстрелить. Это правило актуально, увы, не только для театра. Известна закономерность: чем больше горячих точек вокруг,...

У гражданской войны выход один – трагедия, убежден обладатель «Книги года-2023» Александр Мелихов

Дарья Ефремова
Труд
Фото: West Coast Surfer, globallookpress.com

Парадоксальный и даже «еретичный», рушащий читательские каноны лауреат множества премий — Набоковской, «Студенческий Букер», Искандера, Гончарова, Петербургского ПЕН-клуба, Гоголя (четырежды), правительства...

Культура 00:05 / 27 Октября 2023 4667
Календарь: 27 октября

65 лет назад Бориса Пастернака исключили из Союза писателей СССР

Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov,globallookpress.com

1449 Скончался Мухаммед Улугбек, среднеазиатский ученый, построивший в 1428-1429 годах около Самарканда обсерваторию. Внук Тимура. 1492 Христофор Колумб открыл Америку. 1698 В Москве по приказу Петра I казнены 109 стрельцов....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?