НЕПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК
Нужно сразу оговориться, что никогда еще в истории подводного флота ни в одной стране не ставилась задача отдельного подъема из затонувшей субмарины тел подводников ради их захоронения (поскольку рисков при решении такой проблемы возникает много, а достижение полного результата маловероятно).
Санкт-петербургское конструкторское бюро морской техники "Рубин", назначенное президентом России головным исполнителем всех работ по подъему тел подводников, спланировало операцию в общих чертах так. Иностранные специалисты (до недавнего времени речь шла о норвежской компании "Stolt Offshore") вырежут в прочном корпусе "Курска" отверстия и совместно с российскими водолазами попытаются эвакуировать через них тела моряков. В этом замысле объективно заложена, как видится, масса сложнейших препятствий, противоречий, неприемлемых рисков.
- Вырезание отверстий в корпусе атомной подводной лодки для поиска и извлечения членов погибшего экипажа потребует минимум полгода работы, - считает заведующий научно-исследовательской лабораторией повышения эксплуатационных качеств судов и подводных объектов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Владимир Тарадонов. - Водолазам придется разделать легкий корпус, прочный корпус (около ста миллиметров сверхпрочной стали) и массу трубопроводов, включая, кстати, три охлаждающих контура реактора. При этом иностранные водолазы должны быть подробно ознакомлены с внутренним устройством современной российской субмарины, следовательно, совсекретная информация попадет к странам НАТО...
А как искать тела? Даже в "сухой" поврежденной неосвещенной лодке, со всеми ее покореженными проходами, люками и отсеками, это дело очень сложное. Под водой - в громоздких водолазных костюмах с воздушными шлангами - поиски становятся на порядок сложнее и могут привести к гибели водолазов.
При этом, стоит добавить, нет никакой гарантии, что будут обнаружены все погибшие. Нетрудно предположить, что немалую часть из них просто-напросто разнесло взрывом боезапаса. Кого-то просто не найдут, поскольку субмарина по размерам примерно равна шестиэтажному многоподъездному дому, в ней множество укромных мест, куда водолазу практически невозможно пробиться. Неполный же итог операции может еще сильнее накалить страсти.
Наконец, продырявливание корпуса поставит крест на возможности подъема самой подводной лодки, так как она, скорее всего, разломится в ослабленных разрезами местах. А это, во-первых, резко осложнит проблемы, связанные с реактором, во-вторых, теперь уже навсегда скроет в глубинах тайну гибели "Курска".
"САРКОФАГИ" ДАЮТ ТЕЧЬ
По поводу дальнейшей судьбы "Курска" среди специалистов сформировались две основные точки зрения: или поднимать, или залить бетонным "саркофагом". Последний вариант наименее популярен. И вот почему.
По оценке академика А. В. Яблокова, 20 лет назад Советский Союз на больших глубинах замуровал в специальных "саркофагах" 18 реакторов подводных лодок. На основании теоретических расчетов тогда было заявлено, что они не будут "течь" примерно 300 лет, а за это время человечество, мол, что-либо придумает для снятия радиационных угроз. Но, как показали недавно проведенные замеры, эти реакторы уже начали "течь"...
Не приходится сомневаться, что и реактор "Курска" поведет себя аналогичным образом, создавая радиационные проблемы в прибрежной зоне России, Норвегии и других стран. Так что альтернативы подъему "Курска", вероятно, нет. Тем более что президент России уже дал указание "Рубину" готовить такую операцию.
СТОИТ ЛИ УПОВАТЬ НА ЗАГРАНИЦУ?
Если рассматривать проблему без эмоций, то совмещение задач подъема экипажа и подводной лодки выглядит более разумно, чем их последовательное решение. Вызывает только недоумение стремление "Рубина" во что бы то ни стало привлечь к подъемным работам иностранцев. Те, естественно, взвинчивают цену за "гуманитарную помощь".
22 сентября с.г. "Рубин" и "Stolt Offshore" должны были подписать контракт о совместной работе по подъему "Курска". Норвежцы "скромно" запросили 12 миллионов долларов. "Рубин" не мог предложить более 9 миллионов. Сделка не состоялась. Наши нашли в той же Норвегии более сговорчивого компаньона и вчера вроде бы подписали контракт.
А тем временем российские судоподъемные организации пытаются "достучаться" и до комиссии Ильи Клебанова, и до руководства "Рубина" с предложениями, которые стоят на порядок меньше. Тот же Владимир Тарадонов предлагает:
- Необходимо соорудить сравнительно простой в изготовлении непроницаемый погружной док, внутренние обводы которого были бы близки к обводам корпуса лодки. Док должен состоять из двух блоков - кормового (длиной около ста метров) и короткого носового. Для Северодвинского завода соорудить подобную конструкцию не составит труда. Не представляет сложности и буксировка такой конструкции вместе с поднятой лодкой в надводном положении до Северодвинска, где можно будет разрезать "Курск" и спокойно эвакуировать тела погибших, а потом, как положено, утилизировать реактор.
На днях в редакцию "Труда" пришла целая группа специалистов судоподъема, изобретателей. Они разработали уникальную технологию подъема "Курска", но в правительственных комиссиях никто даже разговаривать на эту тему не желает...
- К сожалению, мы с каждым днем все больше убеждаемся в том, что на достаточно высоком уровне идет искусственная затяжка с началом работ по подъему "Курска", - заявил генеральный директор изобретательской организации "Новая цивилизация", член Национального совета поддержки науки, образования и производства России Виктор Миронов. - Не берусь ответить, с чем это связано. Возможно, с выборами в США и нежелательностью до той поры вскрытия факта причастности США или какой-то другой страны НАТО к гибели нашей субмарины. А может, и нашим высоким военным чинам есть что скрывать в связи с трагедией? Как бы то ни было, а наша разработка, позволяющая максимум в двухмесячный срок поднять и доставить "Курск" в Северодвинск (при этом без риска для водолазов и в любую погоду), даже не принимается для рассмотрения ни комиссией Клебанова, ни руководством "Рубина". Мы глубоко убеждены, что не на Запад нужно уповать, а срочно провести блиц-конкурс российских проектов подъема субмарины и вместо инвестирования иностранного судоподъема дать хотя бы глоток воздуха своему...
От такого мнения нельзя, думается, просто так отмахнуться. Тем более что в Баренцевом море со дня на день начнутся осенне-зимние штормы, и у ответственных за подъем "Курска" лиц объективно появится время, чтобы внимательно рассмотреть отечественные проекты судоподъемных работ.