Итак, объявлено о создании российской цифровой платформы Мax VK. В перспективе это должно стать суперприложением: там можно будет получать госуслуги, хранить документы, заключать сделки. По замыслу, получится своего рода китайский WeChat. Но при этом, говорят, государство намерено заблокировать конкурентов, уже вошедших в жизнь россиян, — WhatsApp и Telegram. Как вам такой сценарий?
Павел Салин, политолог
— Чтобы Мах взлетел, нужен сильный административный импульс. Таким толчком помимо закона о мессенджере и его финансировании станет блокировка альтернативных сервисов — тех же WhatsApp и Telegram. Доносятся вести из регионов о локальных блокировках иностранных мессенджеров — это идет подготовка по такому сценарию. Блокировка близка, возможно, это случится до конца года. Власть также продолжит бороться с обходом блокировок в Сети: чиновникам нужно стерильное информационное пространство.
Андрей, руководитель отдела аналитики IT-компании
— Без блокировки или осложнения жизни WhatsApp и Telegram рыночные перспективы Мах туманны. Может быть, новое приложение привлечет несколько миллионов юзеров ежедневно на всю страну. Но сравним с «ВКонтакте»: это десятки миллионов. Если блокировка состоится, то две трети аудитории WhatsApp и Telegram покинут их. А треть останется: по статистике, столько пользователей обходят блокировки.
Евгений Минченко, политтехнолог
— Со скепсисом отношусь к этому продукту и устанавливать его пока не планирую. Стоит внимательно понаблюдать за тем, как он вообще будет работать. Есть вопросы по поводу политики отношения создателей Max к хранению личных данных. Идея блокировать Telegram и WhatsApp плохая. Возможна ли блокировка? Совершить глупость — дело нехитрое. Но надеюсь, что до этого не дойдет.
Дмитрий Абзалов, руководитель Центра стратегических коммуникаций
— Люди скачивают Мах как резерв, на всякий случай. В Мах пока не прикручен информационный компонент — например, новостные каналы и система с криптовалютой, как в Telegram. Развитие приложения сугубо как мессенджера не требует огромных ресурсов. В других же случаях они понадобятся: скажем, сервера для «тяжелых» видео. Если функционал условного Telegram продолжит работать лучше, то пользователя не остановят гипотетические блокировки. Люди будут мучиться, но пробьются к привычному сервису. Неслучайно Telegram использует каждый четвертый юзер на планете. Каким будет Мах? Угонятся ли его создатели за трендами? Получится ли коммерциализировать сервис? Все это открытые вопросы. Что касается блокировок привычных нам сервисов, то раньше выборов в Думу я таких шагов не жду.
Илья Гращенков, политолог
— Государство мощно вложилось в раскрутку телеграм-каналов. Они есть у губернаторов, провластных СМИ. Если зачистить эту поляну, государство не сможет на ней играть. В Мах не будет анонимных каналов или же они станут суперофициозными и утратят остроту, присущую материалам в Telegram. Если государству хочется продолжать влиять на настроение элит, иметь возможность вбрасывать некую информацию, а губернаторам — писать оперативные сообщения для народа, то Telegram оставят в покое. Я допускаю сосуществование двух платформ. Возможно, Мах станет площадкой — дамокловым мечом для Telegram. И резервным сервисом, как некогда Rutube. Если дойдет до блокировки, то Telegram плавно маргинализируется в России.