Главная Экономика 00:01 05 Августа 2022 12460
Недовертели, недовинтили

Автомобильная отрасль встала там, где сразу после подписания контракта с инвесторами про локализацию забыли

Александр Киденис
Падение выпуска легковых автомобилей в России составило 96,7%. Фото: пресс-служба Минпромторга, globallookpress.com

Если для одних отраслей западные санкции оборачиваются мелкими неприятностями, то для других — натуральной катастрофой. Сравните сами. Падение промышленного производства в 2022 году составит «всего» 6%, предсказывает глава Минпромторга Денис Мантуров, возведенный в статус вице-премьера. Но при этом падение выпуска легковых автомобилей уже составило 96,7%. Как говорится, почувствуйте разницу.

На днях президент Владимир Путин получил коллективное письмо от автомобилестроителей Ижевского завода, где больше 3 тысяч работников. В письме — мольба о помощи. «Мы находимся в простое уже более пяти месяцев, — пишут заводчане. — Запуститься автозавод не может из-за отсутствия комплектующих для выпуска LADA Vesta. На сегодняшний день российского в лучшем российском автомобиле — всего 40%. Все остальное привозилось из-за границы. Этот автомобиль выпускается с 2015 года, а уровень локализации так и остался, как на момент запуска. Мы считаем, что именно французские владельцы завода совершили фактически диверсию, из-за этого конвейер не функционирует. Дирекция заявляет, что вероятный вариант возобновления производства LADA Vesta — вторая половина 2023 года. К этому моменту будут найдены поставщики, которые заменят иностранных.

Но на днях руководство «АвтоВАЗа», куда входит и «ИжАвто», приняло решение перенести производство LADA Vesta на тольяттинскую площадку. Нам хотят предложить электрическую версию LADA Largus. Они собираются вывезти оборудование, а нам оставить обещание производить электрический Largus, который существует только на бумаге. Для того чтобы этот запуск состоялся, необходимо два-три года напряженной работы. А это значит, что коллектив Ижевского автозавода будет сокращен на 70%. Уважаемый Владимир Владимирович! Не допустите уничтожения автозавода. Поручите руководству максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства LADA Vesta именно в Ижевске, где персонал умеет собирать лучшие российские автомобили!»

Вероятно, аналогичные письма готовы написать рабочие автопроизводств в Нижнем Новгороде и Ульяновске, Тольятти, Елабуге и Набережных Челнах, Петербурге и Владивостоке. А что им остается? Еще совсем недавно в России действовали два десятка автозаводов, выпускавших 1,5 млн легковушек в год, а численность занятых сотрудников в компаниях — производителях автомобилей и комплектующих превышала 350 тысяч человек. Сегодня работают лишь два, включая китайский.

Заводу-неудачнику «ИжАвто» в этом ряду принадлежит особое место. По одной из легенд, решение о его строительстве было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС при обсуждении проекта закупки в Италии автозавода FIAT для производства в СССР массового легкового автомобиля. Курировавший вопросы военно-промышленного комплекса Дмитрий Устинов возразил: имея советскую «оборонку», ничего не стоит создать новый автозавод собственными силами. На что премьер Алексей Косыгин предложил строить два завода: один — с иностранцами, а второй — по советским «лекалам». И в результате появились два завода: в Тольятти с годовой мощностью 660 тысяч авто, а в Ижевске — на 220 тысяч.

Впрочем, рожденному не по любви «ИжАвто» и дальше не везло. По причине отсутствия собственной оригинальной модели здесь собирались «москвичи», от которых отказывался столичный АЗЛК, основные производственные линии (прессовые и сварочные, окрасочные и сборочные) вводились в строй по несколько лет, моторного производства так и не создали, а комплектующими снабжали по остаточному принципу. В результате предприятие ни разу не вышло на запланированную мощность.

Но в постсоветской России этот завод оказался в числе первых, заключивших с иностранными автоконцернами соглашение о промышленной сборке. Предприятие импортировало автомобильные компоненты по низким таможенным ставкам (с 2006 года — нулевые) в обмен на обязательство по ускоренной локализации производства автомобилей. Бизнес-предложения поступили от «Хендая» («Киа»), «АвтоВАЗа» («Рено»), «Ниссана» и даже от калининградского «Автотора». Но Сбербанк, основной кредитор «ИжАвто», переуступил должника «Ростехнологиям» — будущему совладельцу «АвтоВАЗа», наряду с французским «Рено», а позже ижевцам лишь доверили собирать LADA Vesta.

О результате сказано в письме заводчан президенту: «Уровень локализации так и остался, как на момент запуска». Но только ли французы в этом виноваты? Кто должен был контролировать «ускоренную локализацию»? Кстати, нынешний гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов в те годы был членом правительства, министром транспорта РФ, то есть чиновником, не чужим автомобилестроению. Став во главе крупнейшего в стране автозавода, он заявил, что «первоочередная задача — сохранить коллектив». Но как? Пока помогает область и федеральный центр — организованы временные работы для незанятых сотрудников, предусмотрена организация переобучения и дополнительного профобразования. «Наша задача — удержать профессиональный коллектив, который будет способен профессионально разрабатывать и производить, продавать и обслуживать текущий и новый модельный ряд», — говорит Соколов.

И ищет замены по недостающим комплектующим: это, в частности, ABS (антиблокировочная тормозная система) и подушки безопасности. В случае с ABS наравне с локализацией рассматривается и вопрос закупок у «дружественных» стран. «Гораздо сложнее с автоматическими коробками передач, поскольку на запуск такого завода даже в максимально быстром режиме уходит не менее четырех лет», — оценивает ситуацию глава «АвтоВАЗа».

Как напоминают эксперты, есть пример Китая, который еще в 2017 году поставил на конвейер собственные коробки передач с гидротрансформатором и восемью передачами второго поколения, взяв за образец коробку с модели Range Rover Evoque. Новая коробка оказалась значительно лучше и была изначально рассчитана для установки на автомобили-гибриды. Теперь компания Shengrui обеспечивает своей продукцией четверть потребности китайского автопроизводства и успешно пробивается на внешний рынок.

А в России еще 4 марта первый вице-премьер Андрей Белоусов обозначил три варианта развития отношений с иностранными партнерами: продолжение работы, передача российскому партнеру активов в управление и принудительное банкротство — с переводом всей ликвидности в новое юрлицо и его продажа на торгах, где преимущество будет отдано покупателю с аналогичным видом бизнеса.

Аналогичную систему сохранения иностранных бизнесов в стране в свое время применили иранские автостроители, в частности Iran Khodro. А далее на очередном витке международных санкций они сумели наладить производство французских моделей из полностью отечественных компонентов. И уже потом решали вопросы интеллектуальной собственности на длительных переговорах.

Есть и другие варианты. Один из них уже реализуется в Калининграде, где в аналогичной с «ИжАвто» ситуации оказался крупнейший автосборочный завод «Автотор». Его создавали в 1994-м для сборки автомобилей ведущих западных марок по полному циклу из зарубежных комплектующих (но с последующей частичной локализацией) — BMW, GM и Kia, Hyundai и Genesis, а также премиальных марок Cadillac и Hummer. И сделали лучшим в России. Скорость сборки — 530 автомашин в сутки, больше, чем в Тольятти. О качестве работы говорит тот факт, что компания BMW в 2005-м, оценив результаты сотрудничества с российскими партнерами, приняла решение производить все свои модели на заводе в Калининграде. В 2021 году на заводе был выпущен полуторамиллионный автомобиль.

А в феврале вместе со всей российской автомобильной индустрией завод остался без работы. Однако в Калининграде уже реализовывалась комплексная программа модернизации всего автомобильного кластера, включая запуск в 2023 году семи новых заводов для выпуска электромобилей и автокомпонентов для них. А потому людям, потерявшим работу на автосборке, предложили в ожидании лучшего будущего перейти на создание новых заводов, монтаж оборудования. Недавно основатель компании, бывший зампред правительства СССР Владимир Щербаков в эфире местного ТВ рассказал калининградцам о перспективах и новых возможностях «Автотора». Цитируем.

«В Калининградской области 400 тысяч автомобилей, и с 2030 года они смогут ездить только внутри области, так как на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания будет запрещено въезжать в Европу. Мы полагаем, что значительную часть продукции надо заменить. Быстро — в этом, максимум в следующем году — создать производство электромобилей. Подписан инвестиционный контракт с правительством. В следующем году пилотную партию, не менее 200 электромобилей, произведем, в том числе электродвигатель, металлургию, механическую обработку, сборку, испытания... «Росатом», исходя из наших планов, разместил здесь свой завод по производству батарей. Мощность соответствует нашим планам по объемам выпуска — 50-60 тысяч автомобилей...»

А еще Владимир Щербаков сообщил, что за три месяца простоя заводских конвейеров ни один человек не был уволен. За исключением единиц, кто захотел уйти по собственному желанию. И это правда. Потому что и у завода, и у людей есть перспектива.

P.S. А в Ижевске коллектив автозавода на обращение к президенту страны получил два ответа. Первый — от председателя правительства Удмуртии Ярослава Семенова, сообщившего, что решение по загрузке заводских мощностей «будет принято в августе — сентябре советом директоров «АвтоВАЗа». Второй ответ — от самой дирекции «АвтоВАЗа», которая предложила сотрудникам «ИжАвто» выплату пяти окладов и дополнительную материальную поддержку, а также помощь в трудоустройстве в случае добровольного увольнения...

Это уже, как понимаете, совсем другая песня. Грустная.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5815
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5346
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4801
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?