Главная Культура 16:36 05 Октября 2016 5024
Необычайные приключения итальянцев в «Зазеркалье»

Петербургский театр замахнулся на Россини, Доницетти и Пуччини, а вот ничего русского москвичам не спел

Сергей Бирюков

В Москве завершились гастроли санкт-петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», проходившие с 27 сентября по 1 октября. Коллектив этот, один из самых творчески активных в Петербурге, всегда желанный гость на столичной сцене. А о значении нынешних пяти гастрольных вечеров достаточно сказать, что ими открылась программа Первого фестиваля «Видеть музыку», организованного Ассоциацией музыкальных театров России.

К сожалению, из-за плотного графика фестиваля не удалось посетить все гастрольные спектакли театра – знакомство с «зазеркальными» постановками «Джанни Скикки» и «Директора театра», видимо, еще впереди. Но и увиденного достаточно, чтобы поделиться впечатлениями и сделать некоторые выводы.

Прежде всего – руководство коллектива, видимо, считает одной из основ своего нынешнего курса освоение итальянского репертуара: к нему относятся четыре из предложенных шести названий. О первой из показанных работ, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, я уже имел удовольствие писать. Коротко повторю, что эта продукция, не поразив воображение смелыми переосмыслениями (да и нужны ли они, если речь о театре для детей, где те, скорее всего, ВПЕРВЫЕ знакомятся с классическими шедеврами), захватила в первую очередь дирижерским прочтением Павла Бубельникова – тонким вслушиванием в вокальные и оркестровые детали, умением протягивать эмоции, не ослабляя их напряжения. Что очень важно в этой драме с малым количеством внешних событий, но огромной глубиной страсти и нравственного смысла.

Затея Дона Помпонио (Александр Подмешальский) повысить рейтинг телеканала La Gazzetta вызвала головную боль у него же самого

Следующие два представления вернули нас еще почти на век назад, в эпоху бельканто. Здесь «Зазеркалье» совершило исторический прорыв – впервые в России поставило оперу Россини «Газета, или Брак по объявлению». Правда, произведение это, как правило, не включают в списки главных удач автора «Севильского цирюльника», но все же – его писал тот же самый мастер и даже в тот же самый год, только семью месяцами позже.

Петербургская постановка до удивления точно скалькировала в себе эти особенности опуса: ее делал тот же коллектив, что и другие, более удачные продукции театра, но результат вышел изрядно уязвимым. Прежде всего – на запутанность (если не сказать путанность) интриги с тремя влюбленными парами наложилось радикальное осовременивание сюжета: действие перенесли из газетной редакции 1816 года в телестудию 2016. Сам по себе ход, обыгрывающий «рифму» дат и вечность проблем, стоящих перед журналистами, может быть, даже изящен, но дело губит невнятное донесение певцами текста, что особенно ударило по восприятию речитативов, исполняемых по-русски. Эти фразы, в отличие от итальянских стихов арий, не дублировались на табло и процентов на 60 до публики (по крайней мере до автора этих строк) не дошли. А то, что дошло, конечно, позабавило балаганной разухабистостью («Пора посылать за шкаликом – наш рейтинг зашкаливает» или «Получай пощечину – между нами все кончено!»), но, боюсь, к подлинному либретто имеет мало отношения.

Однако, когда речь о Россини, главное все же – не как поставлено, а как поют. Здесь успех сугубо переменный. Убедителен баритон Сергей Романов (охранник Филиппо). Бас Александр Подмешальский – не только обладатель приличного голоса, но и хороший комический актер. Дамир Закиров в роли рок-звезды Альберто все делает аккуратно, хотя тенор его – совсем не белькантовый (впрочем, где в России найдешь настоящий белькантовый тенор?).

Спектакль «Любовный напиток» вышел динамичным и стильным. В центре - Елена Миляева (Адина) и Дамир Закиров (Неморино)

Сопрано Ольги Васильевой (дочь директора телеканала Лизетта) слабовато и бедновато по тембру. Меццо-сопрано Дарьи Росицкой (Дораличе, дочь уволенного директора) цепляет слух слишком резким вибрато. Что же до Екатерины Курбановой (секретарша телеканала мадам ля Роз), то такой потрясающей женщине-вамп для успеха даже петь не обязательно, тем не менее она это делает, обнаруживая неплохое, хотя и не очень большое меццо.

Некоторые сцены отделаны великолепно – например, таинственно-осторожный «секстет слепого угадывания партнера»: большой ансамбль, идущий, замечу, без оркестра, но ни на сотую тона не смазанный исполнителями. Однако чаще, чем хотелось бы, исполнение оставляло ощущение неотшлифованности – вокальной, да и актерской: многовато суеты и недостаточно смысла. Это уже недоработка и дирижера Анатолия Рыбалко (хотя чисто оркестровые фрагменты звучат у него отлично), и режиссера Софьи Сираканян.

Совсем другое впечатление произвел на следующий день «Любовный напиток». Правда, режиссерское решение Александра Петрова и художницы Наталии Клёминой придать действию колорит итальянского неореализма (коммунальный дворик, велосипеды, граммофон с записью Карузо) сильно оригинальным не назовешь. Но стилистически оно выполнено достаточно чисто. Что же до музыкальной стороны, то могу только снять шляпу. Нет, у нашего знакомого Дамира Закирова (Неморино) бельканто не прорезалось, но мы же понимаем: «Зазеркалье» – не «Ла Скала». Зато подтвердили свое реноме обладатели низких голосов – баритон Владимир Целебровский (сержант Белькоре), бас Дулькамара (бас Алексей Сазонов). Сопрано Елены Миляевой (Адина) поначалу огорчило уже знакомым нам распространенным недостатком – резким мелким вибрато. Но партия, особенно виртуознейший дуэт героини с шарлатаном Дулькамарой, настолько «впета» и прожита! Лишь в самом конце, в последней арии (той, что идет под вкрадчивый аккомпанемент струнного пиццикато) начались обидные сбои интонации – видимо, певица просто устала от огромного напряжения роли.

Что же до дуэтов с яркой полифонией характеров (например, строчащий жизнерадостной скороговоркой сержант – исходящий кантиленными ламентациями герой), или чудесного хорика интриганок, или стретты Неморино, Адины, Дулькамары и хора, то это – великолепные примеры проникновения в дух и букву итальянской комической оперы и интонационный мир одного из ее знаменитейших представителей – Доницетти. Респект дирижеру Аркадию Штейнлухту!

Спектакль «Ноев ковчег» по-детски ясен и красив

Наконец, о светлой коде гастролей – одноактной опере Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег». Это одно из самых радостных произведений композитора, вообще-то чаще пребывавшего в состоянии мрачности и сарказма (достаточно вспомнить его знаменитый «Поворот винта»). Все дело в том, что здесь сочинитель обращается прежде всего к детям, а именно в этих редких случаях его лицо озаряла улыбка (Простая симфония, Путеводитель по оркестру). Ну а детскому музыкальному театру такое прописано самой его природой. Нет, в «Ное» тоже много страниц партитуры окрашено в грозовые тона – ведь описывается всемирный потоп. Но главная краска в этом спектакле – детские голоса, которые принадлежат воспитанникам музыкально-театральной студии «Зазеркалья» и поддержаны ансамблем струнных инструментов младших классов Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга, ансамблем блок-флейт (ученики различных школ города) и другими юными и взрослыми силами. Александру Петрову и Наталии Клеминой хватило такта не перегружать сцену обилием деталей, сделав действо по-ораториальному строгим. Ведь полифонических сложностей хватает в самой музыке – зато как уверенно ведут в этом многоголосном океане свой музыкальный корабль дети под руководством опытного маэстро Аркадия Штеунлухта!

Напоследок – замечание, оно же пожелание. Все-таки хотелось бы услышать-увидеть «Зазеркалье» в русском репертуаре. Пока из отечественной классики в афише театра – только «Иоланта» и «Петя и волк» (к тому же не доехвашие нынче до Москвы). Прекрасно, но маловато для одной из культурных столиц России. Разве дети не в состоянии оценить красоту и драму «Евгения Онегина», «Русалки», «Снегурочки» и других великих русских опер?

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 11095
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10348
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8766
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...

Культура 00:11 / 19 Ноября 2021 8160
«Тату»: их не догонят?

20 ноября в Москве будут петь песни скандального дуэта

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
«Я сошла с ума», «Нас не догонят», белые рубашки и короткие клетчатые юбки заняли своё место в истории русской поп-музыки

Присказка «это было давно и неправда» неплохо подошла бы к воспоминаниям о международном успехе группы «Тату» (t.A.T.u.). Мы этим успехом, конечно, гордимся, но подробности предпочитаем не вспоминать —...

Вечнозеленая песенка из мультфильма «Бременские музыканты» набирает очки в YouTube

Сергей Бирюков
Труд
У Геннадия Гладкова столько замечательной музыки – еще не на один проект YouTube хватит. Изображение предоставлено проектом «Вместе на своем»

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Когда теперешним детям, распевающим эту песенку, говоришь, что придумали ее не те бойкие шоумены, что мелькают сегодня в телевизоре,...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?