Главная Культура 00:04 06 Декабря 2019 2034
Вадим Эйленкриг: Если все рассчитано заранее, какой же это джаз?

Известный джазмен рассказал корреспонденту «Труда» о программе «Клуб «Шаболовка, 37»

Александр Славуцкий
Фото: © Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

С музыкой на нашем ТВ напряженно — если иметь в виду не попсу, не то, чем обычно заполняются дворцы спорта, а музыку, ради которой любители и знатоки ходят в консерваторию. Или, допустим, в джазовый клуб. Кстати, я из числа последних, поклонник джаза. И вот на днях, по привычке щелкая пультом и ни на что особенное не рассчитывая, увидел вдруг на канале «Культура» засветившуюся надпись: «Клуб «Шаболовка, 37». И... оторваться от экрана было невозможно. В программе звучал высококлассный джаз, музыканты непринужденно общались, шутили. Ведущий, известный джазмен Вадим Эйленкриг, не только расспрашивал гостей, но и сам брал в руки трубу и играл вместе с ними. Как такое чудо оказалось возможно на нашем ТВ?

— «Клуб «Шаболовка, 37» — это ваша, Вадим, придумка, или «Культура» позвала на уже готовый проект?

— Можно сказать, мы шли навстречу друг другу. У меня давно созрела идея такой программы, а у канала, в свою очередь, сформировался на нее запрос. Устроили вместе мозговой штурм — и его результат вы видите на экране. Замечу, что, в отличие от большинства музыкальных программ нашего ТВ, это не чужая франшиза, а оригинальная отечественная идея.

— Моменты, когда вы перед камерой берете трубу и играете, обозначены в сценарии?

— Как правило, это импровизация. Если все запланировано, рассчитано заранее, какой же это джаз?

— У вас собственный, оригинальный стиль ведения программы. Как он сложился? Или у кого-то подсмотрели?

— Специально не учился ни у кого, но наблюдал за многими. И, конечно, напомню, что мой папа Симон Эйленкриг был одним из знаменитых конферансье «Москонцерта». Я с малолетства ходил на его концерты, так что в каком-то смысле отец и есть мой главный учитель. Надеюсь, я не компрометирую семейную марку: в этом году телеканал «Культура» выдвинул нашу программу и меня как ведущего на соискание ТЭФИ. Соревнования, правда, я в своей номинации не выиграл, но главное ведь не победа, а участие, не так ли?

— Ну да, этот олимпийский лозунг для нас сегодня как никогда актуален. К тому же наверняка благодаря программе в телеэфире вас стали чаще приглашать на корпоративы?

— В этом недостатка не было и нет. Кстати, я не разделяю скептического отношения некоторых моих коллег к такому виду работы. Играть для подгулявшей шпаны, поверьте, ни разу не приходилось. Джазменов зовут туда, где публика интеллигентная. Но все-таки главная часть моих выступлений — в больших залах и клубах.

— В каждом выпуске программы к вам в гости приходят несколько исполнителей и коллективов. Вы сами их выбираете?

— Бывает и так. Но вообще-то у нас превосходные музыкальные редакторы, Андрей Бяхин и Галина Урманова. Они музыку не только слышат — чувствуют! А вообще-то к участникам программы особые требования. Не всякий виртуоз способен быть ярким собеседником, а здесь и это важно.

— Кто из гостей особенно вас удивил?

— Талантливы все, но мне хочется выделить имя пианиста Бориса Березовского. Он известен как виртуоз-классик — изумительно исполняет романтиков, импрессионистов. Но оказалось, что он еще и смелый экспериментатор! Блестяще играл у нас джаз, импровизировал, смешивал его с классикой. И рассказывал о музыке очень интересно.

— Как думаете, почему у нас качественную музыку можно найти только в резервации под названием «канал «Культура»?

— Наверное, потому что количество людей, которые хотят слушать хорошую, глубокую музыку, как и читать настоящую литературу, во все эпохи не так уж велико. Они в численном меньшинстве. Не думаю, что наше время в этом отношении какое-то особенно неблагополучное. Массовая культура и культура подлинная, глубокая всегда отстояли достаточно далеко друг от друга. Наша задача — предлагать зрителю жанры, которые едва ли ему встретятся в обыденной жизни. А дальше... Мастерство настоящего музыканта и артиста обладает гипнотической и не сиюминутной силой, оно способно захватить зрителя надолго, порой и навсегда.

— Ничем, говорите, наше время не отличается? Но я не могу себе представить, чтобы лет 40 назад многотысячную публику собирала певица, свое главное «артистическое» образование получившая в программе «Дом-2»...

— Ну 40 лет назад и саму программу «Дом-2» нельзя было себе представить в эфире. Надо учитывать вот что: мы живем в эпоху интернета, когда каждый может выложить в общий доступ что угодно, и, если это вдруг нравится публике, исполнитель мгновенно становится популярным. Надолго ли — другой вопрос, но свои «пять минут славы» он получит. В такой демократичности есть и плюс, и большой минус. Потому что не всегда то, что нравится большинству, есть образец высокого вкуса. Но такова новая данность, в которой нам, профессиональным музыкантам, надо учиться жить, конкурировать и доказывать, что мы можем предложить гораздо более качественную музыку. А вообще-то снижение общего уровня — тенденция мировая. Посмотрите, например, кто пришел на смену Уитни Хьюстон или Майклу Джексону — звездам доинтернетной эпохи. Согласитесь, сравнение не в пользу нынешних кумиров.

— А как у нас с творческой молодежью?

— Смею заверить, она в порядке. Я заведую кафедрой джазовой музыки и импровизации в Государственной классической академии имени Маймонида. Среди моих студентов-трубачей много по-настоящему талантливых, эти ребята пашут с утра до ночи. А сколько юных талантов встречаю во время гастролей по России, где обычно даю мастер-классы! Еще я принимаю участие в работе жюри конкурса «Щелкунчик», так там порой такое увидишь и услышишь! Смотришь — перед тобой маленький ребенок, а играет не хуже выпускника консерватории.

— В детстве вы, как многие, учились играть на фортепиано — и вдруг сменили рояль на трубу, а классику на джаз. Как такое вышло?

— У меня было типичное детство будущего классического музыканта. То есть, можно сказать, никакого детства не было. Начиная с четырех лет я по три-четыре часа в день проводил за инструментом, а мои друзья по двору в это время играли в казаков-разбойников или гоняли шайбу. Но я благодарен своим родителям — не будь у меня с ранних лет серьезной базы, я бы не стал профессиональным музыкантом. Вот только, скажу вам по секрету, пианино я до сих пор недолюбливаю. И когда у меня появилась возможность освоить второй инструмент, я сразу же ею воспользовался. Впрочем, ничто из фортепианной науки не пропало, весь накопленный опыт я перенес на трубу. И на джаз переключился примерно тогда же.

— А ведь было еще и такое: вы забросили музыку и занялись бизнесом...

— В 90-е прокормиться музыкой стало практически невозможно. Студенческая стипендия стремилась к нулю, а сидеть на шее у родителей не хотелось. В то время открывались возможности, которых прежде не было. Профессия челнока показалась мне романтичной. Свобода! Покупаешь билет, летишь в Турцию, общаешься, выбираешь товары, торгуешься, привозишь в Москву, продаешь... Весело, азартно. Лет пять я так жил.

— А как вернулись в музыку?

— Я оканчивал Университет культуры, должен был получить диплом, свое будущее связывал с бизнесом. Но как-то дождливым вечером мы ехали с другом на машине. Было довольно поздно, огни фонарей размыты в лобовом стекле: И вдруг в радиоприемнике зазвучал саксофон. Не помню, кто играл, но это было пронзительно до слез. Там было все: страсть, любовь, страдание, полет, обреченность: Тот саксофон меня заворожил. И я представил: даже если разбогатею, лет через двадцать услышу такую музыку — и никогда себе не прощу, что я для нее посторонний. В общем, позвонил родителям и сообщил им, что ухожу из бизнеса и снова некоторое время буду нуждаться в их поддержке...

— Здорово! Хорошая история. А что дальше?

— А дальше музыка. В прошлом году по предложению филармонии мы впервые провели фестиваль биг-бендов. Захотелось показать современное звучание джазового оркестра. Ведь оно совсем не такое, как во времена Гленна Миллера или Дюка Эллингтона — намного разнообразнее. В программе были такие непохожие коллективы, как биг-бенд Игоря Бутмана — флагман этого жанра в России, Эстонский биг-бенд, группа Николая Моисеенко, мой оркестр... И участники, и публика остались довольны. Сейчас уже совершенно точно известно, что в следующем году фестиваль повторится. Ну а еще дальше загадывать не буду. Пусть жизнь — самый главный джазмен — сымпровизирует, а я подыграю.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3456
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3357
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3182
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?