Главная Экономика 00:01 07 Марта 2024 3710
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано 1 058 708 новых легковушек, из которых отечественных (вазовских) было всего 324 446. И в конце декабря на складах еще пылились 175 тысяч привезенных к нам из Поднебесной машин — не нашлось покупателей, готовых выложить за авто больше двух миллионов рублей.

Эксперты подсчитали, сколько средний российский покупатель должен был копить на машину 10 лет назад и теперь. И оказалось, что в 2013-м среднестатистическое авто в России стоило 906 900 рублей, а среднемесячный заработок составлял 32 495 рублей. То есть автомобиль тогда обходился россиянину в 27 заработных плат. А минувшей осенью средняя цена новой машины на нашем рынке составляла 2,68 млн — при зарплате 70 тысяч. То есть копить на машину нужно на год больше. Хотя известно, что продажная цена китайского автомобиля среднего качества в самой Поднебесной в переводе на рубли составляет не больше миллиона. Естественный вопрос: кому и за что мы переплачиваем еще 24 месячные зарплаты?

Вот как объясняет эту «загогулину» в журнале «За рулем» глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин на примере самого популярного у россиян китайского автомобиля Jetta VA3. Оптовая цена этой марки в Китае составляет 930 тысяч в переводе на рубли, а в России в розницу его продают уже за 2,2 млн — за счет официальных сборов в российскую казну. Итак, таможенное оформление — 3100, пошлина — 133 575, НДС — 204 815, утильсбор до 1 августа 2023 года — 178 400, дополнительный утильсбор — 122 200. Прибавьте сюда 7 тысяч акциза, 50 тысяч за установку устройства вызова экстренных служб и стоимость доставки — еще 250 тысяч на каждый автомобиль. А маржа дилера и дистрибьютора в этой схеме составляет всего по 6,5%, или по 145 тысяч рублей на один автомобиль.

В результате, как заявляет Алексей Подщеколдин, доля россиян, которые смогли себе позволить приобрести новый автомобиль, по итогам 2023 года составила 27%, тогда как 10 лет назад таких было вдвое больше — 56%. Зато вырос спрос на машины б/у. По данным агентства «Автостат», в 2023-м количество приобретенных россия-нами подержанных легковушек выросло на 17%, или до 5,7 млн.

Фактически на каждый новый автомобиль наши граждане покупали пять старых. Правда, лидирующие позиции на этом рынке заняла Lada: 22%, или 1,25 млн машин тольяттинского производства. То есть этих автомобилей в стране не прибавилось, а просто уже имеющиеся сменили хозяев. Но на втором месте с долей 11,78% закрепились иномарки Toyota. KIA заняли третью позицию, за ними Hyundai и Nissan. То есть всего за год в стране прибавилось более 1,6 млн подержанных легковушек — больше, чем новых. «Если в 2013-м автомобили с пробегом покупали 44% россиян, то по итогам 2023-го их доля выросла до 73%», — отмечает Подщеколдин.

Следует добавить, что если средняя цена этого товара на авторынке в минувшем году была зафиксирована в пределах 800-1200 тысяч рублей, то немалое их число было куплено «почти даром» — за 2-4 сотни тысяч. И остается лишь надеяться, что новыми хозяевами автохлама становятся мозговитые и рукастые умельцы Кулибины, способные поддержать свои копеечные приобретения в более-менее безопасном состоянии. Ведь в 90-е, когда Россию наводнил автометаллолом с Запада и Востока, количество аварий на дорогах с тяжелыми последствиями резко возросло. «На машины по цене 2-3 тысячи долларов я не рекомендовал даже оборачиваться, — вспоминал знакомый перегонщик. — Как правило, это был автотруп».

На этот раз западные авторынки для нашей страны закрылись, но у покупателей китайских машин появился другой способ сэкономить: приобрести машину не напрямую из Китая, а ввозить через Казахстан, Киргизию, Армению или Белоруссию, где собственные сборы — таможенные, НДС и утильсбор — в казну значительно ниже, а таможенная граница у наших стран общая. К примеру, в Киргизии даже сейчас можно растаможить автомобиль, уплатив 15% его таможенной стоимости вместо российских 30%, вообще нет НДС, акциза и ряда других платежей на электромобили, что позволяло сэкономить на каждой покупке бензиновой легковушки больше полумиллиона, а электрокара — до 2 млн рублей.

Результат: по данным китайской таможни, за 2023 год Поднебесная поставила в бывшие союзные республики 341,6 тысячи легковушек: в Белоруссию — 90,8 тысячи на 1,49 млрд долларов, еще 86,7 тысячи на 1,57 млрд долларов — в Казахстан, 72 тысячи автомобилей на 2,17 млрд долларов — в Киргизию. В Узбекистан, где таможенные пошлины на новые авто снизили более чем вдвое, Китай поставил 92,1 тысячи единиц на 1,68 млрд долларов. Какая-то часть из этого потока осталась собственностью местных граждан, но не более трети, а остальные пошли на продажу в Россию. Таким образом тамошние власти помогли своим гражданам обзавестись новыми автомобилями почти по китайской себестоимости и способствовали развитию местного бизнеса: белорусский авторынок за 2023 год вырос на треть, узбекский — на 46%, казахстанский — на 60%.

Но российский Минфин почесал в затылке и с 1 апреля этот серый импорт прикрывает. Причем в обход общих таможенных правил ЕАЭС, по которым автомобиль можно растаможить в любой из стран содружества. Хитрость такая: с апреля российские власти изменяют не таможенные правила ЕАЭС, а собственные правила начисления утилизационного сбора на ввозимые автомобили. На что имеет полное право. А по новым правилам к утильсбору будут добавляться все недополученные таможенные пошлины, НДС и акцизы, которые должны уплачиваться при прямом ввозе иностранного автомобиля на территорию РФ.

Конкретный размер «добавки» зависит от средней стоимости автомобиля, которую Минпромторг укажет в специальном перечне, обновляемом минимум раз в квартал. Как заявлено в постановлении правительства РФ, изменения позволят избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, «получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме». То есть в российском объеме.

В итоге у автоимпортеров нынче горячие деньки: нужно успеть до «Дня дурака» ввезти и оформить все закупленные для продажи в России автомобили, уже вывезенные в соседние государства ЕАЭС. После чего тамошние авторынки можно будет закрыть — без транзита в них отпадает нужда. А на российском авторынке надо ожидать подорожания легковых машин. Эксперты предвещают, что запасы ввезенных ранее по серому импорту авто достаточно быстро закончатся, и эта ситуация очень сильно скажется на ценах иномарок — со средней прибавкой в полмиллиона — миллион рублей. При этом обновление российского автопарка еще более затормозится. По итогам 2023 года средний возраст легковых автомобилей в России составил уже 11,6 года, а в 2018 году этот показатель фиксировался на уровне 9,5 года...

Вместо послесловия

После пандемии мой гомельский племянник наладил поставки подержанных Subaru Outback. Везли морем до Клайпеды, дальше перегоняли через Литву. На месте проводили полную компьютерную проверку, антикоррозийную обработку и предпродажную подготовку. Надежные внедорожники, трех-четырех лет, с минимальным пробегом, кожаным салоном и полным набором современных опций обходились даже дешевле новой Lada Vesta. Неудивительно, что выстраивались в очередь российские покупатели среднего достатка, которые привыкли к комфортной езде и не привыкли разбрасываться деньгами. Сам видел счастливых покупателей из разных краев России, которые впервые садились за руль шикарного автомобиля. Бизнес не смогли разрушить даже введенные с началом СВО санкции, после которых проезд через Литву стал стоить дороже, чем доставка паромом из-за океана. Первоапрельская новация на всем этом ставит жирный крест.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5815
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5346
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4801
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?