Значительное перераспределение влияния между странами, не говоря уж о регионах, - событие нечастое, и оно редко проходит бескровно. В начале XX века имперский мир и честолюбивые Германия и Япония не смогли приспособиться друг к другу. Результатом стала война, разорившая обширные районы планеты. Сегодня нам предстоит еще более масштабное изменение международной системы, которая потребует ассимиляции различных политических и культурных традиций. На сей раз в роли честолюбивых игроков, стремящихся расширить влияние, выступают густонаселенные страны Азии.
Подобно Японии и Германии начала прошлого века, эти динамично растущие державы руководствуются националистической идеологией, добиваются компенсации за прошлые обиды и стремятся занять свое место под солнцем.
Сегодня общий подъем наиболее заметен в Китае, однако он в этом не одинок. Индия и другие азиатские страны демонстрируют высокие темпы роста, благодаря которым они смогут в ближайшие десятилетия оставить позади ведущие западные страны. Прирост экономики в Китае составляет более девяти процентов ежегодно; в Индии этот показатель равняется восьми процентам, а "тигры" Юго-Восточной Азии преодолели последствия финансового кризиса 1997 года и возобновили движение вперед. Ожидается, что к 2010 году объем китайской экономики вдвое превысит германские показатели, а к 2020 Китай обгонит Японию, занимающую сейчас второе место в мире. Если в течение следующих 50 лет Индии удастся сохранить шестипроцентный уровень прироста ВВП, а это вполне возможно, то к тому времени Индия сравняется с Китаем или даже вырвется вперед.
Сегодня Китай выступает в роли паровоза, который тянет за собой азиатские страны, выздоравливающие после коллапсов 1990-х годов. Япония, к примеру, больше других выигрывает от экономического роста в Китае. Индия тоже представляет серьезную силу. Несмотря на прерывистый процесс экономических реформ, ей удалось выйти на резко восходящую траекторию благодаря высокоразвитой индустрии программного обеспечения и обслуживания бизнеса, к услугам которой прибегают корпорации в США и других развитых странах.
Другие государства Юго-Восточной Азии благодаря договоренностям в сфере торговли и инвестиций последовательно интегрируют свои экономические системы в крупную единую сеть. Однако в отличие от прошлых лет центральное положение в ней отведено не США или Японии, а Китаю. АСЕАН наконец-то серьезно рассматривает вариант создания валютного союза. В результате может возникнуть огромный блок, на который придется львиная доля экономического роста в Азии, да и во всем мире.
Согласно недавнему исследованию Брукингского института "налицо фундаментальное несоответствие между реальной обстановкой в мире и существующими механизмами глобального управления. Ярчайшим примером подобного анахронизма является "семерка-восьмерка" - закрытый клуб индустриальных держав, отражающий прежде всего западную культуру. Десять стран с большим населением и растущей экономикой должны быть подключены к участию в глобальном экономическом управлении. Авторитет и эффективность работы международных организаций будут зависеть от успеха подобных перемен; только в этом случае они смогут внести весомый вклад в дело мира.
Перестроив структуру ведущих международных организаций в соответствии с реальным распределением влияния в мире, мы окажемся в выигрыше. Это будет лучше, чем если позволим им утратить авторитет и вернемся к неумеренной и непредсказуемой политике баланса сил и всеобщей экономической конкуренции.
Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике".