Главная Культура 14:30 09 Ноября 2020 4143
«Курт Вайль – это правда, которой нам сегодня не хватает»

Звезда Большого театра Александра Дурсенева – о программе зонгов знаменитого немецкого композитора

Мария Баскова
Сцена из спектакля «Курт Вайль: Kabarett Musik». Фото предоставлено пресс-службой Дома музыки

Мелодии этого композитора знают и те, кто, может быть, никогда не слышал его имени. Песенка Мэкки-Ножа из «Трехгрошовой оперы» – популярнейший хит ХХ века, звучащий в десятках обработок. Но творчество Курта Вайля несравнимо шире круга джазовых стандартов: им созданы оперная антиутопия «Расцвет и падение города Махагони», балет с пением «Семь смертных грехов», а после эмиграции из нацистской Германии в США десяток мюзиклов, споривших в известности с постановками Гершвина, музыкальное действо «Рождение флага», посвященное созданию Государство Израиль.

К сожалению, в России Вайль звучит незаслуженно редко. И эту несправедливость решила хотя бы отчасти исправить известная певица, солистка Большого театра Александра Дурсенева. 15 ноября в Московском международном Доме музыки она покажет российскую премьеру спектакля «Курт Вайль: Каbarett Musik». На сцену Театрального зала также выйдут американский актер Дэниел Медведев, солист московской «Геликон-оперы» Василий Ефимов и специально созданный для этого спектакля Кurt Weill Orchestra. Постановку осуществил российский актер и режиссер Михаил Елисеев. В преддверии премьеры Александра рассказала, почему, с ее точки зрения, музыка Вайля (со дня рождения которого, кстати, в этом году минуло ровно 120 лет) со временем не только не теряет, а наоборот прибавляет в обаянии и социальной остроте.

– Александра, ваше яркое, красивое меццо-сопрано мы знаем по многим вашим ролям в Большом театре. А в последнее время вы еще и проводите в Доме музыки ежегодные камерные вечера, посвященные творчеству композиторов-классиков. Но даже на этом многообразном фоне Курт Вайль интригует. А чем он заинтриговал вас саму?

– В какой-то мере это произошло неожиданно. Пару лет назад я давала концерт в Санкт-Петербургской филармонии. Туда пришла и моя подруга, солистка Мариинского театра Татьяна Павловская, которая вдруг сказала: «Послушай, я открыла для себя Курта Вайля, и это абсолютно твое, ты должна его обязательно спеть!». Меня, академическую певицу, удивил Танин энтузиазм, и я, честно говоря, быстро забыла про тот разговор. Ненадолго вспомнила о нем, когда Таня переслала мне в Москву ноты Вайля с подстрочниками французских и немецких текстов – с тем только, чтобы и этот сборник отложить в сторону…

А потом я оказалась в Париже, где пела в спектакле Опера Бастий «Борис Годунов». За границей мы, музыканты, имеем обыкновение ходить в нотные магазины, чтобы набрести на что-то неизвестное и свежее. И вот мой взгляд упал на полку с нотами – кого бы вы думали: Курта Вайля! Помню, даже растерялась от неожиданности – оказывается, этот человек так много написал и столько его произведений издано, а значит востребовано исполнителями и публикой. Купила сразу два сборника: тот, что составлен знаменитой канадской оперной певицей Терезой Стратас, и другой – с зонгами Alabama, Bilbao song, Surabaya… Нашла в театре репетиционное помещение, стала играть, петь и не смогла оторваться. И не могу оторваться до сих пор!

– Но от оперы до кабаре – огромная дистанция. Как вы ее преодолели?

– Начнем с того, что Курт Вайль работал на стыке жанров, гениально соединяя академическую и легкую музыку. Это позволило ему занять в музыкальной культуре XX века совершенно особое место. Другое дело, что передо мной, как классической певицей, встал вопрос: в какой мере я могу отойти от своего привычного академизма, выйти из «оперных рамочек» и не впасть при этом в дурновкусие. Это как по лезвию ножа… И трудно, и интересно!

– Как вы составляли программу?

– Из многообразия собравшегося у меня материала (мне еще привезли ноты из Австрии и Германии), я отобрала, как мне кажется, абсолютные жемчужины. А критерий был предельно простой: это должно отзываться в моем сердце. «Отозвались» песни о любви, о судьбах женщин – трагические, лирические, комические. Каждый из зонгов Вайля – это отдельное драматическое произведение, маленький спектакль, а порой и целая жизнь, переданная в трех минутах песни.

– Чем отличался рабочий процесс от привычного вам оперного?

– Над большой партией – такой как Амнерис из «Аиды», Любаша из «Царской Невесты» или Ваня из «Ивана Сусанина» – мы работаем год, а то и два. Сначала разучивание, потом спевка, оркестровые репетиции, работа с режиссером... Постепенно образ персонажа «прорастает» в тебе, появляются новые краски голоса и сценического характера. Тут же все получилось по-другому. На клубном рождественском концерте (он был посвящен выставке моих подруг-художниц и назывался «Мосты Сены») к своему традиционному французском репертуару – Бизе, Массне, Сен-Санс – я добавила Complainte de la Seine Вайля. и этот «Плач Сены» произвел такое впечатление на публику, что я поняла: о, эта музыка стоит того! В следующем концерте я уже спела Yоukali, которую Вайль написал в стиле хабанеры. И вновь меня ждала буря зрительских эмоций. Вот тогда я окончательно убедилась, что Вайля надо петь! И не только петь, но театрализовать.

– Как возник ваш союз с режиссером Михаилом Елисеевым?

– Год назад мы договорились делать вместе для концертного зала «Зарядье» мультижанровый проект на музыку Малера «По краю вечности», надеемся показать его в январе 2021 года. Идеи Михаила мне очень понравились. И долго думать над тем, кого позвать на постановку Каbarett Musik, не пришлось. Я люблю работать с режиссерами, которые «достают» из тебя то, о чем ты порой даже не подозреваешь: каждый из нас – ларец за семью печатями, к которому надо подобрать ключи. Для меня очень важно доверие. Во время наших репетиций я получаю не меньше удовольствия, чем на концерте.

– В песнях Курта Вайля очень важна словесная составляющая: он писал музыку на тексты Брехта и других прекрасных драматургов – Максвелла Андерсона, Айры Гершвина, Пола Грина. Всегда возникает вопрос – как такое исполнять: в переводе, чтобы публика понимала содержание, или на языке оригинала, звучание которого подразумевал композитор?

– Для меня выбор бесспорен: конечно, второй вариант. В творчестве Курта Вайля были три периода: немецкий (он родился в маленьком городке Дессау, учился в Берлине), французский (спасаясь от нацистов, перебрался в Париж) и американский (переехал за океан в 1935 году). Всюду он писал на языке страны, а они очень разные: немецкий более брутален, во французском слышна истома, «американский» английский отдает голливудским блеском. И все эти особенности отражаются в музыке. Плюс смысловая многослойность самих текстов, которые при напускной веселости большей частью трагичны. Это печальные истории в обличии легкой музыки. И от того они только больше «цепляют». А чтобы содержание не потерялось, выступление будет сопровождаться видеорядом с русскими переводами и атмосферными картинами художницы Жанны Яковлевой.

– Кто ваши музыканты?

– Под проект родился новый коллектив, который мы так и назвали Кurt Weill Orсhestra. Это секстет замечательных музыкантов, в который вошли скрипач Александр Барклянский, виолончелист Андрей Березин, контрабасист Александр Павлов, пианистка Надежда Котнова, кларнетист Евгений Варавко и аккордеонист Сергей Осокин. На первых репетициях мы спорили буквально до хрипоты – у каждого было свое представление о том, как должна звучать эта музыка. Но теперь, обретя согласие, просто кайфуем от найденного общего дыхания.

– Кто еще принимает участие в вашем спектакле?

– Солист «Геликон-оперы» тенор Василии Ефимов. Будучи прекрасным певцом, тонко чувствующим стиль, он еще и великолепный актер, и надежный сценический партнер. А в роли конферансье выступит молодой американский актер Дэниел Медведев. Он и носитель языка, и человек, выросший в театральной среде Бродвея. Добавлю, что либретто написала драматург из Мюнхена Ольга Реквава.

– Подытоживая – как вам кажется, чем Вайль созвучен сегодняшнему дню?

– Он классик XX века, а классика актуальна во все времена. Но сегодня такое искусство, мне кажется, особенно ценно своей смелостью и предельной честностью. Про Вайля, как и про его великого соавтора Брехта, можно сказать, что главным смыслом их творчества и всей жизни было сказать правду. Чего бы она им ни стоила. К сожалению, повторю – в России Вайль еще не открыт по-настоящему. А пора – как раз правды в сегодняшнем воздухе страны не хватает.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3429
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3312
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3151
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?