Главная Экономика 00:02 10 Июня 2020 3800
Последний троллейбус плывет по Москве

Неужели «рогатые» свое отъездили? Не все пассажиры с этим согласны

Сергей Бирюков
Троллейбусы к работе готовы. Готова ли к работе с ними московская власть? Фото автора

Долгое время троллейбус оставался одной из самых знаковых примет столичной жизни — любимой жителями этого города, воспетой поэтами и киношниками. И вот в сентябре текущего, 2020-го, по планам московского правительства, троллейбусное движение в столице должно прекратиться, не дожив до своего 87-летия. Жаль, очень жаль! И дело тут не только в окуджавской ностальгии — это и сегодня вполне современный и экономичный транспорт.

Еще совсем недавно Москва обладала самой протяженной в мире троллейбусной сетью. Но столичные власти рьяно взялись за ее упразднение. Из действовавших в городе еще четыре года назад сотни троллейбусных маршрутов к началу 2020-го сохранялось лишь 36. Но и здесь, говорят нам, «рогатые» свое отъездили, пора уступить дорогу. Этот вид транспорта, уверяют нас, устарел, недостаточно экономичен, отечественная промышленность не выпускает качественных машин, да и контактная сеть слишком дорога. Зато есть прекрасная альтернатива — электробус...

Сотни таких быстрых и экологичных машин бегают по Москве. От города зависит - сделать их еще более современными или уничтожить вовсе

Так ли это? Давайте разбираться. Нет привязки к проводам — да, это преимущество. Но электробус может проехать с быстрой подзарядкой на конечных станциях не больше 100 км. И подзарядка занимает 15-20 минут. Значит, требуется больше машин. Для примера (данные фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца»): на маршруте № 73, проложенном в районе ВДНХ и Останкино, работали 22 троллейбуса, а электробусов нужно уже 34. Притом что электробус стоит 33 млн рублей, а традиционный троллейбус — 12 млн. То есть стоимость подвижного состава подскочила сразу в 3-4 раза.

Считаем дальше. Оборудованная проводная линия длиной 25 км (я о том же 73-м маршруте) стоит 196 млн, а зарядные станции для беспроводной трассы — 441 млн, почти в 2,5 раза дороже. Обслуживание «устаревшей» развески на тех самых 25 км укладывается в 1,44 млн рублей в год, а зарядные станции требуют 18,2 млн. Ну и где здесь экономия? К тому же большая часть троллейбусной сети в Москве в последние 20 лет была модернизирована в соответствии с мировыми стандартами: держатели плавной кривизны, углепластиковые кронштейны (вполне, кстати, эстетичные) позволяли не снижать скорость на поворотах. Троллейбус перестал быть громоздкой железякой, а превратился в равноправного участника движения, имеющего свои преимущества. Современные машины, идущие по выделенной полосе, могут развивать скорость 80 км/ч.

Так откуда же такая троллейбусная фобия столичной власти? Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», объясняет ее просто: «Смотрите на проезжающую мимо машину с крупной надписью «Это электробус» — и сразу видно: начальство заботится о городе. А замените вы один троллейбус на другой — не тот эффект...»

И снова вернемся к расчетам. Во-первых, 300 этих электробусов пока хватило только для компенсации 12 из отмененных троллейбусных маршрутов, 18 маршрутов не заменили ничем, а для 35 остальных закуплены: дизельные автобусы. Во-вторых, и на электробусах стоят дизельные печки, поскольку мощности аккумуляторов на отопление салона зимой не хватает. Какая ж тут экология?

Троллейбус - еще и туристическая достопримечательность, и частичка московского культурного кода

Во многих городах мира пошли по другому пути — совершенствования троллейбуса. Прага, Сан-Франциско, Сиэтл, Бостон, Женева, Лозанна: В Пекине, опробовав электробусы с ночной подзарядкой, поняли, что списывать «рогатых» еще рано, и теперь там ходят усовершенствованные троллейбусы. Точнее — электробусы с динамической подзарядкой. Это синтез традиционной проводной и аккумуляторной машины. Есть провод — она едет и одновременно заряжается от него, провод кончился — опускает штанги и движется автономно. И дизельная печка без надобности.

Кстати, такие машины и в России есть. Разработал их Энгельсский завод электрического транспорта (тот самый, что когда-то делал легендарные синие МТБ-82, воспетые Окуджавой). Стоят каждая около 20 млн — подороже обычного троллейбуса, но почти вполовину дешевле «московского» электробуса. Важно и то, что для транспортного перевооружения не понадобятся дополнительные водительские кадры, которых в столице и без того остро не хватает.

Так что совсем не такой уж он ностальгически-лирической, вопрос сохранения и развития троллейбуса. Это поняли уже в других российских городах. В том же Санкт-Петербурге три года работают современные «троллики», их число перевалило за сотню и постоянно растет. А Москва почему-то никаким аргументам не верит, стоит на своем. Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов уверяет, будто московский вариант электробуса обойдется в среднесрочной перспективе (15 лет) на 10% дешевле троллейбуса, но с какого потолка взята эта цифра, не уточняет.

Телеведущая Яна Чурикова выразила свое отношение к троллейбусам уже тем, что многократно вела парады исторических машин

В декабре прошлого года в Мосгордуме прошел круглый стол экспертов и депутатов, где шла речь о необходимости развития троллейбусной системы как органической части транспортного комплекса города. Но к этим выводам столичные власти остались глухи. Пройдет еще немного времени — и возрождать и развивать станет уже нечего. Московские власти по-прежнему готовы вбухивать деньги в дорогостоящие проекты-игрушки, будто ни пандемии, ни кризиса не случилось.

Голоса

Дарья Беседина, депутат Московской городской думы

— На наш декабрьский круглый стол по судьбе московского троллейбуса мэрия отреагировала, точнее не отреагировала так, будто его и вовсе не было. Хотя и я, и другие его участники убеждены, что будущее городов — это электрический транспорт. Те города, где он есть, обладают ценнейшим активом, который накапливался десятилетиями и позволяет шагнуть в будущее — запустить троллейбусы с увеличенным автономным ходом и динамической зарядкой, тем самым сделав экологичной и удобной значительную часть городского транспорта. К сожалению, сейчас в этой инфраструктуре уже многое уничтожено, но прекращать борьбу тем более нельзя, если мы хотим жить в современном безопасном, экологичном и красивом городе.

Иван Засурский, член Совета по правам человека при президенте РФ

— Моя позиция проста: троллейбус — это экологический социальный транспорт, недорогой и удобный, особенно для пожилых людей, которые привыкли к его маршрутам, и им трудно приспособиться к переменам последнего времени. Конечно, кое-кому не нравятся натянутые тут и там провода, но большинство недовольных пеняют на другое — якобы неповоротливость троллейбусов. Однако на выделенных полосах они не мешают никому. А если тревожит проблема движения, зачем было проводить авантюрную тотальную реконструкцию дорожной сети, заузившую проезжую часть и создавшую широченные тротуары, по которым некому ходить, и велодорожки, по которым не ездят велосипедисты? Может, 10 лет назад, когда людей реально было пересадить на общественный транспорт, это бы сработало, но во времена эпидемии все эти, казалось бы, беспроигрышные ставки оказались битыми. Автомобили с точки зрения распространения заразы безопаснее — но они застревают в пробках, а «бутылочных горлышек» на дорогах стало только больше. Замкнутый круг! В выигрыше лишь те, кто собирает доходы с парковок и эвакуаторов.

В Германии контактную сеть специально строят даже на междугородних трассах для подзарядки электрогрузовиков. А у нас и строить не надо, она уже есть! Но нет — мы рушим то, что имеем...

Еще Дарвин говорил, что выживает тот, кто лучше адаптируется к переменам. Эпидемия стала такой проверкой на выживаемость. Было бы странно, если бы городские приоритеты и программы развития остались неизменными. Конечно, ломка планов — это болезненно, но, похоже, время разбрасываться деньгами пришло к концу. Хватит тратиться на дорогую технику взамен троллейбусов и считать это вкладом в развитие: такая ошибка ведет к постоянным расходам на солярку и колоссальным вложениям в инфраструктуру для «сырой» технологии. Троллейбусы нужно не отменять, а развивать.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5830
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5473
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4819
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?