Малый и средний бизнес в столице получил очередной стимул для развития: подключиться к электросетям за последние два года стало значительно проще. За счет чего? И хватит ли у города мощности на всех желающих?
Об этом шла речь на круглом столе в правительстве Москвы с участием энергокомпаний, представителей бизнеса и контролирующих органов.
По словам руководителя столичного департамента топливно-энергетического хозяйства Павла Ливинского, срок технологического присоединения с самой популярной мощностью до 150 кВт — а это более 80% всех заявок в столичные электросетевые компании — сегодня составляет всего 90 суток — в два раза меньше, чем того требуют федеральные стандарты. «Но на этом мы не собираемся останавливаться, — заверил чиновник, — теперь хотим сократить срок до 45 дней. Для чего? Чтобы поддержать малый и средний бизнес — основных потребителей данной мощности, создать для предпринимателей более комфортные условия».
Глава департамента рассказал, как создаются комфортные условия. Так, в столице планомерно сокращается количество документов, необходимых для присоединения к электросетям. Например, у МОЭСКа недавно появилась программа «3 шага — 2 визита». Как следует из названия, в офис электросетевой компании надо приехать всего дважды. «С февраля даже живая подпись на документах не обязательна — компания принимает электронную цифровую подпись. То есть теперь даже не надо приезжать в офис с оригиналами договоров», — пояснил Павел Ливинский.
Главная проблема, с которой столкнулись и столичные власти, и электросетевые компании, — низкая информированность перспективных клиентов. Не все предприниматели знают, как производится технологическое присоединение в Москве. Причем на этом незнании начали паразитировать всевозможные посредники, которые за немалые деньги обещают помочь с оформлением всех документов. Потом выясняется, что все это легко можно было сделать самостоятельно. К тому же многие этапы процесса давно переведены в интернет. Пример — онлайн-ресурс «Калькулятор технологического присоединения», совместная разработка департамента и «Московской энергетической дирекции». Преимущество программы: даже человек, который раньше не отличал вольт от киловатта, сможет четко определить, сколько энергии потребуется для решения его задач.
«Мы видим успех этой услуги и начали двигаться еще дальше, — рассказал Павел Ливинский. — Поначалу это был простой калькулятор, который позволял посчитать энергетические затраты и в зависимости от них — стоимость присоединения. Сейчас программа превратилась в очень мощную информационную систему, которая иногда лучше любого специалиста поможет разобраться во всех тонкостях процесса».
Главное новшество — программа наглядно показывает доступные для подключения мощности, которые есть в том или ином районе, вне зависимости от электросетевой компании. И помогает сделать правильный выбор.
«То есть мы предлагаем клиентам полную информацию о поставщиках, месте, сроках и цене подключения. Кому интересно — добро пожаловать на сайт МЭД или на портал департамента топливно-энергетического хозяйства», — сказал Павел Ливинский.
Позитивные изменения для бизнеса признал и председатель совета Московского отделения «Опоры России» Александр Жарков. «Еще два года назад ситуация с подключением была критической, — напомнил он. — Сегодня мы видим: и город, и сетевые компании повернулись к нам лицом. С препятствиями подключениям мы практически не сталкиваемся».
Отметили представители бизнеса и снижение цен на техприсоединение. Как оказалось, со временем, по мере развития инфраструктуры, город может полностью уйти от оплаты за подключение к сетям.
Что касается резерва мощностей — в столице, по словам экспертов, его более чем достаточно. «Дефицита энергии в Москве нет — электричества в ближайшие годы хватит на всех, — заверил Павел Ливинский. — Компании заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше клиентов, и они будут находить возможности для новых присоединений и развития собственных сетей. Наша задача — помочь».

