Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:18 12 Марта 2021 8132
Как товарищ Сталин с «Носом» воевал

Нужно ли власти бороться с инакомыслием в искусстве и политике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Нос, или Заговор «не таких» с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм классика отечественного кино Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких». Несмотря на солидный возраст (недавно Андрею Юрьевичу исполнился 81 год), режиссер создал живое, дерзкое и, как мне кажется, весьма значимое для нашего искусства произведение. Это первый полнометражный российский фильм, который удостоился приза жюри на главном в мире фестивале анимационного кино в Анси. А в ближайшее время «Нос» поборется и за оскаровскую статуэтку.

Свой фильм режиссер задумал давно — и эта история сама по себе могла бы стать сюжетом для мультика. В молодости Хржановский дружил с Евгением Чуковским, внуком писателя Корнея Чуковского и зятем великого композитора Дмитрия Шостаковича. В 1966 году Чуковский в красках пересказал Дмитрию Дмитриевичу 10-минутный дипломный фильм Хржановского «Жил-был Козявин», имевший шумный успех в профессиональной среде. Шостаковичу фильм в пересказе понравился, о чем Чуковский не преминул сообщить своему другу.

Хржановский, будучи завзятым меломаном, так воодушевился известием, что, набравшись смелости, попросил разрешения экранизировать оперу композитора «Нос», которую до того даже не слышал. Написанная в 1928 году, опера предназначалась для Большого театра в режиссуре Мейерхольда. Но из-за его занятости она была поставлена на другой сцене. «Нос» сыграли 16 раз, а затем под залпы нормативной критики сняли с репертуара. В итоге опера на десятилетия оказалась под негласным запретом. Тем не менее Шостакович разрешил молодому режиссеру со временем использовать свою музыку для фильма. И вот это время пришло...

В основе экранного «Носа» — и многострадальная опера Шостаковича, «реабилитированная» постановкой в 1974 году, и знаменитая повесть Гоголя. Режиссер ведет диалог сразу с двумя гениями мировой культуры, которые запросто общаются между собой в пространстве фильма. Помимо этого Хржановский вовлекает в орбиту своих размышлений других титанов и новаторов искусства: Мейерхольда и Эйзенштейна, Филонова и Шагала, Кандинского и Малевича, Маяковского и Ахматову: Всех тех, кто имел отвагу идти в искусстве непроторенными тропами, плыть против рутинного течения, за что многие из них поплатились благополучием, карьерой, а иные и жизнью.

А в начальных кадрах фильма Хржановский сажает в самолет своих друзей и соратников: Юрия Арабова, Анатолия Васильева, Дмитрия Крымова, Сергея Бархина, Каму Гинкаса, Чулпан Хаматову, Юрия Роста и еще дюжину персон, близких ему по мятежному духу. Самолет с пестрой компанией взлетает в небо — и вместе с ним «взлетает» в творческие выси этот звонкий, шумный, многоголосый, многоликий, ни на что не похожий фильм-эксперимент, фильм-провокация, фильм-коллаж, который потребует от зрителей известного культурного багажа.

Экранный «Нос» состоит из трех глав — трех снов, которые, позволю себе такой каламбур, привиделись автору фильма во время творческой бессонницы. Первый сон посвящен злоключениями коллежского асессора Ковалева, ставшего героем оперы Шостаковича. Второй сон в стиле потешного лубка рассказывает о недолгой и странной дружбе писателя Михаила Булгакова и товарища Сталина. Коба, заскучав после отъезда «друга Михо» в Киев, отправляется вместе со своей неизменной свитой (Ягода, Молотов, Каганович, Жданов) в театр на просмотр той самой оперы «Нос», которая вождю и его присным категорически не понравилась.

Ну а третий сон — самый сильный и страшный — повествует о расправе, которую учиняет Сталин над этим «сумбуром вместо музыки». А шире — над свободно дышащим искусством, которое, по мнению власти, не нужно трудящимся, ибо оно не вписывается в железобетонный канон соцреализма. Докладчики Единицын, Двойкин и Тройкин под одобрительные взгляды вождя клеймят на сцене «антинародных композиторов» и призывают массы к бдительности: «Смотри сюда, смотри туда — и выкорчевывай врага!» Чем кончилась эта паранойя «бдительности», шпиономании, мы сегодня знаем.

Соединяя материал мини-оперы Шостаковича «Антиформалистический раек» и язык анимации, документальные кадры массовых репрессий и фрагменты мажорных советских фильмов той поры, страшную карту ГУЛАГа, опоясавшую колючей проволокой страну, и ряды физкультурников, задорно марширующих по Красной площади, Хржановский поднимается в финале до высот яростной, перехватывающей горло публицистики.

«Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, — цитирует фильм письмо арестованного и впоследствии расстрелянного Мейерхольда Молотову. — Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам <:>. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли)».

Эта боль передается зрителям фильма, когда они видят на экране оригиналы расстрельных списков, тюремные портреты (анфас и в профиль) Гумилева, Вавилова, Бабеля, Шаламова, Мандельштама, Жженова, Сергея Королева, Ольги Берггольц и других деятелей культуры, науки, попавших в жернова сталинской репрессивной машины. Камера отъезжает, и эти снимки растворяются в целом море схожих фотографий. Огромный иконостас мучеников и жертв социального эксперимента по «переделке», «улучшению» человека, который на деле обернулся кровавым террором Сталина против собственного народа.

Но ряды поклонников тирана с годами не скудеют. Ему опять поклоняются, ставят памятники, возлагают к подножию цветы. По одному из недавних опросов общественного мнения, почти половина жителей нашей страны считает массовые репрессии «вынужденной мерой, которая позволила Сталину обеспечить порядок в обществе». И это делает фильм Хржановского, задуманный более полувека назад, жгуче актуальным в наши дни.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 17:01 / 29 Октября 2022 14732
Опять стреляют

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

В былые времена книжками «про войну» у нас в стране зачитывались все, от мала до велика. Потом вроде бы пришла мода на иное чтиво, но, увы, ненадолго. Сейчас к читателю снова косяком двинулись...

Евгений Водолазкин - о новом романе «Чагин» и человеческой памяти

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В издательстве «АСТ» (Редакция Елены Шубиной) вышла новая книга Евгения Водолазкина «Чагин» — роман о выдающемся мнемонисте, то есть человеке с уникальной способностью запоминания, которого...

Культура 21:01 / 29 Октября 2022 13176
Лучший голос земли

Чилийский режиссер Пабло Ларраин начал снимать фильм о легендарной певице Марии Каллас

Труд
Фото:Unknown/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, чьи фильмы снискали успех на Каннском кинофестивале и номинировались на «Оскар», имеет особую слабость к байопикам. Он снял фильм «Джеки» о Жаклин Кеннеди,...

Культура 20:45 / 29 Октября 2022 12976
Гномы постарались

В Швеции нашли старинный волшебный амулет

Труд
Бог Тор сражается с гигантами с помощью своего молота, грома и молнии. Фото: globallookpress.com

На юго-западе Швеции ученые обнаружили редкий амулет в виде молота скандинавского бога Тора. В начале Х века, когда проповедники уже вовсю обращали местных жителей в христианство, амулет был отлит из свинца неизвестным...

Культура 20:01 / 29 Октября 2022 12522
Кому все по карману?

Netflix затеял снимать сериал по легендарному роману «Сто лет одиночества»

Труд
Сам Габриэль Маркес долго отказывался продавать права на адаптацию книги. Фото: El Universal/@WireImgId=8372800, globallookpress.com

В далеком 1982 году колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. К 40-летию этой даты вездесущий Netflix решил приурочить начало работы над многосерийной экранизацией «Ста лет одиночества»,...

На экраны вышли два фильма с острой социальной проблематикой, что по нынешним временам уже событие

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Светлана Чуйкина в фильме «Плакать нельзя» играет несчастную мать, у которой отняли ребенка

Один из них - «Плакать нельзя» рассказывает об ужасах ювенальной юстиции в Скандинавии, жертвой которой становится русская мать и ее сын. Второй фильм «Дополнительный урок» впервые в нашем кино прикасается к такой больной...

Актер и телеведущий собрался раскрыть пока еще остающиеся на карте Земли тайны

Анна Чепурнова
Труд
Просидеть всю жизнь на одном месте - это не для Вадима. Фотографии предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Среди ближайших премьер телеканала «Моя Планета» — программа «Тайна на карте», жанр которой ее создатели определили как «тревел-детектив». Что под этим скрывается? Рассказы о самых...

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Труд
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего...

Выполнимая ли задача поставлена перед ТВ? Быть высокоморальным и в то же самое время приучать зрителя к нетерпимости?

Сергей Беднов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Ровно через неделю страна отметит День народного единства. Помнится, когда он был учрежден, все дружно ломали головы: что же такое важное в отечественной истории случилось 4 ноября? Потом решили: ничего. А нововведение...

Иван Сергеевич Тургенев приглашает в гости

Виктория Пешкова
Труд
До конца дней Тургенев вспоминал Спасское-Лутовиново как лучшее из мест своей жизни. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

В ГМИРЛИ имени Даля открылась выставка, посвященная 100-летию Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Своими сокровищами с организаторами поделились Орловский музей Тургенева и московский Дом-музей Тургенева на Остоженке....

Культура 00:05 / 21 Октября 2022 9860
Приказано забыть

В российской культуре формируется список запретных имен и тем

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
С проката сняли документальный фильм «Голод». Объяснение от компании «Каро» - внезапно сломался кинопроектор. Фото: Moscow-Live.ru

Ничто, казалось бы, не предвещало. Документальный фильм «Голод», который обозревателю «Труда» удалось посмотреть на московской премьере и даже написать о нем в газете, за день до очередного...

Что не так с комедией «Любовники»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Три неверных мужа приняли на грудь в бане и взялись проучить все коварное женское племя. Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально...

В Петербурге открыт памятник драматургу Александру Володину

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге на Петроградской стороне открыт памятник драматургу Александру Володину. Виновник торжества больше 30 лет жил тут неподалеку, на Большой Пушкарской, 44, где висит мемориальная доска в его честь. Удивительное...

Культура 00:03 / 18 Ноября 2022 7721
Не Голливудом единым

Возвращайтесь, друзья, в кинотеатры, там сегодня интересно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Эмили» - изящная костюмная мелодрама, повествующая об Эмили Бронте — средней из трех великих сестер-писательниц

Уходящий год поставил грустный рекорд по падению посещаемости кинотеатров. Многие зрители считают, что там нынче нечего смотреть. На самом деле, это не так. Да, «большой Голливуд» ушел из нашей страны. Но киноафиша...

Увы, не все. Из всей несметной толпы «строителей отношений» служить отправился лишь один, в прошлом - десантник

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Если кто читает телевизионные обозрения «Труда» регулярно, он может заметить, что шутка, вынесенная в заголовок, уже появлялась в прошлом номере. Она была навеяна советским учебником истории, где раздел, посвященный...

Культура 00:17 / 18 Ноября 2022 7451
Дикий ангел пролетел

Уругвайская актриса – она же россиянка - Наталия Орейро сыграет в фильме «Письмо Деду Морозу»

Сергей Беднов
Труд
Но увидим мы сие великолепие лишь в 2025 году. Фото: Анатолий Ломохов, Синьхуа

Две новости — хорошая и так себе. Начнем с первой. Нам готовят новогодний сюрприз: в фильме «Письмо Деду Морозу» сыграет уругвайская актриса, а с недавних пор еще и гражданка РФ Наталия...






Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?