Главная Культура 17:43 12 Октября 2016 4450
Возвращение к Одиннадцатой симфонии

Госоркестр Татарстана открыл сезон мощным исполнением Шостаковича

Сергей Бирюков, Казань – Москва

8 октября в Казани в зале имени Сайдашева открыл концертный сезон Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Программа и уровень ее исполнения – прежде всего в том, что касается Первого виолончельного концерта и Одиннадцатой симфонии Шостаковича – по мнению обозревателя «Труда», далеко превзошли рамки рядового календарного события.

Госоркестр Татарстана – сейчас один из самых динамично развивающихся симфонических коллективов России. Доказательства тому – переполненные залы не только в Казани, но и на гастролях в Москве и других городах, активный отклик со стороны Михаила Плетнева, Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Леонидаса Кавакоса и других прославленных солистов, охотно участвующих в фестивалях и концертах коллектива.

Из самых свежих фактов: в год 110-летия Шостаковича именно госоркестру республики фирма «Мелодия» заказала запись всех симфоний и инструментальных концертов великого композитора. И эта энциклопедическая работа была проделана минувшим летом менее чем за месяц.

Не удивительно, что ГСО сейчас особенно востребован с шостаковичевским репертуаром. Например, в столице России 25 сентября, в день юбилея Дмитрия Дмитриевича, в двух главных симфонических залах соревновались друг с другом в исполнении Шостаковича БСО Владимира Федосеева – в Большом консерваторском и ГСО Александра Сладковского – в зале Чайковского.

Конечно, уровень выступлений казанцев, как правило достаточно высокий, не всегда одинаков. Тот же концерт в зале Чайковского – бесспорно, достойная исполнительская работа: два фортепианных концерта с участием стремительного (иногда даже чуть слишком) Дениса Мацуева, классически отлитая Пятая симфония… Но подобных выступлений в активе коллектива много. Да и сам репертуар, особенно Первый концерт и Пятая симфония, не хочется говорить «ординарен», но уж очень очевиден.

Не то в Казани. Впрочем, начали тоже с демонстративно популярной вещи – Праздничной увертюры. И, кстати, как раз к ее исполнению можно было бы предъявить претензии: для создания жизнерадостного колорита не обязательно было брать такой несолидно торопливый темп с первых же торжественных аккордов. Да и сами эти аккорды произвели странное впечатление «плывущей» пластинки из-за не очень устойчивой интонации труб. Хотя в целом свою роль введения в программу, этакого нарочито парадного фасада, за которым последовали совсем непарадные размышления композитора-трагика о жизни, произведение сыграло. Композиционный ход со стороны Сладковского точный и отражающий жизненную ситуацию Шостаковича, вынужденного сочинять «для руководящей и направляющей» – одно, для себя и своих истинных ценителей – совсем другое.

Это «другое» зазвучало уже в следующем номере – Первом виолончельном концерте. Он, конечно, тоже не так уж редко возникает в афишах симфонических коллективов, но все же с Первым фортепианным по репертуарной востребованности вряд ли сравнится. Не могу сказать, что в равной степени восторгаюсь всеми частями этой партитуры: на мой слух, в первом и последнем аллегро много «общих шостаковичевских мест», саркастической скерцозности, которую можно найти и в других опусах композитора, но в более ярком интонационном воплощении (например, в Первом скрипичном концерте). А вот в медленных частях Дмитрий Дмитриевич достигает удивительной проникновенности музыкального повествования – например, оттеняя виолончельную кантилену тихими переборами челесты, словно рисующими очертания фантастического чертога, куда хотелось бы скрыться от гримас реальности, но этот чертог призрачен, тонкая завеса звона – слишком слабая защита от свистоплясок жизни, господствующих в крайних частях. Особенная же исполнительская удача – огромная сольная каденция в третьей части. Здесь прекрасный виолончелист Нарек Ахназарян продемонстрировал редкое владение звуком – эта часть на большем своем протяжении (а протяжение огромно) выдержана в различных оттенках пиано и пианиссимо, но все до последнего музыкального «слова» произнесено и донесено, эмоционально выстроено в рассказ громадной силы.

Александр Сладковский и Нарек Ахназарян после исполнения Первого виолончельного концерта

Наконец Одиннадцатая симфония, которой отдано все второе отделение. Кстати, в выборе этого сочинения можно усмотреть «биографический» для оркестра момент. Мировой премьерой Одиннадцатой в 1957 году дирижировал легендарный Натан Рахлин, которого через несколько лет Шостакович порекомендовал для руководства вновь созданным Государственным симфоническим оркестром Татарстана, и симфония эта, естественно, стала одной из визитных карточек молодого коллектива.

Правда, до сего момента я бы не назвал ее в числе своих самых любимых у Шостаковича. Да, мастерство, да, масштабное симфоническое полотно… Но не уровень яркости Пятой, Седьмой, Восьмой, Десятой… Прежде всего из-за использованного интонационного материала – революционных песен: этакое, думалось мне, расширенное попурри на темы «Варшавянки», «Слушай», «Беснуйтесь, тираны» и пр. Очередная, как и Праздничная увертюра, «отмазка» для властей…

Но Сладковский со своими музыкантами помог понять, насколько это мнение ошибочно. Прежде всего – какая сила музыкальной живописи! А точнее – невидимого, но буквально ощущаемого в каждой интонации, в каждом тембре КИНОИЗОБРАЖЕНИЯ. Конечно, в этой музыке отразился громадный кинематографический опыт Шостаковича – соратника Трауберга, Козинцева, братьев Васильевых, Герасимова, Файнциммера («Новый Вавилон», «Трилогия о Максиме», «Молодая гвардия», «Овод» и десятки других лент)… Струнные и челеста зачина – это классический образ Петербурга, города-призрака, невесть как выросшего посреди марева снежных равнин. Задушевно-печальная тема скрипок – так и видишь лица женщин, рассказывающих сотни горестных историй о жизни маленьких людей этой имперской столицы и всей империи-монстра. Мятущиеся переклички мотивов под грохот ударных – картина массовой казни и вселенского смятения… Но Одиннадцатая – не просто перенесение приемов киномузыки на симфоническую почву. Шостакович выступает здесь могучим музыкальным драматургом, так сталкивая темы, увенчивая повествование такими грандиозными вершинами, вроде траурно-триумфальной кульминации третьей части – мотива «Обнажите головы» (самоцитата из цикла «10 поэм на стихи революционных поэтов»), – что это вырастает до обобщенного образа всей страны, переживающей великое и страшное потрясение. В этой партитуре резонируют и фильмы Эйзенштейна, и роман Горького «Мать», и стихи революционной поры Блока, и сатирический «Левша» Кукрыниксов… Она одна стоит огромного пласта отечественной культуры!

Поймал себя на мысли: да, в ХХ веке немало прекрасных симфонистов – Хиндемит, Лютославский, Онеггер, Типпет… Но при всем уважении к подобным мастерам – кому еще удалось в такой степени создать симфоническую летопись эпохи, предельно обобщенную и предельно наглядную одновременно? Кто сравнится с Шостаковичем в этом микеланджеловом масштабе выражения? Он такой в ХХ столетии – один.

И все это помогли мне понять казанцы во главе со Сладковским.

Казалось бы, в такой огромной программе бисы невозможны. В первом отделении Нарек Ахназарян рискнул сыграть лишь маленькую, чрезвычайно колоритную и понравившуюся казанской публике пьесу итальянского композитора Джованни Соллимы «Оплакивание», где виолончели неожиданно подпевает сам виолончелист... Но Шостакович слишком властно захватил и оркестр, и зал. И музыканты «оторвали» свой коронный бис – скерцо из Десятой симфонии. Замечу, это же они сделали и в Москве. Но тогда эта сокрушающая музыка проскочила как-то второпях. Теперь же вся ее мощная ткань (кстати, предвосхищающая мотивы и настроение Одиннадцатой) была воспроизведена не только с громадным напором, но и с огромной четкостью. Родные стены помогли?

«Могучая музыка!» – слышу от группы молодых людей, с некоторым удивлением глядя на их военную форму. Неужели, как в прошлые времена, заполняют солдатами пустующие места? Нет, зал во время концерта был переполнен, кто-то даже стоял вдоль стен (в Казани, в отличие от Москвы, такое разрешают, и это, пусть не обижаются на меня пожарные, прекрасная, демократичная традиция). Оказалось – курсантов здешнего Танкового училища минимум раз в неделю выводят на культурные мероприятия, чему ребята очень рады: «Мы же будущие офицеры, армейская интеллигенция», – пояснили они мне. Любопытный штрих...

Чтобы дополнить представление о масштабах и диапазоне нынешней деятельности Госоркестра, приведу лишь еще пару фактов: следующий концертный проект казанцев – оратория Онеггера «Жанна д’Арк на костре» с участием Чулпан Хаматовой и московского ансамбля «Мастера хорового пения» 24 октября в Казани, а 26-го в Москве.

А затем у коллектива – большие европейские гастроли и их кульминация: концерт в Большом зале венского Музикферайна, одной из престижнейших площадок мира. Намечена трансляция по каналу Mezzo. Программа – увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, Второй концерт Чайковского (солист – Денис Мацуев), «Картинки с выставки» Мусоргского. На бис, обещает Сладковский, обязательно что-то из татарской музыки, скорее всего – сочинение Назиба Жиганова. К слову, друга Шостаковича. И главного инициатора создания Госоркестра Татарстана.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11886
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7528
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7217
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6535
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6355
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?