Главная Культура 00:01 13 Января 2023 10083
Динара Друкарова: Без кино я не могу дышать

Известная актриса рассказала «Труду» о своем режиссерском дебюте и съемках у Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
На съемочной площадке Динаре давно все знакомо: она с детства в этом море плавает

Вскоре на экраны выйдет фильм «Лили и море». Это режиссерский дебют известной актрисы Динары Друкаровой. Она родилась и выросла в Ленинграде. С 1999 года живет в Париже. Снималась в фильмах «Замри – умри—воскресни!» и «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского, «Про уродов и людей» Алексея Балабанова, «Любовь» Михаэля Ханеке, «Три воспоминания моей юности» Арно Деплешена, «Купе номер 6» Юхо Куосманена. Всего на ее счету порядка 40 ролей в фильмах российских и европейских режиссеров. И вдруг - такой поворот…

- Динара, что подвигло вас на режиссерский дебют?

- Я начала сниматься в кино с 10 лет. С тех пор кинематограф – это моя жизнь, то, без чего я не могу дышать. Лет до 35 я не думала о режиссуре, мне нравилось быть актрисой, это понятный для меня способ самовыражения. Но в какой-то момент я почувствовала, что хочу рассказать историю от себя, своими словами. Тогда умерла моя мама, для меня это стало шоком, я не могла справиться с горем. И, чтобы вынуть из себя боль от этой потери, я написала сценарий и сняла 14-минутный фильм «Моя веточка тоненькая», в котором попрощалась с самым близким для меня человеком.

Эта маленькая картина послужила своеобразной прелюдией к фильму «Лили и море», снятому по мотивам романа Катрин Пулэн. Он рассказывает о женщине, которая однажды отрезала от себя прежнюю жизнь, уехала на край света и ушла в море простым рыбаком. И там, на рыбацком сейнере, не оглядываясь на стереотипы, которые накладывает на взаимоотношения полов общественное мнение, религиозные догматы, морские традиции, своим трудом, внутренней собранностью, силой воли заслужила уважение и любовь мужского коллектива. Оставаясь при этом самой собой – хрупкой, но и сильной, независимой женщиной.

- В фильме мне почудились исповедальные мотивы…

- Не буквально, конечно, но я увидела себя в этом персонаже. Идея книги совпала с моим самоощущением женщины, матери, человека. Благодаря этим двум фильмам, которые я не просто сняла, а прожила их, я смогла двигаться по жизни дальше. У меня такие - очень личные и глубокие - взаимоотношения с кино.

- В фильме «Лили и море» вы вдобавок исполняете главную роль. Моете в кадре палубу, потрошите рыбу. Откуда такой опыт?

- Работа над фильмом заняла у меня шесть лет, включая написание сценария, поиск финансирования, выбор натуры, сами съемки. Я понимала, что если я хочу правдиво рассказать эту историю, мне нужно испытать все самой, ощутить это кожей. Я выходила в море с рыбаками из Бельгии, Канады, Исландии, ловила с ними рыбу, снимала на камеру для себя их труд и быт. Это было непросто, потому что я, увы, подвержена морской болезни.

До сих пор помню свой первый выход в море. На второй день плавания грянул 8-балльный шторм. Я лежала в обморочном состоянии в темном кубрике без иллюминаторов, потеряла счет времени. На третий день капитан вытащил меня из кубрика, заставил поесть. «Почему вы оставили меня одну, я ведь могла умереть?», - едва не разрыдалась я. «От морской болезни не умирают, - ответил капитан. – Ты хотела посмотреть на рыбацкие будни? Ну как, посмотрела?»

Динаре Друкаровой для съемок в фильме пришлось научиться потрошить рыбу

Когда я вернулась на землю, долго приходила в себя. Возникли сомнения, смогу ли я снимать и сниматься в таких тяжелых условиях. Но желание сделать фильм пересилило страхи. Я вновь и вновь отправлялась с рыбаками в море. Один раз чуть не погибла, когда оторвался баллон с газом и сбил меня с ног. Меня тогда чудом не смыло в бушующее море, в котором я бы наверняка утонула. Но я все выдержала, а в какой-то момент даже перестала так сильно страдать от морской болезни. Наверное, я каким-то образом ее приручила.

- Первый фильм в вашей актерской биографии назывался «Это было у моря…», а режиссерский дебют называется «Лили и море». Вижу, море вас преследует и манит…

- Наверное, дело в том, что море – это наша прародина, вечная, мощная стихия, которая наполняет тебя энергией. Я ведь вдобавок уже более 20 лет живу в Париже на барже. Так дешевле и, главное, ближе к природе. Когда на меня накатывают жизненные сложности, я смотрю на течение реки и говорю себе: это тоже пройдет, как проходит сейчас мимо меня вода.

- Отношение к русским в Европе после 24 февраля 2022 года изменилось?

- Первые дни, месяцы после начала боевых действий мне звонили мои французские друзья: «Динара, как ты, мы за тебя переживаем». Люди незнакомые при словах «я русская» напрягались, опускали глаза. Сейчас это ушло. Европейцы в своем большинстве не ставят знак равенства между действиями российских властей и жизнью простых россиян, от которых в сложившейся ситуации мало что зависит.

Поскольку наш фильм является копродукцией Франции и России, мне несколько раз отказывали от участия в международных фестивалях. Я к этому отношусь с пониманием. Честно сказать, у меня сегодня нет радости, что я сделала этот фильм, нет нужных сил и эмоций, чтобы заниматься его продвижением. Мое сердце разорвано в клочья от той трагедии, которая происходит на Украине. И неизвестно, когда эта трагедия закончится и сколько еще жизней она унесет. Зачем я, мы все снимаем фильмы, пишем книги, если в мире сегодня столько крови и зла?

- Насколько я знаю, у вас нет ни актерского, ни режиссерского образования. Это не мешает вам в творчестве?

- Я прошла большую школу жизни. В ней не было теории, была только практика. Мне посчастливилось работать с талантливыми людьми, у которых я многому научилась. Отсутствие актерского образования мне никогда не мешало. Я же не театральная актриса, где надо владеть техникой речи и другими серьезными навыками, в кино требуются другие инструменты и умения. На съемочной площадке мне давно все знакомо и привычно, я с детства в этом море плаваю.

Море манит Динару Друкарову и ее героиню

Что касается режиссуры, то мне важно, чтобы в моем фильме была душа. А этому научиться нельзя. Естественно, ты собираешь вокруг себя команду единомышленников, чтобы сполна реализовать свой замысел. Мне кажется, у меня уже выработался свой стиль. В моих фильмах мало диалогов, актеры подбираются по особым критериям. Я люблю поэзию, чтобы снять фильм, мне нужен оператор-поэт. Я нашла его в лице Тимо Салминена, который работал с выдающимися финскими режиссерами Мики и Аки Каурисмяки. Он гениальный художник, который неизменно снимает кино с душой.

- В России вас хорошо знают по фильму «Про уродов и людей». Каким вам запомнился Алексей Балабанов, автор этого и других культовых фильмов?

- Он запомнился мне как честный, трогательный, ранимый и очень сильный человек.

- Как складывались ваши с ним отношения на съемочной площадке?

- У Балабанова всегда были идеально прописанные сценарии. Как написано – так и снимали. Если что-то у меня не получалось, он никогда не повышал голос, это не его стиль. Помню, предстояло снять сцену, где мою героиню Лизу бьют розгами. Я, естественно, помнила об этой сцене, но одно дело, когда ты читаешь ее в сценарии, и другое дело, когда тебе нужно раздеться на съемочной площадке, пройти обнаженной в кадре, да потом тебя еще розгами высекут…

А мне 20 лет, я еще совсем молоденькая. И я расплакалась навзрыд: «Не хочу, не буду сниматься!». Меня пробовал успокоить Витя Сухоруков, а я ни в какую. Тогда Алексей Октябринович присел рядом со мной на корточки и говорит: «Ну, хочешь, я сейчас разденусь, и пусть меня розгами побьют?». Он так честно и трогательно это сказал, что я сначала опешила, потом успокоилась и в итоге справилась с этой трудной сценой.

- В фильме Балабанова вообще много мрачного, депрессивного, болезненного. Как и в фильме Ханеке «Любовь». Вас это не смущало?

- Что до Балабанова, то мне уже тогда было понятно, что он не просто режиссер, который зачем-то хочет раздеть актрису и побить ее розгами, а большой, уникальный художник, который творит на экране свой особый мир. По-своему радикальным был и фильм великого Михаэля Ханеке «Любовь», в котором я сыграла злую медсестру, хотя, когда получила сценарий, надеялась на медсестру добрую. Я соглашаюсь на такие неоднозначные фильмы потому, что кино для меня – это всегда преодоление себя, познание своих границ и возможностей. Выбор новой роли я бы сравнила с ситуацией, когда ты стоишь над обрывом, и тебе предстоит сделать шаг вперед. Может, ты полетишь, а может, разобьешься. Но если ты этого шага не сделаешь, то точно не взлетишь…

- Каким будет ваш следующий шаг? Это будет актерство, режиссура?

- Я хотела бы продолжать сниматься как актриса. Это форма моего существования, этим я, помимо прочего, зарабатываю себе на жизнь. Но и режиссуру я не намерена в ближайшее время бросать. Я дебютировала коротким метром, потом сняла полнометражный фильм. Теперь в моих планах документальная лента. Мне хочется пережить момент свободного полета, когда нет большой киногруппы, а есть только я и моя камера. Еще рано подробно говорить о будущем фильме, он требует, чтобы сошлось много условий, но идея режиссерского триптиха согревает мое сердце.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6169
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4750
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?