О том, что в 2026 году в России опять подорожает «коммуналка», причем дважды, мы знали еще с ноября («Труд» подробно рассказывал об этом в статье «Не ЖКХ, а удавка» в номере от 5 декабря 2025 года). Но первого, январского повышения особо не опасались: в правительстве объяснили, что «настоящий» рост тарифов будет лишь в октябре, а это так, технический, 1,7%. Просто для компенсации выросшего НДС. Но просто было только на бумаге...
«Таких сумм в квитанциях я сроду не видела. Все выросло как минимум на 22%. Квартплата за двухкомнатную квартиру в Сызрани — 9100 рублей. Получили платежки и заплакали. Никто не ожидал такого».
«В Самаре за капремонт и вывоз мусора цены вообще берут с потолка. Сказали же, что 1 января по всей стране рост тарифов на 1,7%. А у нас капремонт в домах с лифтом подорожал на 38%! Чего тогда в ноябре ждать?».
На резкий рост квартплаты в январе жалуются и владимирцы, у многих суммы перевалили за 10 тысяч. И вдобавок ко всему явлены новые правила оплаты холодной воды: «Если нет счетчика, тариф в два раза выше прежнего. Чего они хотят от нищих пенсионеров?». А в Челябинске сетуют на беспредел с платой за отопление. «В октябре было 2700 рублей, за декабрь пять с чем-то тысяч, а в январе уже 8200», — пришла в ужас Ангелина, проживающая по улице Российской, 73. Ей вторит Ильдар из Башкирии: «8500 рублей за отопление! Да мы же скоро по миру пойдем. Пора писать в антимонопольную службу». А пенсионерка из дома 66 по улице Маршала Еременко в Волгограде уже составила жалобу главе Следственного комитета Бастрыкину: «Пришли квитанции за январь. Отопление пять тысяч (в декабре 3400), хотя в квартирах было холодно, ходили в шерстяных носках. А вся коммунальная платежка за январь вышла в 10 тысяч. Надеюсь, следствие разберется, откуда взялась эта сумма».
Про Следственный комитет, думаю, волгоградка упомянула не случайно. В конце января жители города Энгельс, что в соседней Саратовской области, сняли обращение к главе СК, которое разошлось в соцсетях. В ролике сказано и показано и про холод в квартирах, и про то, что несколько морозных дней вовсе не было тепла. При этом суммы за отопление выросли более чем вдвое. В итоге региональное СК возбудило уголовное дело за «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей» (ч.1 ст. 238 УК РФ).
И таких дел по всей стране только в январе — несколько десятков: Иркутская и Ростовская области, Екатеринбург, Карабаш, что в Челябинской области, Южно-Сахалинск. Пострадавшие чаще обращались напрямую в СК, но иногда тревожили и антимонопольную службу.
Кстати, про ФАС. Как раз когда в Энгельсе замерзающие жители пятиэтажек искали управу на уверовавшего в свою безнаказанность поставщика тепла «Теплоресурс» (это, как хорошо знают в области, один из прокси-активов депутата-единороса Госдумы Андрея Воробьева), в самой Госдуме прошел первое чтение законопроект о расширении полномочий ФАС в сфере тарифообразования. Конечно, этот орган госконтроля и сейчас может сколько угодно «поправлять» региональные тарифные комиссии, если те злоупотребляют своей властью над ценами на воду, электричество или тепло. Но там, где есть сильные местные энерголобби, предписания ведомства игнорируют. По словам зам. руководителя ФАС Сергея Пузыревского, если в 2023 году было 14 случаев неисполнения решений, то в 2024-2025 — уже 90. В целом за три года ведомство выдало региональным комиссиям 610 актов об устранении нарушений. А общая сумма экономически необоснованных начислений, которые надо исключить из тарифов, к 2026-му превысила 102 млрд рублей — в шесть раз больше, чем за предыдущие годы (тарифы, увы, за это время тоже выросли в разы).
.jpg)
По данным Росстата
Судьба 10,8 млрд из них стала известна буквально на днях. 10 февраля ФАС опубликовала отчет, согласно которому тарифы к 1 января удалось снизить в Калининградской, Мурманской, Астраханской, Ленинградской областях и Башкирии (в разных регионах по-разному, от 3,5% до 27,28%). Правда, изменения коснулись лишь «некоторых регулируемых организаций». В их число явно не попали те, что снабжают теплом вышеупомянутого Ильдара из Башкортостана и многих других жителей этих регионов, сетующих на неподъемные платежки (а может, это местные РЭК не спешат исполнять предписания?). С февраля ФАС начала проверку региональных энергетических комиссий в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, к которым скоро добавятся Сахалинская и Псковская области, а также Удмуртия. Проверки, к слову, плановые, а не так чтобы нагрянули ни с того ни с сего в поисках экономически необоснованных начислений.
Наверно, пора пояснить, что же это за начисления такие. Как известно, тариф ЖКХ — не случайная цифра, а сумма затрат компании на производство ресурса плюс небольшая, в 5-7% прибыль. Так что необоснованные начисления — это, по сути, приписки, которые ФАС находит при проверках: завышенные цены на топливо и материалы, расходы на банкеты, на благотворительность (ее не должны оплачивать потребители), на услуги, которые не были оказаны, дублирование расходов и прочее. Поневоле вспомнишь лидера фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова, который вслед за своим предложением заморозить тарифы на три года призвал еще и «прекратить оплачивать за счет граждан офисы, корпоративы, дорогие машин и обслуживание кредитов, которые частники берут якобы для реконструкции и модернизации сетей». Призыв правильный, хотя, на мой взгляд, запоздавший на годы.
Мало того, депутаты решились еще и поубавить аппетиты местных «ресурсников», предоставив, как указано в упомянутом законопроекте, ФАС право отменять незаконно введенные тарифы, если региональный регулятор дважды отказался их скорректировать. А при необходимости и самостоятельно устанавливать верхние пределы тарифов. А еще распределять между сетевыми компаниями деньги, собранные за передачу энергии в регионе, чтобы защитить от произвола монополистов малых «сетевиков». Есть предложения и похлеще, вызывающие среди депутатов горячие споры. Посмотрим, доберется ли документ до второго чтения, — и в каком виде.
А вот инициативу справедливороса Дмитрия Гусева о предоставлении рассрочки для пенсионеров и многодетных по оплате счетов за отопление сограждане приняли холодно. Может, не поверили в искренность его намерений, увидев лишь желание затормозить рост долгов за ЖКХ, на которые недавно даже президент Путин обратил внимание. Но, как мне кажется, ждут от народного избранника другой помощи. В подтверждение данные очередного мониторинга, который для ЦБ проводит ООО «инФОМ». Судя по диаграмме, в ноябре 2025 года число семей, не имеющих сбережений, то есть живущих от зарплаты до зарплаты, оказалось самым высоким за три года исследований. Понятно, что «аттракцион невиданной щедрости», как назвали в соцсетях идею депутата, мало поможет людям, у которых расходы расписаны вперед. «А что дальше? — справедливо интересуются там же. — Рассрочка на продукты? Тогда уж до конца жизни»...
Наличие сбережений в семье
.jpg)
Предвижу вопрос: а что, нельзя призвать к порядку тех, кто нарушает закон, превышая тарифы больше, чем на 1,7%? Но дело в том, что капремонт, на который сетовали многие, не принадлежит к числу коммунальных услуг, регулируемых государством (к ним относятся тепло, свет, вода, газ, вывоз мусора и водоотвод). А капремонт — это жилищные услуги, как и содержание жилых помещений, радиоточек, антенн. Скоро вроде обещают добавить отдельной строкой ремонт и содержание лифтов. За все это отвечает управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ). И если что не так, на УК тоже можно найти управу — например, обратившись в Госжилинспекцию (ГЖИ), Роспотребнадзор или прокуратуру.
Что же до запредельных счетов за отопление, то тут дело не только в тарифах, но и в том, как именно мы платим за тепло: по факту (показания общедомовых счетчиков) в течение отопительного сезона или равномерно в течение года (схема «1/12»). С марта 2025 года, согласно постановлению правительства, если регион платит за отопление «по факту», то перейти на «1/12» уже нельзя. Для тех же, кто на «1/12», возможность выбора сохраняется. По словам чиновников Минстроя, таким образом субъекты РФ стимулируются на более удобный способ оплаты, — по показаниям счетчика, безо всяких корректировок в конце года, как при «1/12». Но в в реальной жизни все получается не так, как замышлялось.
Зима в этом году выдалась морозной. Я посмотрела: в январских платежках, что выложили возмущенные сограждане, тариф на тепло вырос, как правило, на законные 1,66% (про обоснованность самих тарифов — разговор отдельный). А вот количество израсходованных Гкал, то есть тепловой энергии, увеличилось очень заметно. Отсюда, например, те цифры, что привела Ангелина из Челябинска — у нее оплата по общедомовому счетчику (про вариант, когда счетчик еще и неисправен, не стоит и говорить — это предмет уголовного дела). Те же, кто платит «1/12», на этот раз оказались в выигрыше: они если и получат корректировку платежа, то лишь в следующем году. Так, у меня в январе при тарифе в 3800,68 руб./Гкал (+1,66% к декабрьскому) сумма платежа за тепло составила 2668,37 руб. — всего на 500 рублей больше предыдущей.
Кстати, сверяя свои платежки за январь (рост по сравнению с декабрем — 17%), я обнаружила, что тарифы за горячую и холодную воду и вывоз мусора пока не изменились. Так что ждем февраля. Готовимся...

