Запомните самое главное: ваш отпуск не может сгореть. Вы можете использовать его в течение следующего года или даже нескольких лет. Либо получить компенсацию - но такая возможность предоставляется только при увольнении.
Законных оснований не отпустить вас в отпуск нет - если, конечно, вы заблаговременно внесли эти дополнительные каникулы в график отпусков. Не стоит думать, что этот график - просто листок с пожеланиями, кто в какое время хочет отдохнуть, и его можно дополнять и изменять в любое время. Это локальный нормативный акт компании, так что, если вы не указывали дни дополнительного отпуска, начальник вправе на абсолютно законных основаниях не отпустить вас, даже если вы уже купили горящую путевку.
Но есть и второй путь: чаще всего с руководством можно договориться по-человечески. Если ваш уход в недогулянный отпуск сейчас парализует работу отдела, найдите компромисс. Если шеф увидит, что вы с пониманием относитесь к потребностям компании, то не будет вести себя с вами как законченный эгоист. И тогда - здравствуй, море!
Если не помогло и это, есть третий путь, пусть и не вполне законный. Возьмите больничный на это время, даже если не больны: сейчас такую услугу предоставляют многие медицинские центры. Но вы должны понимать, что руководитель будет на 90% уверен, что ваша болезнь выдумана, и станет относиться к вам соответствующе. Только учитывайте, что время больничного оплачивается в меньшем размере, чем время законного отпуска.
Если руководитель попросит вас разбить недогулянный отпуск на несколько частей, подумайте над условиями. В трудовом законодательстве не предусмотрено количество частей, на которые может быть разделен отпуск. Единственным требованием является то, что одна из его частей не должна быть менее 14 календарных дней. То есть вы можете согласиться отгулять два раза по неделе либо настаивать на своем праве отдохнуть от работы 14 дней.
Если вы хотите наверняка сходить в оставшийся с прошлого года отпуск, заблаговременно внесите его в график. Утверждение графика отпусков работодателем происходит с учетом мнения выборного профсоюзного органа компании, если профсоюз существует, не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Он обязателен как для работодателя, так и для работника. По закону у беременных женщин, несовершеннолетних и инвалидов есть право взять отпуск в удобное для них время. Если вы относитесь к какой-либо из этих категорий, не примените воспользоваться своим правом. Для этого нужно предоставить работодателю письменное заявление с указанием времени использования отпуска до составления им графика.
Екатерина Ромм, юрист коллегии адвокатов "Николаев и партнеры"
