В этой сфере зарплаты растут на 20% в год, а кандидатов принимают без опыта работы. «Труд» попросил рекрутеров ответить, с чем связана такая популярность отрасли и действительно ли туда берут практически всех.
Николай с начала сентября работает торговым представителем в одной из крупных иностранных компаний, производящих прохладительные напитки. Здесь ему предложили оклад, сопоставимый с зарплатой на предыдущей работе.
Николай раньше трудился барменом, но постоянные ночные смены стало невозможно совмещать с личной жизнью, после того как он стал жить в гражданском браке. Николай обращался к нескольким работодателям, но каждый раз не вписывался в их требования.
Не только для Николая сектор производства товаров повседневного спроса (обычно это сферу называют FMCG — fast moving consumer good) может стать удачным выбором для смены профессии. Дело в том, что в этой отрасли на многие позиции практически отсутствуют жесткие требования к образованию и опыту работы кандидата.
Берем всех и много
«В нашей стране в целом образование и профессиональная деятельность слабо связаны между собой. В ходе одного из наших исследований мы зафиксировали, что только 17% кандидатов (самый низкий показатель в мире) считают, что их образование и профессиональные навыки соответствуют потребностям рынка», — рассказывает Наталья Котлякова, руководитель направления подбора персонала «Маркетинг и продажи» Kelly Services.
При этом, по ее словам, в сфере FMCG есть много специальностей, особенно начального уровня, где не требуются специфические навыки — основной опыт люди нарабатывают в процессе».
Одна из самых распространенных позиций в этой отрасли — менеджер по продажам. «Зачастую я слышу на собеседованиях: „Мне все равно, что продавать“. Конечно, сотруднику, продававшему тяжелое оборудование, будет сложно перестроиться под стандарты компании, продающей прохладительные напитки, — вспоминает Татьяна Акимкина, руководитель отдела по поиску и подбору персонала направления FMCG холдинга „Империя кадров“. — Однако если компания ищет хорошего продажника, она может закрыть глаза на то, из какой отрасли он пришел».
Не пострадал никто
В отличие от большинства других отраслей хорошо работается в FMCG не только продажникам. Компании этой сферы уделяют много внимания поддерживающим департаментам, полагая, что оперативность и мобильность бизнеса зависят от всей команды.
В связи с этим в отрасли всегда нужны специалисты самых разных профилей — от логистов до финансистов. Даже в кризис сокращения не коснулись обычно самых уязвимых профессий — айчаров и маркетологов.
Стоит, однако, отметить, что речь идет в основном о линейных позициях.
«Беспрепятственно прийти в сектор FMCG из другой сферы возможно только на начальные позиции, которые не требуют опыта, например мерчандайзер или торговый представитель», — считает Елена Евстюхина, руководитель направления «ТНП: продажи и маркетинг» холдинга «Анкор».
Естественно, на позицию коммерческого директора не принимаются вчерашние студенты, не знакомые с офисной работой.
Два условия
Для работы в топовых компаниях в сфере FMCG необходимо знание английского языка. Без него трудиться здесь не получится.
Дело в том, что все лидеры — Procter & Gamble, Mars, Unilever, Nestle — крупные международные компании, где специалисту часто приходится сталкиваться с документацией, написанной на английском языке. Кроме того, часто начальниками отделений работают иностранцы, которые плохо понимают русский язык.
Второе важное условие — наличие диплома известного вуза. «Приоритет, особенно в международных компаниях, отдается выпускникам МГУ,
Этот пункт не является ключевым. Он нужен работодателю не как показатель вашей компетентности, а скорее как критерий отсева неблагонадежных кандидатов.
В связи с этим отсутствие нужного диплома не закрывает двери в топовые компании сектора FMCG, но на собеседовании нужно будет доказать, что вы ничем не хуже.
20% к зарплате
Относительно невысокие требования к кандидатам не подразумевают плохих условий работы. «Уровень зарплат по сравнению с
При этом надо учитывать, что в кризисные годы здесь не было больших сокращений и урезаний зарплат. Быстрый рост в этом году, в отличие от других секторов, не обусловлен тем, что в
Как правило, иностранные компании, а это почти все в этом секторе, строго соблюдают Трудовой кодекс. Таким образом, вы не столкнетесь с просьбой написать заявление «по собственному» или трехмесячной задержкой зарплаты.
Компании, производящие товары повседневного спроса, мало подвержены кризисным колебаниям экономики. Дело в том, что они создают товары, которые нужны людям постоянно. Потребитель всегда будет покупать их, потому что это вещи первой необходимости — еда, бытовая химия.
Куда потом
Большие деньги в компаниях расходуются на обучение персонала. В частности, сотрудник имеет реальную возможность пройти стажировку в головном офисе компании в США или Западной Европе. Благодаря развитым программам образования кандидат, прошедший школу FMCG, становится привлекательным для многих других отраслей.
«Такие индустрии, как розница, банковский сектор, фармацевтика, строительство, промышленность, с радостью рассмотрят на корпоративные позиции специалиста из FMCG компании, да и не только корпоративные, но и на позиции в области продаж и маркетинга», — комментирует Марина Тарнопольская, управляющий партнер «Агентства Контакт».
Цифры*
- 65 000 рублей — средняя зарплата финансового аналитика в секторе производства и продажи товаров повседневного спроса
- 54 000 рублей — средняя зарплата менеджера по продажам товаров повседневного спроса
- 26 600 рублей — средняя зарплата
офис-менеджера в секторе FMCG - 42 200 рублей — средний доход специалиста по подбору персонала
- 51 500 рублей в среднем получает
PR-менеджер в компании по производству и продаже товаров посведневного спроса - 43 500 рублей — средняя зарплата системного администратора в секторе FMCG
*сумма после вычета налогов
