На Чукотке провели первые выплаты по народным облигациям. Региональное правительство там показало, что власти можно верить на слово и доверять свои деньги. Но это лишь мизерная доля сбережений, которые граждане хранят на банковских счетах и в кубышках.
Со времен ГКО, МММ и прочих «пирамид» наши люди с подозрением относятся к новым продуктам на рынке. Но народные облигации, появившиеся за три года в Калининградской, Амурской и Томской областях, набирают популярность. На Чукотке их осенью раскупали как горячие пирожки: ценные бумаги на 140 млн рублей были распроданы за 10 часов. Причем доля местных жителей составила 3%, а основные заявки пришли из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Свердловской области. Регион получил средства на благоустройство и ЖКХ, а инвесторы, само собой, рассчитывали приумножить капитал.
Что в итоге и случилось. Январские выплаты на одну ценную бумагу номиналом 1 тысяча составили 44,59 рубля. По итогам года доходность народных облигаций составит 17,5%, то есть инвесторы получат больше, чем если бы размещали деньги на банковских вкладах. Такие бумаги реализуются на государственном портале «Финуслуги» без посредников, гражданам не надо платить за услуги банкам и брокерам. И еще плюс: продать облигации можно до даты погашения, причем накопленный доход сохраняется.
Вспомним, что в 2017-2019 годах Минфин предложил инвесторам четыре выпуска ОФЗ на похожих условиях. Однако они фактически провалились. Из предложенных облигаций на общую сумму 60 млрд рублей разместить удалось чуть больше половины. Среди покупателей в основном были крупные банки. То есть народными бумаги оказались только по названию.
В итоге программа была свернута, а Минфин заявил, что планов выпускать облигации федерального займа для населения больше нет.
Настоящие народные облигации регионов никто покупать не принуждает. Хотя есть резонный вопрос: почему жители далеких столиц доверяют свои деньги далекой Чукотке, которая их потратит на программы благоустройства или ремонт котельных? Эксперты приводят разные доводы: бумаги защищены от обесценения, поскольку не торгуются на бирже, схема размещения прозрачна, проценты выше, чем на банковских вкладах, за которые к тому же при достижении определенной суммы придется платить НДФЛ.
Но есть еще одно очень существенное отличие от упомянутых бумаг Минфина, которые толком разместить так и не получилось. Инвестиции в народные облигации регионы тратят на вполне понятные и осязаемые социальные проекты. А куда идут деньги, поступающие в казну? Судя по тому, что федеральный бюджет перекраивается несколько раз в году и по большей части за закрытыми дверями, вам этого никто не скажет.
Остается добавить, что за прошлый год банковские накопления населения выросли на 18% и достигли 61 трлн рублей. Это не считая того, что лежит в кубышках. Может быть, народные облигации подскажут, как направить эти средства в экономику и социальную сферу, страдающие от хронического безденежья?

