Главная Культура 21:50 16 Февраля 2010 2541
Владимир Юровский: «Гладков всегда разный: носит маски и притом остается собой»
Один из самых успешных дирижеров рассказал «Труду», как пришел к идее сыграть шлягеры Гладкова.
Сергей Бирюков

Один из самых успешных дирижеров, которого привычнее видеть на главных оперных сценах мира, рассказал «Труду», как пришел к идее сыграть шлягеры из «Бременских музыкантов» и другие мелодии композитора Геннадия Гладкова.

— Наверное, сильно удивились, когда вам предложили такую программу?

— Наоборот, это была моя идея — устроить авторский концерт в честь 75-летия Геннадия Игоревича. На самом деле он ведь пишет очень разную музыку, не только для кино. Тут нужен самый высококлассный оркестр. Я сначала хотел делать программу с Российским национальным, где состою в дирижерской коллегии, но по разным причинам это, к сожалению, не получилось. Вот так возник мой первый опыт сотрудничества с оркестром Московской филармонии. Мне это очень интересно, поскольку для меня это коллектив практически родной. В начале 80-х мой отец, дирижер Михаил Юровский, те немногие концерты, что ему давали сделать в Москве, проводил с оркестром, которым тогда руководил Дмитрий Китаенко. И я просиживал на их репетициях многократно, очень хорошо помню коллектив. Правда, с тех времен в оркестре почти никого не осталось, а выходцев оттуда я встречал в РНО, у Спивакова, в Большом театре.

— Но дух коллектива сохранился?

— Нет, это совершенно другой оркестр.

— Вы юношей уехали с семьей в Германию в 1990 году. Откуда такая любовь к советской киномузыке?

— 18 лет — достаточно взрослый возраст. Я увез с собой уже очень большой музыкантский багаж. Очень интересовался ультрасовременной музыкой, тем не менее Гладков всегда был среди самых любимых и уважаемых авторов. А первая любовь, как известно, не забывается. И мне всегда очень хотелось самому приложить руку к его музыке. Я, как мне казалось, ощущал ее нутро, энергетику, связи с предшественниками. Хотя Гладков и стал одним из первых интегрировать в свою музыку элементы джаза и рока, он композитор глубоко русский. Именно не советский, а русский. И корни у него — это Мусоргский, Прокофьев, частично Скрябин и Мясковский.

— Про некоторых художников можно сказать, что они — чья-то реинкарнация. Например, наш Глинка — это как бы Моцарт, перенесенный на полвека позже и в Россию. А чья реинкарнация Гладков?

— Там сплав, частично мною названный. Что в нем еще? Например, Гершвин. А еще — неожиданно строгая полифония, Геннадий Игоревич же преподавал этот предмет в консерватории, еще мой отец у него занимался. Но я бы не стал говорить о реинкарнации — все-таки это слово ассоциируется скорее с копированием чужого стиля. А гладковское свойство, которым редкий композитор сегодня может похвастаться, — у него настоящая яркая индивидуальность, которую по двум-трем тактам можно всегда узнать: это он и никто другой!

— Очевидно, Геннадий Игоревич — это и ваши детские человеческие впечатления, вы ведь много времени проводили в знаменитом подмосковном доме творчества «Руза».

— Гладков там бывал редко, у него же своя дача. Но мы очень много общались в Москве — мой ближайший друг композитор Андрей Семенов у него учился с 15 лет частным образом. Помню встречу с Геннадием Игоревичем в Московском молодежном музыкальном клубе, который вел композитор Григорий Фрид, там Гладков показывал только что написанную музыку к фильму Марка Захарова «Дом, который построил Свифт». Вот «Свифт» и «Формула любви» — это уже Гладков моей юности. А «Бременские музыканты» и «Обыкновенное чудо» — это мое детство. Его стиль с годами стал жестче. Как у всех творческих людей, в нем появилась тяга к самоуглублению, более серьезному взгляду на жизнь. Хотя чувства юмора ему не занимать. Притом он удивительно незлой. Обычно люди, наделенные остроумием, очень опасны, у них язык острый. А Гладков очень хорошо отзывается о музыке своих коллег, а главное, он ее знает, следит за их творчеством. Редкое качество.

— Он вас как-то в вашем детстве, юности заметил? Оказал влияние, влияние?

— Он знал мою семью задолго до того как я появился на свет. Знал моего деда-композитора. Знал отца. А меня — как сына и внука Юровских. А как дирижера, как самостоятельную личность — уже когда я после 12-летнего отсутствия вернулся в Россию и начал работать с РНО. Он часто бывал на моих концертах. И тут мне пришла в голову мысль: так как ему исполняется 75 лет, сделать в подарок концерт, полностью состоящий из его сочинений.

— Он оказался сложным партнером в такой игре?

— Он очень требователен. Точно представляет себе, каким должно быть звучание. Вообще у меня стратегия: я сперва даю композитору выговориться. Пытаюсь даже не столько по тому, что он говорит, а по тому, как объясняет, как показывает, как напевает, какие при этом делает движения, — вот по этому всему угадать характер его музыки. Все мы видим одни и те же ноты, но читать их можно по-разному. Тем более у такого синтетического автора. Есть такие сочинители — например, его многолетний соавтор замечательный поэт Юлий Ким. Потрясающий стилизатор, может написать под русский XVIII век, под английскую балладу века XVII, под Высоцкого, Окуджаву, Пастернака… Нужно, во-первых, понять, где автор — сам по себе, настоящий. А во-вторых — если он во что-то играет, то почему и с каким знаком. Пародия это или ностальгическое воспоминание. И когда вы уловите характер, то наружу выйдут все краски и музыка зазвучит совершенно по-другому.

— Какой-нибудь пример указаний, данных вам Гладковым?

— Он интересно говорил про звуковой баланс. Например, всему оркестру написано играть «форте». Но надо понимать, что одно дело — громкое звучание скрипки, другое — тромбона. И нужен оркестр высокого класса, дирижер-слухач, чтобы достичь единства звука. А если все будут тупо выполнять это «форте», то, говорит Геннадий Игоревич, «котлету невозможно будет отделить от гарнира, гарнир от соуса, и все это слипнется с десертом».

— Ну вот в «Бременских музыкантах» — где Гладков «играющий», а где настоящий?

— Он настоящий всюду. У Гладкова редкий по нашим временам мелодический дар. Вообще-то современная музыка в мелодии не нуждается, как современная живопись — в фотографически точном изображении, поскольку она в основном не предметна. Но я считаю, что композитор должен уметь все. В том числе написать популярную песню. Вот как Шостакович и Прокофьев: когда они хотели, могли писать очень популярно. При этом оставаясь самими собой. Гладков — практически все время сам собой. Какие невероятно яркие, запоминающиеся мелодии в «Бременских музыкантах», «Голубом щенке», фильмах Марка Захарова! Да даже в менее известных работах, как спектакль Театра Сатиры «Проснись и пой», — потрясающие песни! Ни на кого не похожие. Не хочу углубляться в музыковедение, но основная черта Гладкова — он всегда разный, носит маски и притом остается собой.

— Что дальше — возможно повторение программы на Западе, где вы в основном играете?

— Целиком невозможно, она не найдет отклика. Люди, не знакомые со зрительным рядом, не имеющие генетической памяти об этом искусстве кино, театра, мультипликации, не оценят и музыку. Это как если бы мы здесь в России провели концерт, допустим, Ричарда Родни Беннета, замечательного английского композитора, написавшего музыку к массе фильмов, причем многие из них наши зрители видели — например, «Убийство в «Восточном экспрессе», но с композитором как таковым они незнакомы. Так же как был замечательный композитор Бернард Херманн, он из Германии, оказался в Америке и писал к фильмам Хичкока… А вот о включении отдельных сочинений Гладкова в программы, допустим, детской музыки я думаю. Мне бы очень хотелось познакомить англичан с музыкой к «Свифту». Правда, для этого придется переводить песню актеров на английский язык. Если удастся, я думаю, это может быть очень интересно. Свифт — национальный герой, в Ирландии уж точно. И в Англии фигура крайне уважаемая, хотя, как ни странно, не такая, может быть, культовая, как у нас… Мне жаль, что Геннадий Игоревич не писал музыки к «Алисе в стране чудес», ему бы это удалось лучше, чем кому-либо еще. Очень обидно, что Евгения Шварца, по которому сняты «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона», англичане не знают. А это совершенно выдающийся писатель. Почему-то знают Хармса и обэриутов, а его — нет.

— Но можно их познакомить.

— Да, но для этого нужны дополнительные усилия. Когда я делал фестиваль Шнитке в Англии, пришлось ознакомить публику с кино той эпохи, литературой, театром, живописью. Может быть, со временем сделаем нечто подобное и с творчеством Гладкова.

— И не только Гладкова. Вот вопрос, знают ли англичане музыку Владимира Дашкевича к «Холмсу».

— Конечно, специально они на ней не фиксировались, хотя сам сериал известен и даже признан одним из лучших на эту тему.

— Может быть, это будет следующий ваш шаг в данном направлении? Композитор не менее достойный.

— Безусловно.

— Отвлечемся от грядущего концерта. Вы живете на три страны.

— Да: Англия, Германия и в последние годы Россия, где провожу достаточно много времени.

— Скоро вам предстоит ставить «Руслана и Людмилу», которым Большой театр рассчитывает открыть свое реконструированное главное здание в 2011 году.

— Собственно, работа уже началась, мы приступили к кастингу солистов, ведем интенсивные беседы с режиссером Дмитрием Черняковым относительно концепции спектакля. Думаю, где-то через полгода она должна быть в общих чертах понятна. И желательно, чтобы был макет. Еще не знаю, кто художник.

— Обычно Черняков — сам себе сценограф.

— Мы встречались раза три, пока об этом разговора не было. Сейчас у меня задача номер один — достать оригинальную партитуру Глинки. В западных библиотеках есть только позднейший вариант, там все заредактировано Балакиревым. А у Глинки музыка, если ее отделить от последующих романтических наслоений, очень хрупкая, моцартовско-шубертовская по фактуре, что для исполнителя создает огромные сложности.

— Сами-то вы проезжали мимо этого безобразия, видели, в каком состоянии историческое здание Большого? Ведь уже столько раз нам отодвигали дату сдачи. У вас есть внутренняя уверенность, что Большой сделают к 2011-му?

— Нет. Но надежда умирает последней. И вне зависимости от хода ремонта у меня с ними планы. Осенью приеду, чтобы исполнить две оперы в концертном варианте: «Карлик» Цемлинского и «Дитя и волшебство» Равеля. И еще симфонический концерт в рамках фестиваля «Франция — Россия».

— Теперь и ваш младший брат будет дирижировать в Большом «Онегиным».

— Пока не в Москве — они вместе на гастроли в Китай поедут. Дмитрию 30 лет, его увезли из России в 10-летнем возрасте, когда он учился в ЦМШ. Так что основное образование получал уже в Германии. Это его первое выступление с русским коллективом.

— Не пора ли здесь квартиру покупать?

— У меня семья, двое детей: девочка — школьница, ходит в восьмой класс, а младший совсем маленький, ему полтора года. Так что увозить их из Германии проблематично. Вот когда вырастут, может, подумаем обзавестись в России какой-то собственностью.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3356
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3257
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3106
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?