Главная Культура 21:50 16 Февраля 2010 1836
Владимир Юровский: «Гладков всегда разный: носит маски и притом остается собой»
Один из самых успешных дирижеров рассказал «Труду», как пришел к идее сыграть шлягеры Гладкова.
Сергей Бирюков

Один из самых успешных дирижеров, которого привычнее видеть на главных оперных сценах мира, рассказал «Труду», как пришел к идее сыграть шлягеры из «Бременских музыкантов» и другие мелодии композитора Геннадия Гладкова.

— Наверное, сильно удивились, когда вам предложили такую программу?

— Наоборот, это была моя идея — устроить авторский концерт в честь 75-летия Геннадия Игоревича. На самом деле он ведь пишет очень разную музыку, не только для кино. Тут нужен самый высококлассный оркестр. Я сначала хотел делать программу с Российским национальным, где состою в дирижерской коллегии, но по разным причинам это, к сожалению, не получилось. Вот так возник мой первый опыт сотрудничества с оркестром Московской филармонии. Мне это очень интересно, поскольку для меня это коллектив практически родной. В начале 80-х мой отец, дирижер Михаил Юровский, те немногие концерты, что ему давали сделать в Москве, проводил с оркестром, которым тогда руководил Дмитрий Китаенко. И я просиживал на их репетициях многократно, очень хорошо помню коллектив. Правда, с тех времен в оркестре почти никого не осталось, а выходцев оттуда я встречал в РНО, у Спивакова, в Большом театре.

— Но дух коллектива сохранился?

— Нет, это совершенно другой оркестр.

— Вы юношей уехали с семьей в Германию в 1990 году. Откуда такая любовь к советской киномузыке?

— 18 лет — достаточно взрослый возраст. Я увез с собой уже очень большой музыкантский багаж. Очень интересовался ультрасовременной музыкой, тем не менее Гладков всегда был среди самых любимых и уважаемых авторов. А первая любовь, как известно, не забывается. И мне всегда очень хотелось самому приложить руку к его музыке. Я, как мне казалось, ощущал ее нутро, энергетику, связи с предшественниками. Хотя Гладков и стал одним из первых интегрировать в свою музыку элементы джаза и рока, он композитор глубоко русский. Именно не советский, а русский. И корни у него — это Мусоргский, Прокофьев, частично Скрябин и Мясковский.

— Про некоторых художников можно сказать, что они — чья-то реинкарнация. Например, наш Глинка — это как бы Моцарт, перенесенный на полвека позже и в Россию. А чья реинкарнация Гладков?

— Там сплав, частично мною названный. Что в нем еще? Например, Гершвин. А еще — неожиданно строгая полифония, Геннадий Игоревич же преподавал этот предмет в консерватории, еще мой отец у него занимался. Но я бы не стал говорить о реинкарнации — все-таки это слово ассоциируется скорее с копированием чужого стиля. А гладковское свойство, которым редкий композитор сегодня может похвастаться, — у него настоящая яркая индивидуальность, которую по двум-трем тактам можно всегда узнать: это он и никто другой!

— Очевидно, Геннадий Игоревич — это и ваши детские человеческие впечатления, вы ведь много времени проводили в знаменитом подмосковном доме творчества «Руза».

— Гладков там бывал редко, у него же своя дача. Но мы очень много общались в Москве — мой ближайший друг композитор Андрей Семенов у него учился с 15 лет частным образом. Помню встречу с Геннадием Игоревичем в Московском молодежном музыкальном клубе, который вел композитор Григорий Фрид, там Гладков показывал только что написанную музыку к фильму Марка Захарова «Дом, который построил Свифт». Вот «Свифт» и «Формула любви» — это уже Гладков моей юности. А «Бременские музыканты» и «Обыкновенное чудо» — это мое детство. Его стиль с годами стал жестче. Как у всех творческих людей, в нем появилась тяга к самоуглублению, более серьезному взгляду на жизнь. Хотя чувства юмора ему не занимать. Притом он удивительно незлой. Обычно люди, наделенные остроумием, очень опасны, у них язык острый. А Гладков очень хорошо отзывается о музыке своих коллег, а главное, он ее знает, следит за их творчеством. Редкое качество.

— Он вас как-то в вашем детстве, юности заметил? Оказал влияние, влияние?

— Он знал мою семью задолго до того как я появился на свет. Знал моего деда-композитора. Знал отца. А меня — как сына и внука Юровских. А как дирижера, как самостоятельную личность — уже когда я после 12-летнего отсутствия вернулся в Россию и начал работать с РНО. Он часто бывал на моих концертах. И тут мне пришла в голову мысль: так как ему исполняется 75 лет, сделать в подарок концерт, полностью состоящий из его сочинений.

— Он оказался сложным партнером в такой игре?

— Он очень требователен. Точно представляет себе, каким должно быть звучание. Вообще у меня стратегия: я сперва даю композитору выговориться. Пытаюсь даже не столько по тому, что он говорит, а по тому, как объясняет, как показывает, как напевает, какие при этом делает движения, — вот по этому всему угадать характер его музыки. Все мы видим одни и те же ноты, но читать их можно по-разному. Тем более у такого синтетического автора. Есть такие сочинители — например, его многолетний соавтор замечательный поэт Юлий Ким. Потрясающий стилизатор, может написать под русский XVIII век, под английскую балладу века XVII, под Высоцкого, Окуджаву, Пастернака… Нужно, во-первых, понять, где автор — сам по себе, настоящий. А во-вторых — если он во что-то играет, то почему и с каким знаком. Пародия это или ностальгическое воспоминание. И когда вы уловите характер, то наружу выйдут все краски и музыка зазвучит совершенно по-другому.

— Какой-нибудь пример указаний, данных вам Гладковым?

— Он интересно говорил про звуковой баланс. Например, всему оркестру написано играть «форте». Но надо понимать, что одно дело — громкое звучание скрипки, другое — тромбона. И нужен оркестр высокого класса, дирижер-слухач, чтобы достичь единства звука. А если все будут тупо выполнять это «форте», то, говорит Геннадий Игоревич, «котлету невозможно будет отделить от гарнира, гарнир от соуса, и все это слипнется с десертом».

— Ну вот в «Бременских музыкантах» — где Гладков «играющий», а где настоящий?

— Он настоящий всюду. У Гладкова редкий по нашим временам мелодический дар. Вообще-то современная музыка в мелодии не нуждается, как современная живопись — в фотографически точном изображении, поскольку она в основном не предметна. Но я считаю, что композитор должен уметь все. В том числе написать популярную песню. Вот как Шостакович и Прокофьев: когда они хотели, могли писать очень популярно. При этом оставаясь самими собой. Гладков — практически все время сам собой. Какие невероятно яркие, запоминающиеся мелодии в «Бременских музыкантах», «Голубом щенке», фильмах Марка Захарова! Да даже в менее известных работах, как спектакль Театра Сатиры «Проснись и пой», — потрясающие песни! Ни на кого не похожие. Не хочу углубляться в музыковедение, но основная черта Гладкова — он всегда разный, носит маски и притом остается собой.

— Что дальше — возможно повторение программы на Западе, где вы в основном играете?

— Целиком невозможно, она не найдет отклика. Люди, не знакомые со зрительным рядом, не имеющие генетической памяти об этом искусстве кино, театра, мультипликации, не оценят и музыку. Это как если бы мы здесь в России провели концерт, допустим, Ричарда Родни Беннета, замечательного английского композитора, написавшего музыку к массе фильмов, причем многие из них наши зрители видели — например, «Убийство в «Восточном экспрессе», но с композитором как таковым они незнакомы. Так же как был замечательный композитор Бернард Херманн, он из Германии, оказался в Америке и писал к фильмам Хичкока… А вот о включении отдельных сочинений Гладкова в программы, допустим, детской музыки я думаю. Мне бы очень хотелось познакомить англичан с музыкой к «Свифту». Правда, для этого придется переводить песню актеров на английский язык. Если удастся, я думаю, это может быть очень интересно. Свифт — национальный герой, в Ирландии уж точно. И в Англии фигура крайне уважаемая, хотя, как ни странно, не такая, может быть, культовая, как у нас… Мне жаль, что Геннадий Игоревич не писал музыки к «Алисе в стране чудес», ему бы это удалось лучше, чем кому-либо еще. Очень обидно, что Евгения Шварца, по которому сняты «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона», англичане не знают. А это совершенно выдающийся писатель. Почему-то знают Хармса и обэриутов, а его — нет.

— Но можно их познакомить.

— Да, но для этого нужны дополнительные усилия. Когда я делал фестиваль Шнитке в Англии, пришлось ознакомить публику с кино той эпохи, литературой, театром, живописью. Может быть, со временем сделаем нечто подобное и с творчеством Гладкова.

— И не только Гладкова. Вот вопрос, знают ли англичане музыку Владимира Дашкевича к «Холмсу».

— Конечно, специально они на ней не фиксировались, хотя сам сериал известен и даже признан одним из лучших на эту тему.

— Может быть, это будет следующий ваш шаг в данном направлении? Композитор не менее достойный.

— Безусловно.

— Отвлечемся от грядущего концерта. Вы живете на три страны.

— Да: Англия, Германия и в последние годы Россия, где провожу достаточно много времени.

— Скоро вам предстоит ставить «Руслана и Людмилу», которым Большой театр рассчитывает открыть свое реконструированное главное здание в 2011 году.

— Собственно, работа уже началась, мы приступили к кастингу солистов, ведем интенсивные беседы с режиссером Дмитрием Черняковым относительно концепции спектакля. Думаю, где-то через полгода она должна быть в общих чертах понятна. И желательно, чтобы был макет. Еще не знаю, кто художник.

— Обычно Черняков — сам себе сценограф.

— Мы встречались раза три, пока об этом разговора не было. Сейчас у меня задача номер один — достать оригинальную партитуру Глинки. В западных библиотеках есть только позднейший вариант, там все заредактировано Балакиревым. А у Глинки музыка, если ее отделить от последующих романтических наслоений, очень хрупкая, моцартовско-шубертовская по фактуре, что для исполнителя создает огромные сложности.

— Сами-то вы проезжали мимо этого безобразия, видели, в каком состоянии историческое здание Большого? Ведь уже столько раз нам отодвигали дату сдачи. У вас есть внутренняя уверенность, что Большой сделают к 2011-му?

— Нет. Но надежда умирает последней. И вне зависимости от хода ремонта у меня с ними планы. Осенью приеду, чтобы исполнить две оперы в концертном варианте: «Карлик» Цемлинского и «Дитя и волшебство» Равеля. И еще симфонический концерт в рамках фестиваля «Франция — Россия».

— Теперь и ваш младший брат будет дирижировать в Большом «Онегиным».

— Пока не в Москве — они вместе на гастроли в Китай поедут. Дмитрию 30 лет, его увезли из России в 10-летнем возрасте, когда он учился в ЦМШ. Так что основное образование получал уже в Германии. Это его первое выступление с русским коллективом.

— Не пора ли здесь квартиру покупать?

— У меня семья, двое детей: девочка — школьница, ходит в восьмой класс, а младший совсем маленький, ему полтора года. Так что увозить их из Германии проблематично. Вот когда вырастут, может, подумаем обзавестись в России какой-то собственностью.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12473
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7830
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7559
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6851
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6616
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?