По словам председателя Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрея Фефелова, еще осенью руководство компании высказывало опасения: если кризис продолжится, объем сокращений на предприятии может достичь 25% персонала, или 30 тысяч человек. Теперь эти опасения серьезно укрепились. Руководство группы "ГАЗ" от комментариев отказывается.
- Сейчас риск сокращения 30 тысяч человек велик, - говорит Андрей Фефелов.
Он поясняет, что все принятые меры - вынужденные отпуска (конвейер Горьковского завода останавливали с конца декабря до 19 января и с 25 февраля до 10 марта), короткая рабочая неделя - не изменили ситуацию.
Группа "ГАЗ" по-прежнему должна поставщикам 45 млрд. рублей. В суде находится уже около 10 исков от разных компаний. В том числе и от поставщиков: Челябинского металлургического комбината, ММК и Кировского завода по обработке цветных металлов.
По данным Ассоциации автомобильного бизнеса, в январе-феврале этого года группа "ГАЗ" сократила продажи легковых автомобилей на 66% (до 6,9 тысячи).
Боимся банкротства
По словам заместителя председателя Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Виктора Горенкова, информацию по сокращению персонала на 28 тысяч человек подтвердила именно группа компаний "ГАЗ", в которую входит 18 тысяч предприятий. Какова же доля самого Горьковского автозавода в грядущих сокращениях?
- Судите сами, - рассказывает 54-летняя Наталья, с февраля - уже бывший контролер отдела качества 2-го сборочного цеха, - на дочернем предприятии ГАЗа, заводе легковых автомобилей, четыре цеха, в которых до кризиса трудились около 500 человек в каждом. А теперь в этих цехах оставили 10-15 человек. Эти рабочие теперь только собирают запчасти для "Волги", так как завод обязан обеспечивать их еще в течение двух лет.
По официальной статистике, сейчас на ГАЗе уволены 1200 человек - такие данные руководство завода представило профсоюзным лидерам еще в начале года.
- Статистика не учитывает, что такие, как я, уволенные в феврале, придут на биржу в апреле, - продолжает Наталья.
- Настроение рабочих, оставшихся на заводе, нельзя назвать оптимистичным, - констатирует сотрудник комплектующего цеха завода лег ковых автомобилей. - Ходят разговоры, что к лету сократят еще 40-50% персонала. Мы боимся, что дело идет к банкротству.
Пресс-секретарь губернатора Нижегородской области Евгений Муравьев так прокомментировал сложившуюся на заводе ситуацию:
- Как и раньше, мы будем делать все, что от нас зависит, для того, чтобы автозавод имел работу, а люди получали зарплату. Нижегородская область была одной из первых, кто предоставил правительству РФ программу переобучения безработных граждан, и отдельным пунктом в ней значились меры, предназначенные для автозаводчан. Как бы дальше ни развивалась ситуация, правительство области не оставит людей на произвол судьбы.
Андрей Фефелов отмечает, что профсоюз будет стараться не допустить увольнений.
- Сокращения нужно доказать экономически. Мы не верим, что у группы "ГАЗ" нет иного выхода, кроме как увольнять людей, - утверждает Фефелов.
Экономия на всем
Группа "ГАЗ" сейчас старается экономить на любой мелочи. В конце прошлого года, отмечает бывший сотрудник Горьковского автомобильного завода Вадим, на предприятие перестали завозить питьевую воду для кулеров. Сотрудникам, которые жили далеко от завода, перестали оплачивать транспортные расходы. А специалистам, которые жили на съемных квартирах, руководство прекратило платить за жилье.
- Мы подписали соглашение о переходе на трехдневную рабочую неделю с 19 января по 19 июня, - рассказывает сотрудник литейного производства завода Иван. Он поясняет, что и зарплата из-за этого сократилась практически вдвое. В день работник по-прежнему получает 900 рублей.
-Из 14 рабочих дней 6 - действительно работаем, остальные - занимаемся уборкой или просто сидим, отмечает Иван.
Другой сотрудник завода, Андрей, рассказал "Труду", что зарплата в его подразделении - на производстве грузовых автомобилей - по сравнению с серединой прошлого года упала с 16 до 10 тысяч рублей в месяц.
Факты
18 предприятий входит в группу "ГАЗ"
115 тыс. человек работают в группе "ГАЗ"
1,2 тыс. человек уже сократили в компании
30 тыс. человек может сократить группа "ГАЗ" из-за кризиса
20 тыс. рублей средняя зарплата рабочего на Горьковском автозаводе
Источник: собственные данные
