Главная Культура 00:16 16 Августа 2024 22917
По следу древней воли

Новый взгляд на связи России с кочевым миром Великой степи

Елена Широян, искусствовед
Фото с сайта Государственного исторического музея

Исторический музей мастерски устраивает выставки, переносящие в далекое прошлое. Конечно, и недавние события ему подвластны, но произошедшее век-другой назад, как правило, окружено массой интереснейших документов и артефактов. Да ведь и эпоха Петра I на фоне всемирной истории была, можно сказать, лишь вчера, Ярослава Мудрого — позавчера, а Юлия Цезаря — на прошлой неделе. Куда сложнее с временами, в которых мы и отдельных событий не ведаем. Жизнь человека на громадных территориях Евразии уходит в столь давние пласты, что судить о ней позволяет разве что труд археологов. Именно в этих глубинах мерцают темы выставки «Дикое поле. В вечном движении», стремящейся воссоздать неведомый нам мир. Неведомый? Парадокс, ведь края эти сегодня хорошо нам знакомы, а нынче и вовсе на слуху.

То, что историки называют Диким полем, теперь вполне обустроенные, давно и плотно заселенные пространства Восточной Европы между рекой Днестр и бассейном Дона и Хопра. Или еще проще: причерноморские и приазовские степи по обеим сторонам Днепра, от современной Молдавии до российского Черноземья. Трудно вообразить тут всадника на степной кобылице, несущейся «сквозь кровь и пыль», как писал Александр Блок в цикле «На поле Куликовом».

Хотя, услышав о степи, многие представят картину, изображенную поэтом. Стада диких коней и табуны с дочерна загоревшими погонщиками, обветренные лица воинов, живущих по древним законам: Ну а как иначе? Одно слово — кочевники! В музее же попытались уйти от стереотипов, за которыми помимо убежденности в отсталости хозяина степи еще и бессознательный страх. Возможно, он коренится в школьных уроках о монгольском иге, а может, у нас в крови, в ДНК впечатан ужас от нашествия, пережитого предками семь веков назад? Как бы то ни было авторы проекта настаивают на ошибочности таких представлений. Да и к термину «Дикое поле» они подошли с неожиданной стороны: видя в нем метафору, предлагают изучить особенности не только воинственного, но и мирного взаимодействия населений степей Северной Евразии, как оседлого, так и кочевого. И воссоздать многогранный образ мира Великой степи.

Военизированный образ кочевника связан у современного человека и с идеей былого могущества великих империй, располагавшихся на бескрайних просторах Северной Евразии. До сих пор живы легенды о нашествиях жестоких завоевателей — аланов, гуннов, печенегов, половцев, сарматов, скифов, хазар: Все они тысячелетиями страшили соседей, грабя и уничтожая их поселения. Однако, подчеркивает директор Исторического музея Алексей Левыкин, «выставка раскрывает кочевничество не как отжившее явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку и столь необходимых ему в настоящем и будущем».

Еще один стереотип связан с мифом о культурной и технологической отсталости кочевников. Однако археологические раскопки, исследования этнографов, аналитика искусствоведов доказали ложность таких воззрений. Например, столь незаменимые брюки и сапоги, а также седло и стремена изобрели именно жители степей. Столетиями воинственные номады способствовали развитию военного дела, дипломатии и торговли у оседлых жителей Старого Света, проникая во все сферы жизни средневековых государств.

Сохранились свидетельства того, что и сами кочевые народы активно интегрировали достижения окружающего их мира, перенимая новшества оседлых цивилизаций, будь то изящные одеяния или роскошно отделанное оружие. Не раз вожди степных культур, ханы и беки достигали высокого статуса в крупных государствах, а их дочери становились женами князей и монархов. Рядовые воины служили наемниками в армиях Венгрии, Византии, Руси: Наша страна столь плотно и постоянно контактировала с номадами, что добилась уникальности: она одна из целой Европы взаимодействовала с кочевым миром на протяжении всей своей истории. Иногда это сбивало оптику: европейские дипломаты и купцы, хоть и были осведомлены о земледельческой оседлости Московии, неосознанно или намеренно «привязали» к ней образ кочевника, тем самым вводя стереотипное представление о московите как азиате. В этом смысле нынешние кураторы сочинили свою выставку не столько о «Степи», сколько о самой России, предлагая разобраться, кем в самом деле были номады в контексте ее истории: воплощением разрушительной силы, врагами, соперниками, торговыми и политическими партнерами — то есть «своими» или «чужими»?

Выставкам о древних культурах, полных находок археологов, обычно недостает зрелищности, увлекательности. Как бы ни были изысканно красивы предметы, извлеченные из толщи земли (а здесь много ювелирных изделий и оружия из курганов), нелегко за ними увидеть человека в гуще жизни. Археология удивительна и загадочна, но мрачновата, часто имея дело с гробницами и захоронениями. Найти в них можно невероятно важные свидетельства истории, особенно при нынешних возможностях науки и техники. Но приходится смотреть в лицо смерти.

Этот ветерок из загробного мира, неизбежный привкус назидания memento mori порой отторгает чувствительного зрителя. Вероятно, помня о такой опасности, кураторы сделали выставку ярко аттрактивной. Древние украшения «хозяек» курганов соседствуют с произведениями художников менее далеких эпох, вплоть до наших современников. Почерневшие доспехи, мечи с источенным ржавчиной лезвием — с красочными одеяниями, расписной керамикой, пейзажами под голубым небом. В экспозицию внесена даже настоящая юрта, окруженная всем разнообразием утвари и костюмов.

В этом путешествии во времени зрителям по-новому открывается мир кочевых народов. Недаром в Историческом музее впервые объединили уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, предметы быта кочевых племен, населявших территории Северной Евразии с III века до н. э., и гравюры, рисунки, фотографии, живопись и скульптуру вплоть до начала века текущего. Рядом с такими известными музеями России, как ГМИИ имени Пушкина, Кунсткамера, Музей Востока, Третьяковская галерея, в проекте участвуют коллеги из глубинки, из того региона, о котором идет речь. Это богатый раритетами Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, а также Ростовский областной музей краеведения.

P.S. Ну и то, о чем нельзя не сказать: жгучей злободневности добавляет проекту факт из сегодняшней жизни. Оказалось, что нашествия, накатывающие на нашу страну с южных степей, вовсе не только примета седой древности, как мы думали еще недавно...

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3595
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3525
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3287
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?