
В первом квартале текущего года на 30% просели продажи «большой четверки»: Haval, Chery, Geely и Changan. Неужто наши автомобилисты решили пересесть на модели отечественного производства?
Проблема вовсе не в качестве автомашин китайской сборки. По данным агентства «Автостат», российский авторынок затоварен. На площадках торговцев, по разным оценкам, скопилось до 700 тысяч непроданных автомобилей. Они стоят под открытым небом, теряя товарный вид и принося дилерам убытки. В последние месяцы Россия потеряла статус главного рынка сбыта китайских автомобилей, который удерживала за собой два года. Нас успели обогнать ОАЭ и Мексика.
Продажи автомобилей подкосила рекордная ключевая ставка ЦБ, сделавшая автокредиты неподъемными, а также утилизационный сбор, в очередной раз повышенный по просьбе менеджмента «АвтоВАЗа». Понятно, отечественные автосборочные предприятия нуждаются в поддержке. Однако утильсбор на машину в популярной категории с объемом двигателя до 2 литров в размере 667 тысяч рублей — это явный перебор, если не искать слов жестче.
Тем более что заявленные программой утилизации цели не достигнуты. Главная заключалась в локализации иностранными производителями своих сборочных производств в России. Однако на данный момент предприятия полного цикла (со штамповкой, сваркой, сборкой и покраской) в нашей стране имеют только Haval и Jaecoo. Все остальные предпочитают импортировать машины и продавать их по завышенным ценам. Почему? Да потому что объем российского рынка и «правила игры» не гарантируют бизнесу прибыльность локальных производств. Для сравнения: в Европе в прошлом году было продано 13 млн новых машин, в Китае — 30 млн, в России — менее 1,6 млн.
Приведет ли закрытие автосалонов и падение продаж к завершению гегемонии китайских брендов на российском рынке? По словам экспертов, это маловероятно, потому что заменить их нечем. «АвтоВАЗу» удалось нарастить долю на внутреннем рынке с 28 до 31% — и только. Теперь вазовцы рассчитывают теснить импорт за счет пересаживания таксопарков на свои машины, но в сторонке маются те, кто «делает кассу», — отечественные автолюбители. Остается их убедить пересесть в «Ладу».