И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего 38 лет), симпатичная, из самой что ни на есть российской глубинки — Иркутской области. Речь о деле первого заместителя министра строительства Донецкой народной республики Юлии Мерваезовой. По материалам следствия, объем ущерба, нанесенного бандой откатчиков во главе с этой хрупкой дамой, приближается к 10 млрд рублей и, «вероятно, еще возрастет».
Серия уголовных дел о хищении средств, выделенных на строительство оборонительных сооружений, возникла несколько лет назад. Но впервые широкая общественность узнала о «подвигах» Юлии Мерваезовой в сентябре нынешнего года, когда эта обаятельная госпожа была задержана и помещена под стражу. Тогда она скромно проходила по делу руководителя Главного военно-строительного управления № 8 (ГВСУ № 8) Вадима Выгулярного. Тот был арестован в июле по обвинению в хищении средств, выделенных по контрактам для строительства объектов Ракетных войск стратегического назначения. И тут в ходе следствия выявлены новые интересные подробности.
Еще пару месяцев назад вменяемые госпоже Мерваезовой и подельникам деяния тянули «лишь» на 5 млрд. После того как в одно дело объединили сразу пять, следователям начала открываться глубина коррупционного омута, и сумма выявленных хищений удвоилась. Трудно даже представить такой масштаб воровства: при строительстве 14 объектов у Минобороны умыкнули 10 млрд рублей бюджетных средств. Как сообщает следствие, вместе с ней и Выгулярным на ниве защиты Родины «трудились» еще несколько фигурантов. Но вряд ли даже очень способным мошенникам под силу организовать столь масштабные хищения без покровительства высоких чинов. Ведь кто-то в Минобороны принимал непостроенные объекты, подписывал липовые бумаги, кто-то на все это закрывал глаза. Не исключено, что ниточки приведут к генералам.
Может, к знаменитому Тимуру Иванову, который курировал строительство в новых регионах, а на днях вдруг был объявлен банкротом?
Кстати, помните, как шокировали страну арест и осуждение этого четырехзвездного генерала за хищения в миллиард рублей? Но на фоне Мерваезовой он смотрится мелким воришкой, карманником. Зато сама коррупция в сфере, связанной с обороной страны, выглядит тотальной. Возможно, именно этим объясняется странная улыбка на лице Тимура Иванова в судах. Он будто потешался над следствием и возмущенно воздевающей руки общественностью. Потом мы узнали о таких деятелях, как замглавы Генштаба Халил Арсланов, который, будучи начальником Главного управления связи Вооруженных сил России, умыкнул у государства 6,7 млрд рублей при поставках портативных радиостанций. А с некоторых пор сообщения о взятках и бесстыдных махинациях генералов вообще перестали вызывать удивление у обывателей.
Теперь вот оказалось, что миловидная женщина, с отличием окончившая Иркутский технический университет, а в придачу к нему еще и Байкальский государственный университет экономики и права, смогла так выстроить военных, что Тимур Иванов и иже с ним могут курить в сторонке. Как сообщает следствие, Мерваезова обеспечивала получение аванса в рамках заключенных договоров, выводила и обналичивала деньги со спецсчетов, а также оформляла подложные первичные бухгалтерские документы, чтобы скрыть хищения. Ну и делилась с кем надо — куда же без этого? Какова краля! И ведь кто-то ее двинул на эту должность, направил на «укрепление» кадрового состава руководства Донецкой народной республики, прифронтового региона? Хотелось бы сегодня узнать, кто именно такой прозорливый, в каком высоком кабинете пребывает.
Впрочем, Юлия Мерваезова не такой уж уникум. На прошлой неделе суд отправил под домашний арест изучать материалы уголовного дела, в котором сотня томов, бывшую заместительницу главы правительства Московской области Светлану Стригункову. Ей 46 лет, она сделала блестящую карьеру, которой теперь, видимо, суждено оборваться. Стригунковой удалось сколотить целую банду воров из бюджета, поставить на поток откаты при ремонте учреждений здравоохранения. В декабре следователи регионального главка СКР планируют направить в прокуратуру обвинительное заключение в отношении Стригунковой и ее предполагаемых сообщников. Все они обвиняются в получении взяток в особо крупном размере, их даче или посредничестве в этом. Общая сумма взяток по делу превысила 170 млн рублей, причем 70%, по данным следствия, оставила себе госпожа Стригункова. Конечно, ей далеко до Мерваезовой. Ну так и здравоохранение у нас — это вам не Минобороны, тут летают пониже, хотя принцип все тот же: воровать все, что плохо лежит.
По обвинению во взяточничестве, но уже по другому уголовному делу, в одном из подмосковных СИЗО находится коллега госпожи Стригунковой, бывший первый заместитель председателя правительства Московской области Илья Бронштейн. Ему вменяется в вину получение незаконного вознаграждения «всего-то» в 25 млн рублей. По нынешним временам сущий пустяк. И наживался он не на обороне или здравоохранении, а на образовании. Деньги были откатом за помощь в заключении контракта на поставку интерактивных панелей в общеобразовательные организации Московской области на общую сумму более 742 млн. Что-то подсказывает, что в Московской области ремонтировались не только поликлиники и больницы, так что «доблести» Стригунковой предстоит еще изучать и изучать следователям.
А вот новость последних дней. 24 ноября арестована некая Ирина Ясакова. Ее подозревают в мошенничестве на сумму 786 млн рублей, в то время когда она была вице-президентом ассоциации «Оборонстрой». Как сообщают СМИ, дело может быть связано с банкротством этой организации с рычащим названием в 2021 году, когда были выявлены масштабные финансовые нарушения. Известно, что арестовано имущество фигурантки, в том числе ее трехэтажный особняк в Москве, который она пыталась продать за 120 млн рублей. А в 2017-м Ирину Ясакову признавали самым богатым депутатом Вологодчины, где она появилась благодаря связям с депутатом Госдумы Алексеем Чепой, одним из спонсоров партии «Справедливая Россия». Известна Ясакова также как глава патриотического фонда «Служу России». Впрочем, эта фамилия уже мелькала в криминальных сводках. В 2019 году Ясакову допрашивали по делу о хищении 3 млрд рублей из банка «Северный кредит»...
Не к 8 Марта будет сказано, но среди шести судей, в отношении которых глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин просил Высшую квалификационную коллегию судей (ВККС) разрешить возбудить уголовные дела, две представительницы прекрасного пола: зампредседателя Ленинского районного суда Курска Ольга Петрова и судья Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга Каринэ Голикова. Последняя подозревается в деянии по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Поскольку лишение неприкосновенности судей вообще для России вещь довольно редкая, наличие дам в этом списке — дань их внушительному вкладу в судебно-коррупционную деятельность. Суммы взяток по понятным причинам пока не обнародуются. Но для ориентировки можно привести пример из того же списка Бастрыкина: у председателя Краснодарского краевого суда Александра Чернова по иску прокуратуры изъяли активов на 13 млрд рублей. Но и это явно не последняя его рубашка. Сам он преспокойно живет на Кипре и, думается, не голодает.
О могуществе Чернова говорит и то, что именно он, по версии следствия, способствовал назначению бывшего председателя Совета судей ВС РФ Виктора Момотова на пост судьи Верховного суда. Ну а у самого Момотова Генпрокуратура требует изъять в доход государства 95 неправедно нажитых объектов недвижимости на сумму 9 млрд рублей. Посмотрим, что нам предъявят по делам прекрасных дам — Петровой и Голиковой. Пока что Петровой вменяется взятка в размере смешных 3 млн рублей. Но что-то подсказывает, что их «приватные услуги» оценивались не так уж дешево. Система-то одна. Впрочем, эти курочки и по зернышку охотно клюют: так, в деле судьи Арбитражного суда Воронежской области Мальцевой, в отношении которой СК РФ также недавно начал расследование, фигурируют взятки в 4,5 млн рублей и всего-то в 250 тысяч:
Не продолжаю утомлять вас цифрами, а то, боюсь, у читателя голова кругом пойдет от перечисления уворованных миллиардов. Главное уже сказано: это не отдельные ЧП, а целая система по опустошению государственных закромов, собираемых с народа всеми правдами и неправдами.
