Дело «SS ROSS»
«Мой муж вообще молчаливый человек, на жизнь не жалуется, никогда не заставит меня лишний раз нервничать», — рассказывает «Труду» Наташа, преподаватель русского языка и жена бывшего старпома «SS ROSS» Евгения. — А тут вдруг в середине декабря звонит и просит о помощи. Мол, срочно свяжись с консульством, узнай, могут ли они нас защитить. Я вообще ждала его возвращения в конце ноября. Но они дошли до
«Самое ужасное было сидеть здесь, в Новороссийске, и не иметь возможности ничем помочь, — говорит Инна,
Метод Клокова
Профсоюзы помогли и нам разобраться в ситуации. Инспектор ITF (международного транспортного профсоюза) Ольга Ананьина прислала в «Труд» копию заявления второго помощника капитана «SS ROSS» Сергея Светоносова на имя приморского транспортного прокурора Бабикова
14 июня 2011 года Сергей Светоносов заключил контракт о найме с компанией «Sea Service Shipping LTD» на должность второго помощника капитана на судно «SS ROSS», флаг Тувалу, порт приписки Фунафути, с окладом 3 тысячи долларов в месяц. По прибытии на рабочее место выяснилось: на судне не соблюдаются никакие санитарные нормы. Температура в каютах даже в ночное время не ниже 36 градусов. Питьевая вода по 4 часа в день. Несколько раз заканчивались продукты, один раз их не было в течение недели. На судне не было врача.
Обращение в полицию порта Поданг результата не принесло. Тогда часть экипажа судна обратилась к капитану порта Поданг. Тот после визита на судно обратился в консульство России в Индонезии (Джакарте). 5 января на судне появились Бобров и Клоков, чтобы разобраться в ситуации. И «разобрались»: Сергею Светоносову и старшему помощнику капитана Евгению было предъявлено обвинение в нападении на капитана. После чего их двоих без документов, денег и личных вещей высадили в порту Поданг для транспортировки в Джакарту, где должен был состояться суд над ними. Обвинение все то же: нападение на капитана. Сергей и старпом, опасаясь возведенной на них клеветы, связались с консулом России в Джакарте Сергеем Карягиным. Тот вошел в ситуацию, связался с властями как в Джакарте, так и в России и готов был предоставить пострадавшим защиту. Но Клоков и Бобров
А в аэропорту
«Самое страшное было, когда их несколько дней прессовали в гостинице Поданга, — рассказывает Инна. — Без денег, без документов они даже сбежать не могли. А Клоков с Бобровым требовали, чтобы Сергей и старпом отказались от зарплаты. В противном случае грозили взыскать за все время простоя судна в обоих портах, потому что именно Сергей первым пошел в профсоюз».
Удар 500 кг
Признаюсь, поначалу эта дикая история представлялась плодом больного воображения. В ответ на мои сомнения Ольга Ананьина прислала копии еще двух заявлений в Приморскую прокуратуру от матросов с другого судна — «SS VELES», принадлежащего уже знакомым господам Клокову и Боброву. Заявители Драгоненко и Медведев пишут, что 29 мая 2011 года устроились на работу боцманом и матросом на «SS VELES», флаг Тувалу, порт приписки Фунафути. Судно оказалось в крайне плохом техническом состоянии, на борту не было питьевой воды, периодически еды, вместо фруктов стоял таз с гнилыми бананами. Не выдали рабочую одежду и обувь. По прошествии 3 месяцев не выдали зарплату. Моряки обратились в профсоюз Кандла (Индия), где судно арестовали. Прилетели хозяева и объяснили бунтовщикам, что качать права на этом судне не стоит. В частности, Клоков сообщил Медведеву, что удар у него 500 кг и если Медведев не успокоится, то живым с судна не уйдет.
14 сентября с борта судна пропал один из бунтовщиков — Бордаченко. О его судьбе больше никто не слышал. Медведева высадили в Сингапуре 11 октября. Клоков не только не выплатил моряку зарплату, но требовал возмещения ущерба в 50 тысяч долларов за простой судна в Кандле. Драгоненко высадили в порту Коломбо, предъявив обвинение в хищении с борта стального троса весом в 2 тонны. Оба моряка просят прокуратуру восстановить их трудовые права и содействовать в выплате зарплаты.
Удобные флаги
А почему, собственно, два судна, хозяева которых живут во Владивостоке, плавают под флагом Тувалу? Этот вопрос мы адресовали координатору ITF в России Сергею Фишову.
«Большая часть российского торгового флота ходит под так называемыми „удобными флагами“, — рассказал Сергей Алтерович. — Суда регистрируются там, где это выгоднее судовладельцу: на Кипре, в Молдове, Грузии, на Бермудах, в Болгарии, Либерии, Панаме — только не в России».
Тому есть причины. Например, постройка судна обходится в миллионы долларов. Если взять такую сумму у российских банков, то процент по кредиту не выплатишь за всю жизнь. Иностранные банки дают выгодный кредит на строительство под залог самого судна. Но только при условии, что судно будет зарегистрировано за рубежом. Иностранные банкиры не хотят связываться ни с нашими чиновниками, ни с российским национальным законодательством, которое меняется слишком часто.
Процедура регистрации судна в ряде стран чрезвычайно проста и обходится в 1–1,5 тысячи долларов. К тому же владелец судна под «удобным» флагом не платит налоги на территории России, в том числе и налоги с заработной платы. Больше того: если судно, зарегистрированное в России, встает на ремонт в иностранном государстве, то по закону судовладелец должен платить в казну России 20% от суммы ремонта в качестве таможенной пошлины. Как при растаможивании «иномарок». В результате, как рассказывает Сергей Фишов, даже у крупнейшей российской государственной судоходной компании
Хуже всего «подснежникам»
Однако «удобные» флаги удобны для судовладельцев, но не для экипажа. В России, по данным морского профсоюза (РПСМ), 220 тысяч моряков, и почти три четверти из них бороздят мировой океан на таких судах. Неужели все они рискуют оказаться жертвами произвола хозяев?
«Нет, к счастью, не все, — отвечает на этот вопрос Ольга Ананьина. — 70 тысяч входят в морской профсоюз (РПСМ), а он, в свою очередь, входит в ITF. Это крупнейшая международная организация объединяет 4,5 млн человек из 779 профсоюзов, 155 стран. Наши матросы, как правило, получают минимальную зарплату в 1700 долларов в месяц, чаще всего плавают на судах, где между наемными работниками и собственником заключен коллективный договор. Куда хуже приходится людям временным, рыбакам и прочим, кто приходит на судно после двухмесячных курсов. Мы
Из 220 тысяч российских моряков только 155 тысяч имеют диплом: капитана, механика или матроса. Остальные 65 тысяч — это те самые «подснежники», подавшиеся на море за заработком или романтикой. Обещанных денег они часто не получают, зато «романтики» достается с лихвой.
Как рассказывает Ольга Ананьина, при отсутствии внятной правовой базы, описывающей отношения между моряком и владельцем судна под «удобным флагом», единственным гарантом остается слово хозяина. Судовладелец с хорошей репутацией не нанимает команду на изношенное судно, платит зарплату вовремя, следит за созданием нормальных условий труда и быта. Как правило, в команду набирают только профессионалов — это капитаны, механики и матросы с навыками, рекомендациями и английским языком. Остальные трудоустраиваются куда возьмут. Часто на суда, не проходившие капремонт 30 лет и более, с зарплатой 1000 долларов и меньше. И даже эти деньги не выплачиваются
«Лично я принимаю по 10 обращений в день, — говорит Ольга, — чаще всего жалобы на невыплату зарплаты. Бывает, пираты захватили судно, продержали моряков в плену, а судовладелец отказывается оплачивать им это время.
«У Сергея Светоносова есть шанс получить свою зарплату?» — спрашиваю я у Ольги.
«Для начала надо узнать, что ответила краевая транспортная прокуратура, — отвечает инспектор. — Если они откажут в помощи, мы будем бороться своими методами. Например, можем дождаться, пока судно зайдет в порт цивилизованной страны. Достаточно сигнала в местный профсоюз порта, и докеры остановят работу, судно будет арестовано. Если судовладелец сразу не выплатит долги по зарплатам, то может попасть на очень большие деньги, вплоть до продажи судна с торгов. В общем — мы делаем все, что можем. Но я прошу вас передать всем морякам мою просьбу: обращайтесь к нам до того, как подписать контракт по найму. Мы точно знаем, кто из судовладельцев обманет. Нам гораздо легче предупредить конфликт, чем потом разбираться в суде». Телефоны всех российских инспекторов ITF есть на сайте http://www.sur.ru/mft/.
Помочь им больше некому
Корреспондент «Труда» выяснил, что ответила прокуратура: «:Не можем заниматься защитой прав моряков, так как судно не зарегистрировано под российским флагом». Судно формально чужое, но ведь защиты не получают наши граждане, с российскими паспортами! Почему так происходит?
«Я встречался с прокурором лично, — говорит „Труду“ Петр Осичанский, инспектор ITF во Владивостоке. — Просил
Как рассказал Петр Осичанский, прокурор рад был бы помочь, но сделать почти ничего не в силах. Открыть уголовное дело по факту избиений и нанесения увечий невозможно, потому что нет своевременных медицинских освидетельствований, а показания очевидцев — это показания товарищей по несчастью, которые будут признаны судом необъективными. Взыскание же по зарплате возможно только в том случае, если бы одно из судов — «SS ROSS» или «SS VELES» — зашло в порт Находки или Владивостока и его удалось бы там арестовать. Но эти суда не заходят в российские порты.
«Я предлагал арестовать другие суда Боброва и Клокова, — рассказывает Петр Иванович. — У них их всего пять. В принципе это возможно: Гражданский кодекс и международное морское право позволяют. Более того, другие страны так обычно и делают. Но у наших прокуроров и судей нет опыта, нет прецедентов. Сейчас пробую уговорить адвокатов Находки подготовить иски для ареста судов в случае нарушения морского права с требованием выплаты долгов по зарплате морякам. Посмотрим, что из этого выйдет».
«А вы сами их видели, этих Боброва и Клокова?» — спрашиваю я инспектора.
«Видел два года назад, когда был с инспекцией на их теплоходе. Они сказали: ага, тот самый Осичанский, это
«Труд» будет следить за тем, чем это дело закончится. Хотя не худо бы и федеральной власти власть употребить. Может, уходящий президент захочет защитить своего однофамильца, пострадавшего на борту «SS VELES», и своим указом поставить Россию в ряд со Швецией и Финляндией, где судовладелец не может нарушить права моряка, под каким бы флагом корабль ни заходил в гавань.
Долги и аресты
Во Франции экипаж рефрижераторного судна Antigone
Экипаж арестованного в Гонконге судна «Сахалин» не может вернуться домой и вынужден ждать назначенного на май аукциона по продаже корабля. Собственных денег у моряков нет. В начале апреля «Сахалин» был арестован властями Гонконга за долги греческой
Пятеро членов экипажа тунцелова Phu Hai в декабре прошлого года добились выплаты зарплатного долга в 140 тысяч долларов. Ценой победы стала пятидневная сухая голодовка. Тунцелов находился в порту Вунгтау во Вьетнаме, судно принадлежало компании Investments Ltd. На момент забастовки на борту находились жители Приморского и Краснодарского краев, Воронежской области, городов Иваново и Магадана.
В 2010 году экипаж теплохода «Борис Лавров» сам требовал арестовать судно за долги по зарплате. Свое требование моряки выдвинули, находясь в южнокорейском порту Чанхан. Общий долг составлял 60 тысяч долларов. Судовладелец не сдержал неоднократных обещаний погасить долги перед моряками, поэтому экипаж пошел на такие крайние меры.
