Главная Работа Происшествия 07:05 18 Апреля 2012 3535
Команда посылает SOS

Главные опасности поджидают российских моряков не в бушующих волнах, а в тихих гаванях

Павел Орлов, спецкор «Труда»

Дело «SS ROSS»

«Мой муж вообще молчаливый человек, на жизнь не жалуется, никогда не заставит меня лишний раз нервничать», — рассказывает «Труду» Наташа, преподаватель русского языка и жена бывшего старпома «SS ROSS» Евгения. — А тут вдруг в середине декабря звонит и просит о помощи. Мол, срочно свяжись с консульством, узнай, могут ли они нас защитить. Я вообще ждала его возвращения в конце ноября. Но они дошли до Куала-Лумпура — и все как обрезало, ни звонков, ни телеграмм. Это был ужас, полная неизвестность... Знаете, сегодня муж жив и дома, и я уже не хочу вспоминать той жути и отчаяния...»

«Самое ужасное было сидеть здесь, в Новороссийске, и не иметь возможности ничем помочь, — говорит Инна, врач-психиатр и жена второго помощника „SS ROSS“ Сергея Светоносова. — Над мужем издевались, выбили зубы, потом высадили на берег без денег и документов в Куала-Лумпуре. Потом угрожали физической расправой, обещали „поставить на счетчик“. То есть заставить экипаж оплатить все убытки, которые судно понесло из-за того, что профсоюз инициировал арест „SS ROSS“ в порту. Мы с Наташей подняли на ноги всех, кого смогли. Писали и звонили консулам Сергею Карягину и Владимиру Пронину, и они многое сделали. Мое состояние просто было словами не передать. А судовладельцы, которые все это допустили, люди влиятельные. Если бы не помощь профсоюзов и консулов, то не знаю, чем бы все кончилось...»

Метод Клокова

Профсоюзы помогли и нам разобраться в ситуации. Инспектор ITF (международного транспортного профсоюза) Ольга Ананьина прислала в «Труд» копию заявления второго помощника капитана «SS ROSS» Сергея Светоносова на имя приморского транспортного прокурора Бабикова Д. В. Содержание напоминает сюжет фильма ужасов.

14 июня 2011 года Сергей Светоносов заключил контракт о найме с компанией «Sea Service Shipping LTD» на должность второго помощника капитана на судно «SS ROSS», флаг Тувалу, порт приписки Фунафути, с окладом 3 тысячи долларов в месяц. По прибытии на рабочее место выяснилось: на судне не соблюдаются никакие санитарные нормы. Температура в каютах даже в ночное время не ниже 36 градусов. Питьевая вода по 4 часа в день. Несколько раз заканчивались продукты, один раз их не было в течение недели. На судне не было врача.

Из-за неоказания медицинской помощи 30 августа в Иране на борту умер судовой токарь. 14 ноября Сергей проверил свой счет в Сбербанке и вместо полагавшихся 15 тысяч долларов обнаружил там только 5,5 тысячи. Разговор с капитаном привел к угрозам со стороны последнего. Тогда 10 декабря, когда «SS ROSS» прибыл в порт Кандла (Индия), Сергей и еще четверо членов экипажа обратились в профсоюз порта (ITF). 11 декабря профсоюз и администрация порта осмотрели судно и арестовали его. 15 декабря в порт прилетели господа Клоков Г.Л. и Бобров В.А. (представились представителями судовладельца, но, по имеющейся у «Труда» информации, это и есть судовладельцы). Клоков и Бобров написали долговое обязательство, и 16 декабря судно снялось с якоря и отправилось в порт Поданг (Индонезия). Одновременно Сергея Светоносова перевели с должности второго помощника капитана в пассажиры и обещали дать полный расчет в Поданге. Однако в Поданге расчета не последовало. Более того, поскольку Сергей отказался сходить на берег без денег, капитан Бузин И.Н. избил его, нанес тяжкие телесные повреждения и выбил зубы.

Обращение в полицию порта Поданг результата не принесло. Тогда часть экипажа судна обратилась к капитану порта Поданг. Тот после визита на судно обратился в консульство России в Индонезии (Джакарте). 5 января на судне появились Бобров и Клоков, чтобы разобраться в ситуации. И «разобрались»: Сергею Светоносову и старшему помощнику капитана Евгению было предъявлено обвинение в нападении на капитана. После чего их двоих без документов, денег и личных вещей высадили в порту Поданг для транспортировки в Джакарту, где должен был состояться суд над ними. Обвинение все то же: нападение на капитана. Сергей и старпом, опасаясь возведенной на них клеветы, связались с консулом России в Джакарте Сергеем Карягиным. Тот вошел в ситуацию, связался с властями как в Джакарте, так и в России и готов был предоставить пострадавшим защиту. Но Клоков и Бобров каким-то образом узнали про действия Карягина и в последний момент посадили старшего и второго помощников капитана на самолет в Куала-Лумпур (Малайзия).

А в аэропорту Куала-Лумпура Сергей и Евгений попросту сбежали от своих провожатых и укрылись в стенах посольства России. Благодаря тому, что их жены успели связаться с российским консульством в Малайзии, самолет встретили представители посольства. Сергею и Евгению не только удалось вернуться домой, но Клоков и Бобров даже выдали им по 1000 долларов на билеты. Теперь Сергей просит транспортную прокуратуру защитить его трудовые права, вернуть долг по зарплате (9120 долларов) и компенсировать протезирование зубов. Об уголовном преследовании он даже не заикается.

«Самое страшное было, когда их несколько дней прессовали в гостинице Поданга, — рассказывает Инна. — Без денег, без документов они даже сбежать не могли. А Клоков с Бобровым требовали, чтобы Сергей и старпом отказались от зарплаты. В противном случае грозили взыскать за все время простоя судна в обоих портах, потому что именно Сергей первым пошел в профсоюз».

Удар 500 кг

Признаюсь, поначалу эта дикая история представлялась плодом больного воображения. В ответ на мои сомнения Ольга Ананьина прислала копии еще двух заявлений в Приморскую прокуратуру от матросов с другого судна — «SS VELES», принадлежащего уже знакомым господам Клокову и Боброву. Заявители Драгоненко и Медведев пишут, что 29 мая 2011 года устроились на работу боцманом и матросом на «SS VELES», флаг Тувалу, порт приписки Фунафути. Судно оказалось в крайне плохом техническом состоянии, на борту не было питьевой воды, периодически еды, вместо фруктов стоял таз с гнилыми бананами. Не выдали рабочую одежду и обувь. По прошествии 3 месяцев не выдали зарплату. Моряки обратились в профсоюз Кандла (Индия), где судно арестовали. Прилетели хозяева и объяснили бунтовщикам, что качать права на этом судне не стоит. В частности, Клоков сообщил Медведеву, что удар у него 500 кг и если Медведев не успокоится, то живым с судна не уйдет.

14 сентября с борта судна пропал один из бунтовщиков — Бордаченко. О его судьбе больше никто не слышал. Медведева высадили в Сингапуре 11 октября. Клоков не только не выплатил моряку зарплату, но требовал возмещения ущерба в 50 тысяч долларов за простой судна в Кандле. Драгоненко высадили в порту Коломбо, предъявив обвинение в хищении с борта стального троса весом в 2 тонны. Оба моряка просят прокуратуру восстановить их трудовые права и содействовать в выплате зарплаты.

Удобные флаги

А почему, собственно, два судна, хозяева которых живут во Владивостоке, плавают под флагом Тувалу? Этот вопрос мы адресовали координатору ITF в России Сергею Фишову.

«Большая часть российского торгового флота ходит под так называемыми „удобными флагами“, — рассказал Сергей Алтерович. — Суда регистрируются там, где это выгоднее судовладельцу: на Кипре, в Молдове, Грузии, на Бермудах, в Болгарии, Либерии, Панаме — только не в России».

Тому есть причины. Например, постройка судна обходится в миллионы долларов. Если взять такую сумму у российских банков, то процент по кредиту не выплатишь за всю жизнь. Иностранные банки дают выгодный кредит на строительство под залог самого судна. Но только при условии, что судно будет зарегистрировано за рубежом. Иностранные банкиры не хотят связываться ни с нашими чиновниками, ни с российским национальным законодательством, которое меняется слишком часто.

Процедура регистрации судна в ряде стран чрезвычайно проста и обходится в 1–1,5 тысячи долларов. К тому же владелец судна под «удобным» флагом не платит налоги на территории России, в том числе и налоги с заработной платы. Больше того: если судно, зарегистрированное в России, встает на ремонт в иностранном государстве, то по закону судовладелец должен платить в казну России 20% от суммы ремонта в качестве таможенной пошлины. Как при растаможивании «иномарок». В результате, как рассказывает Сергей Фишов, даже у крупнейшей российской государственной судоходной компании ОАО «Совкомфлот» добрая часть судов ходит под удобными флагами. Как говорится, без комментариев.

Хуже всего «подснежникам»

Однако «удобные» флаги удобны для судовладельцев, но не для экипажа. В России, по данным морского профсоюза (РПСМ), 220 тысяч моряков, и почти три четверти из них бороздят мировой океан на таких судах. Неужели все они рискуют оказаться жертвами произвола хозяев?

«Нет, к счастью, не все, — отвечает на этот вопрос Ольга Ананьина. — 70 тысяч входят в морской профсоюз (РПСМ), а он, в свою очередь, входит в ITF. Это крупнейшая международная организация объединяет 4,5 млн человек из 779 профсоюзов, 155 стран. Наши матросы, как правило, получают минимальную зарплату в 1700 долларов в месяц, чаще всего плавают на судах, где между наемными работниками и собственником заключен коллективный договор. Куда хуже приходится людям временным, рыбакам и прочим, кто приходит на судно после двухмесячных курсов. Мы из-за непрофессионализма, правовой неграмотности называем их «подснежниками».

Из 220 тысяч российских моряков только 155 тысяч имеют диплом: капитана, механика или матроса. Остальные 65 тысяч — это те самые «подснежники», подавшиеся на море за заработком или романтикой. Обещанных денег они часто не получают, зато «романтики» достается с лихвой.

Как рассказывает Ольга Ананьина, при отсутствии внятной правовой базы, описывающей отношения между моряком и владельцем судна под «удобным флагом», единственным гарантом остается слово хозяина. Судовладелец с хорошей репутацией не нанимает команду на изношенное судно, платит зарплату вовремя, следит за созданием нормальных условий труда и быта. Как правило, в команду набирают только профессионалов — это капитаны, механики и матросы с навыками, рекомендациями и английским языком. Остальные трудоустраиваются куда возьмут. Часто на суда, не проходившие капремонт 30 лет и более, с зарплатой 1000 долларов и меньше. И даже эти деньги не выплачиваются из-за недобросовестности судовладельца.

«Лично я принимаю по 10 обращений в день, — говорит Ольга, — чаще всего жалобы на невыплату зарплаты. Бывает, пираты захватили судно, продержали моряков в плену, а судовладелец отказывается оплачивать им это время. Кому-то удается помочь сразу, кому-то позже. Но иногда не получается».

«У Сергея Светоносова есть шанс получить свою зарплату?» — спрашиваю я у Ольги.

«Для начала надо узнать, что ответила краевая транспортная прокуратура, — отвечает инспектор. — Если они откажут в помощи, мы будем бороться своими методами. Например, можем дождаться, пока судно зайдет в порт цивилизованной страны. Достаточно сигнала в местный профсоюз порта, и докеры остановят работу, судно будет арестовано. Если судовладелец сразу не выплатит долги по зарплатам, то может попасть на очень большие деньги, вплоть до продажи судна с торгов. В общем — мы делаем все, что можем. Но я прошу вас передать всем морякам мою просьбу: обращайтесь к нам до того, как подписать контракт по найму. Мы точно знаем, кто из судовладельцев обманет. Нам гораздо легче предупредить конфликт, чем потом разбираться в суде». Телефоны всех российских инспекторов ITF есть на сайте http://www.sur.ru/mft/.

Помочь им больше некому

Корреспондент «Труда» выяснил, что ответила прокуратура: «:Не можем заниматься защитой прав моряков, так как судно не зарегистрировано под российским флагом». Судно формально чужое, но ведь защиты не получают наши граждане, с российскими паспортами! Почему так происходит?

«Я встречался с прокурором лично, — говорит „Труду“ Петр Осичанский, инспектор ITF во Владивостоке. — Просил что-то сделать, потому что потоком идут жалобы от моряков, работающих на судах этой компании. Избиения, невыплаты зарплаты, даже три смерти из-за неоказания медицинской помощи».

Как рассказал Петр Осичанский, прокурор рад был бы помочь, но сделать почти ничего не в силах. Открыть уголовное дело по факту избиений и нанесения увечий невозможно, потому что нет своевременных медицинских освидетельствований, а показания очевидцев — это показания товарищей по несчастью, которые будут признаны судом необъективными. Взыскание же по зарплате возможно только в том случае, если бы одно из судов — «SS ROSS» или «SS VELES» — зашло в порт Находки или Владивостока и его удалось бы там арестовать. Но эти суда не заходят в российские порты.

«Я предлагал арестовать другие суда Боброва и Клокова, — рассказывает Петр Иванович. — У них их всего пять. В принципе это возможно: Гражданский кодекс и международное морское право позволяют. Более того, другие страны так обычно и делают. Но у наших прокуроров и судей нет опыта, нет прецедентов. Сейчас пробую уговорить адвокатов Находки подготовить иски для ареста судов в случае нарушения морского права с требованием выплаты долгов по зарплате морякам. Посмотрим, что из этого выйдет».

«А вы сами их видели, этих Боброва и Клокова?» — спрашиваю я инспектора.

«Видел два года назад, когда был с инспекцией на их теплоходе. Они сказали: ага, тот самый Осичанский, это из-за него у нас проблемы. Но угрожать не пытались. Я в Находке слишком известная личность, чтобы со мной связываться. И сделаю все, что от меня зависит, чтобы защитить обманутых и покалеченных моряков».

P. S.

«Труд» будет следить за тем, чем это дело закончится. Хотя не худо бы и федеральной власти власть употребить. Может, уходящий президент захочет защитить своего однофамильца, пострадавшего на борту «SS VELES», и своим указом поставить Россию в ряд со Швецией и Финляндией, где судовладелец не может нарушить права моряка, под каким бы флагом корабль ни заходил в гавань.

Долги и аресты

Во Франции экипаж рефрижераторного судна Antigone Z-8 устроил забастовку. Моряки заявили, что более полугода не получали зарплату. За это время размер долга превысил 225 тысяч долларов. Греческий совладелец в ответ на требования моряков сказал, что таких денег у него нет. Более того, по оценкам экспертов, даже продажа судна не покрыла бы таких расходов. До начала забастовки судно шло в Александрию с грузом замороженной сельди и ставриды.

Экипаж арестованного в Гонконге судна «Сахалин» не может вернуться домой и вынужден ждать назначенного на май аукциона по продаже корабля. Собственных денег у моряков нет. В начале апреля «Сахалин» был арестован властями Гонконга за долги греческой компании-судовладельца. Экипаж уже 7 месяцев не получает зарплату, на борту были проблемы с пищей и водой.

Пятеро членов экипажа тунцелова Phu Hai в декабре прошлого года добились выплаты зарплатного долга в 140 тысяч долларов. Ценой победы стала пятидневная сухая голодовка. Тунцелов находился в порту Вунгтау во Вьетнаме, судно принадлежало компании Investments Ltd. На момент забастовки на борту находились жители Приморского и Краснодарского краев, Воронежской области, городов Иваново и Магадана.

В 2010 году экипаж теплохода «Борис Лавров» сам требовал арестовать судно за долги по зарплате. Свое требование моряки выдвинули, находясь в южнокорейском порту Чанхан. Общий долг составлял 60 тысяч долларов. Судовладелец не сдержал неоднократных обещаний погасить долги перед моряками, поэтому экипаж пошел на такие крайние меры.

Работа 00:01 / 24 Октября 2025 7785
Дворники вместо роботов

Почему на российском рынке труда вакансий больше, чем безработных

Александр Киденис
Труд
В Москве дворник с метлой в каждом дворе все еще остается привычной частью городского пейзажа. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Росстат сообщил о тройном (!) повышении средней зарплаты в стране за последнее десятилетие: с 33,9 тысячи до 99,3 тысячи рублей в месяц. В ведущих отраслях разница еще больше: в химической промышленности,...

Работа 00:06 / 24 Октября 2025 5901
Мертвый сезон

В конце октября разъезжаются с черноморского побережья самые стойкие «бархатные» курортники. Пляжи окончательно пустеют

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
К межсезонью на юге вполне применимо легендарное «Унылая пора – очей очарованье». Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Еще недавно шумные кафешки забивают досками до следующего сезона. Блаженная тишина. Жители приморских городов и пригородов подсчитывают барыши и превращаются из зазывал, барменов, официанток и экскурсоводов в обычных...

Их стоимость вырастет с девяти до десяти тысяч рублей

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Москве стоимость трудовых патентов для мигрантов на месяц в 2026 году повысится с 8,9 тысячи до 10 тысяч рублей в 2026 году. Соответствующее решение вынесла в ходе состоявшегося в субботу, 1 ноября внеочередного пленарного заседания городская...

Для них вводится специальный социальный контракт, предусматривающий единовременные выплаты на открытие или развитие своего дела

Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Для демобилизованных участников специальной военной операции (СВО) будет введён отдельный вид социального контракта. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты РФ. «С 1 января 2026 года в России вступают в...

Причина простая: грядущее повышение налогов

Александр Киденис
Труд
Российский бизнес засобирался на выход. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме подготовили законопроект об индексации заработных плат граждан не реже одного раза в год и в размерах не ниже уровня инфляции. Похоже, народные избранники живут в мире, которого в реальности...

Оказывается, мнение, что по охвату населения высшим образованием Россия «впереди планеты всей», - это миф

Ирина Хмара
Труд
Чиновники откровенны: столько людей с высшим образованием стране не надо. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Похоже, российское высшее образование все больше откатывается к советскому образцу. От Болонской системы мы уже отказались. Теперь принят закон об обязательной отработке выпускников-медиков. Вероятно, на очереди и другие...

Борьба с бедностью в самом разгаре…

Александр Киденис
Труд
В России «минималка» в 4,5 раза ниже средней зарплаты. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Госдума приняла закон о повышении в 2026 году минимального размера оплаты труда (МРОТ) сразу на 20% — до 27 093 с нынешних 22 400 рублей. В парламенте уточнили, что это «будет способствовать...

4 ноября Путин подписал закон о привлечении резервистов к участию в сборах для защиты критически важных объектов 

Фото: www.mil.ru

Министерство обороны РФ разъяснило, как будут материально обеспечиваться резервисты, направляемые на специальные сборы. С этой целью ведомство подготовило соответствующий проект постановления правительства. В Минобороны отметили,...

Также зампред Совбеза объявил, что полномочия в сфере внешней трудовой миграции от других федеральных органов власти перейдут к МВД 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в четверг, 23 октября провел совещание, посвященное реализации поручений президента страны Владимира Путина в сфере государственной миграционной политики. В ходе заседания Медведев сообщил,...

В стране набирает популярность новая профессия - тренер по видеоиграм

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank May/picture alliance, globallookpress.com

Для тысяч молодых людей это теперь не просто хобби, а работа, позволяющая получать хорошие деньги — до 200 тысяч рублей в месяц. Тут только важно не заиграться... Видеоигры сегодня усложнились настолько,...

В Госдуме снова заговорили о повышении пенсионного возраста

Алекс Зверев
Труд
Парламентарии уверяют: скоро пенсия в 50 тысяч рублей для многих людей станет реальностью. Ну-ну. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

«Чтобы пенсия была 50 тысяч рублей, нужно зарабатывать примерно 120 тысяч, — подсчитала депутат, член комитета по труду и социальной политике Светлана Бессараб. — При этом средняя зарплата составляет...

Помимо этого, в российском трудовом календаре на следующий год не предусмотрено шестидневных рабочих недель 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В январе 2026 года россиянам придется работать всего 15 дней из 31. При этом на размере окладной части зарплат такой график не скажется. Об этом в пятницу, 21 ноября рассказал депутат Госдумы Ярослав Нилов. «В 2026 году в январе...

«В условиях СВО лучше штурмовикам платить больше. А солдаты-срочники находятся на полном государственном обеспечении», - заявил депутат Алексей Журавлев
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Комитет Госдумы РФ по обороне выступил против повышения окладов солдатам-срочникам. Об этом в среду, 12 ноября журналистам «Газеты.ру» сообщил депутат Михаил Делягин. Парламентарий пояснил, что члены комитета единогласно...

Эту идею выдвинул губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поддержал предложение о смягчении квалификационных требований к участникам специальной военной операции (СВО) – кандидатам на должности на государственной службе. Об этом сообщает ТАСС. Речь об этом зашла...

Криминальная схема была реализована сотрудниками кадрового агентства и строительной компании

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Сотрудники полиции задержали пятерых подозреваемых в организации незаконной легализации в России свыше трёх тысяч мигрантов. Об этом сообщила в своём Telegram-канале официальный представитель Министерства внутренних дел РФ Ирина Волк. «Сотрудниками...

По словам спикера Госдумы, зачислять деньги следует на те же счета, куда идут доходы от недвижимости и выплаты за результаты интеллектуальной деятельности 

Вячеслав Володин. Фото: http://duma.gov.ru

Лица, наделенные статусом иностранных агентов, не должны получать в России пенсий. Об этом в среду, 29 октября заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Пенсионные средства таких деятелей спикер нижней палаты российского парламента предложил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?