До закрытия Олимпиады в Рио-де-Жанейро осталось 4 дня. Эти Игры не войдут в число самых успешных для нашего спорта, не запомнятся как эпоха мирового доминирования. Суровые дисквалификации, на треть сократившие состав сборной России, изрядно подпортили наше положение в неофициальной табели о рангах – медальном зачете. Но, может, оно и к лучшему?
Традиционные споры вокруг «количественных» показателей Игр в этот раз неактуальны. И тем удобнее повод разглядеть, насколько выдающимся выглядит каждый успех российских спортсменов в отдельности. Что самое любопытное, особенно ярко проявила себя прекрасная половина сборной, словно явившая собой коллективное воплощение архетипа русской женщины – той, которая и велосипед на ходу остановит, и в бурлящий бассейн войдет. Перед тем как подняться на олимпийский пьедестал, наши девушки прошли через травмы, несовместимые с продолжением карьеры, отбыли дисквалификации и отстояли честное имя в судах, находились в разлуке с семьей и научились подниматься после обидных поражений. Что бы ни произошло в заключительные дни Олимпиады и куда бы ни двинулся наш спорт в будущем, они – уже герои, вписавшие свои имена в историю.
Три мушкетера в русском переводе
Главным российским спортом в Рио-2016 неожиданно для многих стало фехтование. И причина не только в количестве завоеванных наград, но и в характере, харизме лидеров сборной России, по-новому открывшихся для широкой публики. Так, одним из главных событий Игр стало долгожданное «золото» самой опытной нашей саблистки Софьи ВЕЛИКОЙ. К 31 году она собрала внушительную коллекцию наград: 7 побед на чемпионатах мира, 11 – на чемпионатах Европы. Но стать лучшей на Олимпиаде никак не удавалось – лишь в Лондоне-2012 удалось выйти в финал, где случилось досадное поражение. После этого Великая хотела даже завершить карьеру – ее пришлось переубеждать коллегам и тренерам. «Хочу, чтобы сын гордился тем, что его мама – олимпийская чемпионка», – решила наконец саблистка, начиная подготовку к Рио-2016. Однако в Бразилии все старания едва не пошли прахом: в финале индивидуального турнира с разницей всего в одно очко (14:15) она проиграла соотечественнице Яне Егорян. Первая секунда осознания того, что победа вновь ускользнула, по словам Великой, «взорвала ей мозг». «У Софьи сейчас улыбка на лице, но я ее знаю: придет в номер и рыдать будет», – говорил ее муж Алексей Мишин.
Но история получила счастливый конец: спустя несколько дней Великая в составе российской команды завоевала командное «золото» саблисток. После финального поединка она не могла сдержать слезы: «Теперь могу говорить, что я не просто по фамилии Великая, а действительно великая спортсменка». Об уходе из спорта речи уже не идет. «Не дождетесь!» – смеется Софья.
А Яна ЕГОРЯН, отобрав победу у старшей напарницы, повела себя в высшей степени достойно: «Считаю, что Соня была достойна золота. Я видела, как она работает, и всегда стремилась стать такой, как она». Самой Егорян 22 года, но, несмотря на сравнительно юный возраст, она тоже прошла через соблазн сложить сабли, сдавшись в нелегкой борьбе за вершины. Олимпийскую чемпионку для российского спорта спасла ее мама. «Да ты слабачка, не можешь ничего довести до конца, отступаешь при первых трудностях!» Я разозлилась жутко. Решила остаться – ей назло. А потом – раз: выиграла одни соревнования, другие…» – вспоминала Яна. До того момента она не слишком ответственно относилась к фехтованию – могла нарушить режим, позволить себе сладкое, – поэтому, чтобы попасть в Рио, пришлось немало работать над дисциплиной. К счастью, переоценка ценностей дала результат уже сейчас, фактически на старте карьеры. А значит, впереди еще больше мотивации и побед.
Нельзя не отметить третью героиню нашего фехтования – рапиристку Инну ДЕРИГЛАЗОВУ, в драматичном финале победившую чемпионку Лондона-2012 Элизу ди Франчиску (12:11). На пути к «золоту» 26-летняя Дериглазова дважды меняла тренеров, долго искала свою технику, разрабатывала собственную диету. При этом у нее остается время на активную личную жизнь. Уже в 18 лет Инна вышла замуж и вскоре родила. Даже на последних месяцах беременности она умудрялась тренироваться. «Когда уже не могла долго стоять, Инна садилась на стул, я вставал перед ней, и мы отрабатывали точность уколов, шлифовали технику. Прекратили тренировки только за неделю до родов. А через две недели после появления маленькой Дианы Инна вернулась в зал», – рассказывал ее тренер Ильдар Мавлютин. Также у чемпионки имеются немалые амбиции за пределами фехтовальной дорожки. В школе она до десятого класса была хорошисткой, и даже когда начались регулярные разъезды по турнирам, стеснялась приходить с невыученными уроками. А недавно окончила университет, получив диплом юриста. Впрочем, Мавлютина разносторонность подопечной не удивляет: «Талантливых девочек много. Но таких трудолюбивых, как Инна, – единицы».
Отборочные этапы в судах и больницах
Среди представителей других видов спорта, пожалуй, наиболее запоминающимся получился успех Юлии ЕФИМОВОЙ. И вновь дело не в количестве и достоинстве олимпийских «кругляшей» (пловчиха не смогла выиграть первое место, в ее активе два «серебра»). Нелегкий путь Юлии на Игры вобрал в себя ключевые эпизоды допинговой эпопеи, став своеобразным символом борьбы наших спортсменов за свое доброе имя, решимости в поисках справедливого исхода. Напомним, в марте Ефимова была обвинена в приеме новоиспеченного допинга – мельдония – и временно отстранена от соревнований. По итогам двухмесячного разбирательства стимулирующие свойства этого препарата были оспорены, и с Юлии сняли ограничения. Но уже в июле Международная федерация плавания решила не допускать ее до Рио-2016, вспомнив о дисквалификации, отбытой спортсменкой двумя годами ранее. Ефимова обратилась в Спортивный арбитражный суд (CAS), настояв на отмене «двойного наказания», и буквально накануне открытия Игр узнала о решении в свою пользу.
Но на этом испытания не закончились. В Рио Ефимова столкнулась с настоящей травлей со стороны соперников, которые то ли не были посвящены во все тонкости истории, то ли сознательно клеветали на россиянку. «Ты победно поднимаешь палец вверх, но была поймана на допинге – мне все это не нравится», – заявила американка Лилия Кинг, отказавшаяся поздравить Ефимову с «серебром» на стометровке брассом. Фантазия ирландки Фионы Дойл оказалась еще богаче: «У нее было пять положительных проб, и ей все сошло с рук. Международная федерация прогнулась под Путина». Высказался даже рекордсмен Майкл Фелпс: «Она дважды сдавала положительные допинг-тесты, однако ее допустили до участия. Это подрывает основу спорта и раздражает меня». Сама Ефимова долгое время держалась подчеркнуто независимо, но потом все-таки призналась: это настоящий ночной кошмар, из-за которого она почти не спит уже три недели и сама не знает, как доплыла до «серебра».
Невозможно переоценить и триумф Алии МУСТАФИНОЙ, которая, наконец, смогла «выковать» медали, достойные своего таланта. Всего за одну неделю Рио-2016 гимнастка завоевала серебряные награды в личном и командном многоборье и выиграла «золото» на брусьях, официально став второй лучшей гимнасткой в российской истории (столько же олимпийских медалей у Светланы Хоркиной). А ведь этих Игр в карьере Мустафиной могло не быть. После Лондона-2012 Алия стояла в шаге от завершения карьеры – тогда она, восстановившись в рекордные сроки после разрыва крестообразных связок колена (что в гимнастике само по себе сенсация), стала чемпионкой и имела право уйти с высоко поднятой головой. Но она вернулась к тренировкам.
Сколько раз Алия жалела о том решении за последние четыре года, остается лишь гадать. Еще одна операция на колене, «чистка» голеностопа, операция на ахилле, хронические боли в спине, требовавшие обезболивающих и физиотерапии… О полноценной подготовке к Рио не было и речи. «Любой другой спортсмен на ее месте давно устал бы терпеть постоянную боль», – уверен тренер Мустафиной Сергей Старкин. Между тем, о силе воли нашей гимнастки говорит любопытный факт. Уже находясь в Рио, она поняла, что для «золота» на брусьях ее программы недостаточно. И буквально за несколько дней разработала новую комбинацию на 6,8 балла вместо прежних 6,5. «Я успела все сделать в гимнастике», – буквально выдохнула Алия после победы. Но она не уходит – после двухлетнего отдыха собирается начать подготовку к Токио-2020.
А велогонщице Ольге ЗАБЕЛИНСКОЙ пришлось вынести на своих плечах все невзгоды сразу: и травмы, и допинг-разборки, и семейные проблемы. Еще девочкой она росла без отца, тоже велогонщика, чемпиона московской Олимпиады Сергея Сухорученкова, и стала крутить педали, только чтобы доказать, что может делать это не хуже его. Хотя врачи ее отговаривали: с пороком сердца, диагностированным у Ольги в детстве, спорт на выносливость противопоказан. Та и слушать не желала, тренируясь все усерднее и усерднее. «Некоторые говорили мне, что я слишком надрываюсь, но, видимо, именно такой вариант мне подходит», – рассказывает Ольга. С годами вести такой образ жизни становилось все сложнее – у Ольги трое детей, зачастую их не с кем оставить и приходится брать с собой на тренировку. При этом в спорте высших достижений ее удерживает отнюдь не корыстный интерес: у женщин-велогонщиц смехотворные призовые, чемпионка престижной многодневки Джиро д'Италия получает лишь несколько сотен евро. «Семья отдавала последнее, чтобы отправить меня на гонку. В какой-то момент это даже меня чуть не сломало», – призналась как-то Ольга.
В 2014 году грянула новая беда: у велогонщицы нашли положительную допинг-пробу и дисквалифицировали на 18 месяцев. Решение было как минимум спорным, и Ольга долго разбиралась с Международным союзом велосипедистов. «Я в тот момент еще кормила грудью ребенка. То есть, не могла принимать «химию» даже в теории», – объясняла она. И все же пришлось смириться с месяцами простоя, а вернувшись в седло всего за несколько месяцев до Игр, отчаянно наверстывать упущенное. Причем в последний момент она могла вовсе не оказаться в Рио как спортсменка с допинговым прошлом, и лишь вердикт CAS позволил присоединиться к команде.
Но все пережитое только закалило Забелинскую: во время гонки в Рио она до последнего километра мчалась впереди звездных, более свежих соперниц, и казалось, что ей сам черт не брат. А получив свою выстраданную серебряную медаль, Ольга сформулировала главное правило жизни: «Очевидно, русские женщины действительно могут все».