Есть у меня две любимые темы, на которые не устану писать: это то, что просят дети у Деда Мороза в письмах, и то, что ищут пользователи в поисковиках. Никогда не угадаешь, какую просьбу напишет ребенок, ни один на моей памяти и практике совместного чтения пожеланий со Снегурочкой не повторил другого и даже себя самого в разные годы жизни. Так же всегда дивишься и тому, что ищут люди в интернете.
Посмотришь вокруг — серьезные вроде люди едут в метро, увлеченно уткнувшись в свои гаджеты. Если быть пришельцем с чужой планеты, то можно предположить, что земляне прикасаются к виртуальному кладезю знаний и черпают из него чуть не тайны бытия, не иначе. Либо как минимум ответы на очень важные, пусть и риторические, вопросы. И все это превращается в бесконечную игру слов и смыслов.
Искусственный интеллект услужливо дописывает за меня в поисковой строчке самый частый человеческий запрос, начинающийся со слов «что делать», прибавляя: «при высоком давлении». Это безусловный топ! И я сразу чувствую, как жизнь на глазах становится проще и понятнее. Приятно, когда о тебе хоть кто-то заботится, даже ИИ. Не знаю, что так смущало классиков и философов. Все же очевидно. Что делать — это не самостоятельный запрос, а затравка. В нем не хватает обстоятельств. Что делать, если... ИИ подсказывает: «если скучно», «укусила оса», «болит сердце» и «быстро разряжается телефон».
Сначала-то я посмеялась. Но оказалось, вопрос «кто виноват» чаще всего продолжают словами «если стало одиноко». А тут еще давление подскочило, укусила оса и болит сердце. А поговорить можно только с «Алисой». Сегодня многие живут, общаясь с голосовым помощником как с человеком. Она все обучается и обучается, поддерживает худо-бедно разговор и даже научилась переходить на шепот. Ну и что еще человеку надо? Женщины все чаще вступают в серьезные отношения с программами-ботами, а те пишут им любовные послания и ставят романтичные песни на ночь. В приличном обществе уже не стыдно признаться: мол, завела себе бота — и вполне счастлива. Все лучше, чем вечно нетрезвый Гриша у соседки этажом выше или Ян у подруги, наобещавший с три короба и улетевший в свой Израиль...
Доколе? Так вопрос уже не ставят. Так как значение слова почти утрачено, судя по запросам, большинство пытается просто проникнуть в его семантику, видимо, это старшие школьники, все еще мучимые русской классической литературой. Доколе? Непонятно, о чем она, литература, нам талдычит, ибо язык ее уже совсем не отражает современные реалии. Взамен стали появляться в русском языке слова, ставящие в тупик абсолютное большинство. Их, кстати, чаще всего и вбивают в строку поиска. Я ознакомилась с рейтингом таких загадочных слов.
В 2019-м почти никто не знал словечка «глэмпинг» (его в тот год активно «гуглили»). Я, помню, сама хохотала над этим явлением и не верила, что кто-то захочет отдыхать в палатке в лесу с биотуалетом и Wi-Fi. Не прочувствовала тренд. Зато в 2025-м появился, внимание, «избинг». Вот чем я занималась, оказывается, в деревне у своей прабабушки. Вместе с «огородингом», видимо.
Я поймала себя на странном ощущении, словно мы стали забывать значения слов и теперь пытаемся придумать новые, чтобы обозначить то, что в мире давно существует. В моем личном рейтинге таких старых новых слов — «инфлейшиншип», то есть сожительство ради финансовой выгоды. Никогда такого не было — и вот опять...
Знаете, кто такой «нормис»? Обычный человек, который следует социальным нормам и правилам. Поинтереснее сленговый термин «докс» — поиск в интернете информации о ком-то без его спроса и согласия. В сыщиков играют не только влюбленные, но и работодатели, крадущиеся по цифровым следам и отыскивающие пост или фотку, которая скомпрометирует человека. Так что, даже если вы «нормис», будьте осторожнее — возможно, вас уже вовсю «доксят»...
Радует одно. В сотне самых частых запросов прочно удерживается «как запечь утку». Только в минувшем августе лучший рецепт «сочной и мягкой», «с хрустящей корочкой» или «в апельсинах» искали 1,5 млн «нормисов»!