Главная Экономика 00:01 20 Мая 2022 10107
«Москвичи» иногда возвращаются

Российский автопром: приехали или все-таки поехали?

Александр Киденис

Западные санкции против автомобильной промышленности России можно назвать самыми «антинародными». Хотя население еще не ощутило это в полной мере. В стране зарегистрировано 43,5 млн легковых автомобилей, из них 41,8 млн — личных. Где еще найдется столько пострадавших — уже сейчас или в ближайшем будущем?

Всего за два с половиной месяца отрасль фактически ликвидирована: из 22 автозаводов, созданных в России в последние четверть века для сборки легковых машин, нынче не действует ни один. На прошлой неделе во Владивостоке из-за отсутствия японских и китайских комплектующих остановился последний — СП Mazda Sollers, выпускавший кроссоверы CX-5, CX-9 и седан Mazda-6. Сотрудники отправлены в «корпоративный» отпуск. Практически не работают «АвтоВАЗ», ГАЗ, «ИжАвто», Ульяновский и прочие, и прочие.

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в апреле снизились на 78,5% — до 32 706 машин. А по итогам четырех месяцев 2022 года российский авторынок составил 293 846 автомобилей (минус 43%), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годом раньше было 1,666 млн. Фактически распродавались остатки: лидирующая LADA реа-лизовала за апрель 8506 автомобилей (снижение на 78%), автомобилей Renault продано 2231 (минус 84%) — за счет запасов на складах дилеров. В мае — июне они иссякнут.

Зато цены растут как на дрожжах. Прежде всего на марки премиум: BMW и Infiniti за месяц подорожали на четверть, Genesis — на 15%. Но наибольший рост у китайских марок, хотя Поднебесная санкций не вводила. Haval прибавила к прежним прайсам от 34 до 60%, пикапы Great Wall вздорожали на 50-54%. Бессовестно растут цены на авто с пробегом — по данным «Авито Авто», в среднем на 66,6%.

А в Москве вдруг появился новый старый автозавод: французский Renault после семи лет владения бывшим АЗЛК передал его столичному правительству. «Мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы, — объявил мэр Сергей Собянин. — Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич». В действительности это не обычная коммерческо-социальная сделка, а поиск выхода российской экономики из-под глобальных санкций. Параллельно в Тольятти контрольный пакет «АвтоВАЗа» перешел от французов Государственному научному центру НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Он никогда не занимался массовым производством, а лишь участвовал в создании престижного лимузина «Аурус» и серии машин сопровождения «Кортеж». И неизвестно, смогут ли гранды отечественной автомобильной науки порадовать чем-нибудь бюджетных автолюбителей.

Зато министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что главным условием сделки по передаче активов Renault по «АвтоВАЗу» в госсобственность стало обещание помощи со стороны французской корпорации в поставках комплектующих и запчастей. Но французы о таком условии помалкивают, а директор департамента автопрома Денис Пак проговорился, что министерство активно занимается поиском новых связей. «Мы рассматриваем поставщиков, которые находятся в Китае, Турции, Иране и других странах, которые не вводили санкции в отношении нашей страны», — заявил чиновник, не раскрывая подробностей.

Спросите: а как же локализация? Выпускающийся в России с 2005 года Renault Logan, лидер по этому показателю, состоит из отечественных комплектующих лишь на 72%. Остальное придется правдами и неправдами добывать по всему свету. Фактически это означает, что вместо фирменных комплектующих придется приспосабливать аналоги.

Правительство издало специальное постановление № 855, по которому автопроизводителям можно не устанавливать на новые машины несколько систем, ставших недоступными из-за санкций и дефицита чипов. Разрешен выпуск новых автомобилей без ABS (система, предотвращающая блокировку колес при торможении) и ESP (система динамической стабилизации автомобиля). Сильно понижены экологические стандарты до Евро-0, что позволяет выпускать автомобили с выхлопом по нормативам 1988 года. Хотя именно Россия поставляет из Норильска на мировые рынки более 20% палладия — главного компонента для производства автомобильных катализаторов, радикально снижающих вредность выхлопа двигателей внутреннего сгорания.

Тем временем главный санитарный врач Анна Попова предупреждает: «Если раньше основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха был вкладом предприятий, то сегодня до 80% выбросов в крупных городах — это вклад автотранспорта». В Минприроды подтверждают: в самом «автомобилизированном» Центральном федеральном округе более четверти всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на автомобили — 919,2 тысячи из 3620,6 тысячи тонн. И это без учета выбросов автотранспорта в столичном регионе.

Ущерб экологии мог быть значительно выше, но автомобили стали чище: если 15 лет назад, при экологическом стандарте Евро-2, средняя бензиновая легковушка выбрасывала на каждый километр пробега 2,2 грамма окиси углерода (без учета оксида азота, взвешенных частиц и прочей летучей гадости), то при стандарте Евро-4 или Евро-5 этот показатель снизился более чем вдвое. За тот же период в Москве парк легковых машин вырос с 3 до 4 млн. И предполагаемый возврат к нормам загрязнения 30-летней давности способен сделать столичный воздух малопригодным для дыхания. Но деваться некуда. «АвтоВАЗ» уже заявил о намерениях продолжить производство таких моделей, как LADA Granta, Legend, Niva Travel с упрощенным экологическим классом до Евро-2.

Также из комплектаций вышеперечисленных моделей будут исключены ABS, ESP, EBD (электронная система распределения тормозных усилий), а также «ЭРА-ГЛОНАСС». К экологии эти упрощения не имеют отношения, но есть еще безопасность. Уходящий Renault давно экспериментально доказал: наличие ABS на 20% повышает безопасность при в-ождении, а при грамотном использовании системы опытным водителем — на все 45%. После чего в Евросоюзе оснащение автомобиля ABS стало обязательным.

На московском автозаводе, теперь переименованном из «Рено Россия» в «Москвич», мэр Сергей Собянин обещает на первом этапе «производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания» с теми же самыми технологическими изъятиями. А руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов добавляет, что немалая часть «классики» будет выпускаться для такси и каршеринга — наиболее загруженного городского транспорта. То есть они будут бегать по столичным улицам без отдыха днем и ночью, по 150 тысяч км в год. Но с выхлопом не выше Евро-2 — по 2,2 грамма окиси углерода на километр. Предполагается, что таких специализированных машин будет выпускаться на «Москвиче» по 50 тысяч в год.

Впрочем, в советские времена АЗЛК выпускал малолитражек втрое больше, а «газовали» они куда сильнее. Хотя, по одной из легенд, двигатель «Москвича-412» был лицензионной копией мотора BMW 1500, позже известного как BMW M10. Но в те времена и бензин был на порядок хуже, с добавкой вреднейшего для здоровья тетраэтилсвинца — для повышения октанового числа (с 2002 года в России запрещен).

О былой продукции АЗЛК рассказывают разное. На закате советских времен сотрудник нашего «Труда» Миша Гетман, купив новенький «Москвич-2140», загнал его в гараж издательства, где вместе с механиками разобрал «до гаек», отполировав каждую деталь. После чего машину квалифицированно собрали заново — и многие годы хозяин практически не заглядывал под капот, лишь менял тормозные колодки и масло. А чуть позже автор этих строк купил аналогичный «москвич» — и на третьей сотне пробега с большим трудом сдал его на гарантийный ремонт с дюжиной дефектов, в том числе «не включается задний ход». Зато еще через год на Симферопольском шоссе после пьяного удара сзади автомобиль улетел под откос и дважды кувыркнулся через капот и багажник, а пристегнутый хозяин отделался случайной царапиной. Подъехавшие гаишники долго смотрели на меня, потом на машину и только развели руками: «Из иномарки в таких случаях достают только трупы. Тебя спас жесткий каркас и толстенное железо кузова — это же броня!»

К слову, покупка в Италии автозавода для Тольятти вместе с готовой моделью Fiat 124 («жигули») показала: жесткий каркас легковушек для наших дорог не прихоть и не роскошь. Приспосабливая итальянскую машину к российским условиям, вазовские конструкторы в полтора раза увеличили число заклепок в кузовных соединениях, чтобы машина не рассыпалась в пути.

Нынче повышенная прочность кузова пригодилась бы по другой причине: неизвестно, сколько дополнительных лет потребуется служить вашему «железному коню» от первого до последнего километра. И это тоже может стать отдаленными последствиями нынешних санкций. Ибо, по данным «Автостата», средний возраст российского парка автотранспортных средств ныне превышает 16 лет, а легкового автопарка — 14 лет, причем 60% из них значительно старше 10 лет. Возраст не критичный, если имеется возможность своевременной замены любой детали. А если ее нет?

В последние два месяца из-за западных санкций в российских автосервисах запасы наиболее востребованных запчастей сокращались чуть ли не быстрее, чем новые автомобили у дилеров. По словам гендиректора по сервису «Авилон» Алексея Гуляева, «в наиболее заметном дефиците» запчасти для кузовного ремонта. «В целом запасы комплектующих на складах тают. Имеющихся объемов хватит на 2-4 месяца работы», — пояснил он. По данным Russian Automotive Market Research (НАПИ), средняя цена оригинальных запчастей по страховой корзине по итогам апреля выросла на 96,6%. А зарубежных поставок уже нет, и неизвестно, когда предвидятся.

Ситуация осложняется тем, что в России еще не выработались традиции коммерческой утилизации разбитых автомобилей с последующим разбором на запчасти, наши автокладбища — это скорее никому не нужные свалки. Здесь полезно брать пример с китайцев, у которых в Гуанчжоу на Chentian Auto Parts Market можно найти почти все запчасти для любой марки и модели, а цена всегда самая низкая. И кузовные мастерские со всего Китая именно отсюда заказывают для своих нужд подержанные автозапчасти.

Вместо послесловия

Информация к размышлению. Минэкономики опубликовало сценарии развития российской экономики на ближайшие три года, в том числе на текущий. Официальная оценка падения доходов населения — 6,8%. Безработица вырастет до 6,7%. Инфляция составит 17,5%. И главный прогноз: санкционное давление на Россию сохранится по крайней мере до 2025 года...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6054
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 2974
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?