Главная Жизнь 01:01 20 Июня 2007 145
ПЯТЬ ШАГОВ К МОРЮ
Одной из множества проблем, доставшихся России с распадом Советского Союза, стал жесточайший дефицит собственной портовой инфраструктуры. Большинство портов на Балтийском и Черном морях, в развитие которых СССР вкладывал в свое время колоссальные ресурсы,
Грызлов Борис

Россия, чей экспорт измеряется сотнями миллионов тонн, оказалась в транспортной зависимости, создающей реальные экономические и даже политические проблемы. Дошло до того, что деньги за транзит отечественных товаров, формируя существенную часть экономики некоторых соседних государств, фактически стали финансовой основой для проведения ими откровенно провокационной, враждебной политики и дискриминации русскоязычного населения.
Для такой страны, как Россия, подобное положение нетерпимо. Именно поэтому зада ча развития собственных морских портов - сама по себе экономически чрезмерно выгодная - на рубеже тысячелетий вошла в число очевидных приоритетов отечественной политики. Начиная с 2000 года реализован целый ряд проектов в данной сфере, в большинстве своем - на балтийском побережье. Достаточно сказать, что грузооборот портов одной только Ленинградской области за этот период вырос от незначительных величин до 86 млн. тонн (в России в целом - до 420 млн. тонн в год.
Примером успешности этих усилий стал нефтяной терминал в Приморске. Проект Балтийской трубопроводной системы, начатый в 2000 году и стоивший 2,2 млрд. долларов, уже через шесть лет вышел на мощность в 65 млн. тонн нефти в год. Более того, сегодня на повестке дня стоит вопрос о расширении его мощностей еще на 50 млн. тонн в год. Нет сомнений, что данная задача, полностью соответствующая интересам России, также будет решена.
Следует отметить, что достигнутые успехи стали возможны благодаря усилиям как государства, так и частных инвесторов и владельцев портов. Именно здесь в полной мере проявилась концепция частно-государственного партнерства. Так, по имеющимся оценкам, лишь около 29% средств, вложенных в развитие порта Усть-Луга, имели бюджетное происхождение, остальное привлекли компании, инвесторы. Государство, таким образом, действительно сумело создать здесь стимулы для осуществления капиталовложений в инфраструктуру.
Наконец, огромную работу проделали "смежники" из других видов транспорта. Созданы нефтепроводы, железнодорожные подходы и многое другое.
ПОРТЫ ОТДАЛИ ДЯДЕ. А САМИ?
Реализация этих проектов доказала, что после кризиса 90-х Россия вновь обрела способность решать стоящие перед ней сложные инфраструктурные задачи. Однако, несколько ослабив транспортную зависимость, мы по-прежнему не можем сказать, что действительно решили проблемы отрасли и создали условия для ее дальнейшего динамичного развития. И хотя прогресс в части наливных грузов очевиден, в целом ситуация не столь позитивна. Значительная часть грузов по-прежнему идет через другие государства: отечественные порты не всегда могут предложить потребителям их услуг качественные и адекватные по цене услуги в нужном объеме.
Причин этому много, и некоторые из них - прежде всего географического характера - носят абсолютно объективный характер. В их числе малые глубины (по этой причине половина из 62 российских портов способна принимать лишь суда водоизмещением до 10 тысяч тонн), тяжелая ледовая обстановка, наличие протяженных подходных каналов, а также удаленность от главных океанских торговых трасс. Эти факторы ведут к дополнительным расходам (например, на ледовое сопровождение, дноуглубительные работы и так далее) и, соответственно, к росту себестоимости услуг.
ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ - УЖЕ ПОЛДЕЛА
В то же время целый ряд причин недостаточной конкурентоспособности отрасли вполне можно отнести к классу "управляемых".
Во-первых, остается целый комплекс нерешенных проблем, связанных с землепользованием, а также управлением имуществом. Абсолютное большинство из существующих отечественных портов не имеют даже зарегистрированных границ. Все это создает серьезнейшие препятствия для осуществления частных (а в некоторых случаях и государственных) капиталовложений в их развитие.
Во-вторых, в отличие от некоторых соседних государств, являющихся нашими прямыми конкурентами, у России пока нет последовательной и адекватной политики по предоставлению льгот для подобной деятельности. В итоге многие иностранные порты, имея низкую налоговую нагрузку, оказывают клиентам услуги по более выгодным ценам, чем их российские коллеги. Хорошо известен пример расположенного рядом с границей эстонского порта, где и НДС, и налог на прибыль, и налог на имущество равны нулю. Отечественные же порты вынуждены платить 18% НДС, 24% налога на прибыль и так далее. В подобных условиях конкурировать на равных, мягко говоря, сложно.
В-третьих, серьезной проблемой в портах (как, впрочем, и на других видах транспорта) остается работа пунктов пропуска. Слишком большое количество действующих там структур и их не всегда высокая эффективность существенно снижают конкурентоспособность отечественных операторов.
ЧТО ДЕЛАТЬ? МОДЕРНИЗИРОВАТЬ!
Таким образом, очевидно, что значительная часть проблем отрасли связана с несовершенством государственного регулирования. Это позволяет наметить четкий план действий, позволяющих создать благоприятные условия для модернизации системы российских портов.
Первое. В рамках процедур стратегического планирования необходимо подготовить инвестиционные программы развития отечественных морских портов. Они должны быть увязаны как между собой, так и с концепциями модернизации других транспортных систем: железных и автомобильных дорог, а также внутренних водных путей.
Особое внимание необходимо уделить развитию входящих в системы транспортных коридоров ключевых портов на основных направлениях: Тихом и Северном Ледовитом океанах, а также Балтийском и Черном морях. Они должны быть оснащены современным оборудованием, в том числе по перевалке контейнеров (что будет способствовать развитию транзитного потенциала), и обеспечивать возможность круглогодичного обслуживания крупнотоннажных судов.
Реализация соответствующих проектов может идти на принципах частно-государственного партнерства, с подключением имеющихся в распоряжении государства институтов - таких, как Инвестиционный фонд и Банк развития.
Второе. Необходим закон "О морских портах", регулирующий все аспекты деятельности портового хозяйства - такой законопроект уже рассматривается в Государственной Думе. В нем должны быть четко и однозначно решены вопросы, связанные с земельными отношениями, имуществом (в том числе изъятым из оборота и находящимся в федеральной собственности). Необходимо также регламентировать права и обязанности сторон при перевалке грузов, ответственность оператора морского терминала, требования к перевалке опасных грузов. Наконец, принципиально важно разграничить полномочия органов власти, так или иначе затрагивающие портовую деятельность, упорядочить их работу и устранить дублирование функций.
Третье. Необходимо в ближайшее время принять закон и начать практическую реализацию концепции особых портовых зон - по крайней мере, на тех участках, где отечественные операторы уже сейчас испытывают серьезную конкуренцию со стороны иностранцев, создавших у себя особо льготные условия для подобной деятельности. При этом важно, чтобы предоставляемые преференции имели действительно значимый характер. Только в этом случае они станут серьезным стимулом для развития инфраструктуры на российской территории.
Четвертое. Принципиально важно, чтобы развитие морских портов не сводилось исключительно к государственной деятельности. В нем должны участвовать все заинтересованные стороны: представители общественных организаций, экспертное сообщество и, конечно, бизнес. Да, государство имеет в данной сфере стратегические интересы; однако они вполне допускают возможности для взаимовыгодного участия в развитии инфраструктуры частных инвесторов. Опыт реализуемых проектов показывает, что именно здесь принципы частно-государственного партнерства способны уже сейчас давать наибольший эффект.
Примером такого подхода является предложенный партией "Единая Россия" проект "Санкт-Петербург - морская столица России". Он предусматривает, в частности, комплексный подход к развитию Большого порта Санкт-Петербурга. Это позволит порту существенно увеличить грузооборот, создать новые рабочие места и повысить налоговые отчисления.
Пятое. Модернизация существующих и строительство новых портов должны вестись с соблюдением всех необходимых экологических норм, а соответствующие программы - должным образом обеспечиваться средствами. Мы считаем необходимым предоставлять портам финансовые и иные льготы, но только не в вопросах охраны природы.
К 2015 году России предстоит более чем в полтора раза повысить пропускную способность своих портов в сравнении с существующими объемами перевалки. Это очень непростая и амбициозная задача. Но если мы не хотим впредь содержать чужие порты и столь недружелюбные к России правительства, нам придется ее решить.

Жизнь 00:19 / 16 Августа 2024 7851
Кавказский пленник

Недавний обмен заключенными между Россией и Западом, в котором приняли участие семь государств, явил на свет исторические параллели…

Рафаэль Гусейнов, историк, секретарь Союза журналистов России
Труд
Фото из открытых источников

Не питающие симпатий к России историки и журналисты вдруг вспомнили аманат: дескать, Москва до сих пор пользуется этим старинным обычаем — брать заложников. Насколько же справедливы такие упреки? За ответом...

Жизнь 00:08 / 16 Августа 2024 6976
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Что наша жизнь? Потери и находки, траты и сбережения. Кстати, на старинный вопрос, кому на Руси жить хорошо, социологи подготовили очередной ответ. Они обнародовали рейтинг благосостояния российских регионов по интересному...

По данным журналистов, мотострелковые подразделения Воздушно-космических сил России приняли бой у Коренево

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

Попытку наступления вооруженных сил Украины (ВСУ) в Курской области остановили мотострелковые подразделения Воздушно-космических сил России. Об этом сообщил Telegram-канал «Операция Z: Военкоры Русской Весны». В сообщении их назвали...

Об этом рассказал командир отряда спецназа Апти Алаудинов

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В ходе отражения вторжения вооруженных сил Украины (ВСУ) в Курскую область России пятеро бойцов подразделения «Ахмат-Чечня» сдались в плен украинским военным. Об этом сообщил командир отряда специального назначения «Ахмат»,...

Жизнь 00:16 / 30 Августа 2024 4435
Вам шашечки или ехать?

В конфликт питерских таксистов вмешались следователи и прокуроры

Ирина Смирнова
Труд
Половина из двух десятков граждан Таджикистана, не поделивших выгодный маршрут, находилась в нашей стране нелегально. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бездействие городских властей города на Неве провоцирует на социальные конфликты. Сфера транспортных перевозок снова стала предметом разборок, причем уже с участием силовых структур. Прокуратура отменяет решения следственных...

Были уничтожены без малого четыре десятка танков

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

Вооруженные силы Украины потеряли в ходе нападения на Курскую область России до 2,3 тысячи человек личного состава. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства обороны РФ. «За время боевых действий...

Жизнь 00:02 / 30 Августа 2024 3583
Календарь: 30 августа

Сегодня Александр Григорьевич Лукашенко отмечает 70-летие

Труд
Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. Фото: пул Кремля, globallookpress.com

1598 Россия окончательно покорила Сибирь. В этот день в сражении на реке Бердь (к югу от нынешнего Новосибирска) отряд воеводы Андрея Воейкова разбил войско хана Кучума. 1700 Царь Петр I объявил Швеции войну,...

Жизнь 00:06 / 30 Августа 2024 3348
А был ли огурчик?

После весенних заморозков дачникам остро не хватает огурцов и помидоров для традиционных заготовок

Максим Башкеев
Труд
Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Спрос на товары для консервирования в этом году оказался гораздо скромнее прошлогоднего. Виной тому весенние заморозки, погубившие урожай не только на крупных сельскохозяйственных предприятиях, но и у дачников,...

За время боевых действий на Курском направлении противник потерял более 80 танков, свыше 70 БТР и другую боевую технику

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

В ходе отражения нападения вооруженных сил Украины (ВСУ) на территорию РФ в Курской области российские войска за минувшие сутки уничтожили до 300 украинских военных. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства...

Это 38-летний уроженец Иваново-Франковской области Украины Василий Данилюк

В Telegram-канале NemeZida опубликованы данные боевика вооруженных сил Украины (ВСУ), который, подражая солдату армии нацистской Германии, издевался над пенсионером в северо-западном районе Суджи в Курской области. Им оказался 38-летний Василий...

Жизнь 18:30 / 31 Августа 2024 3110
Последняя колонка

Катюша отпраздновала день рождения

Труд

Приезжайте к нам в Заполярье Эксперты сервиса «Туту» составили список самых живописных мест для осенних путешествий. Больше всего восторженных отзывов туристов получил мурманский природный парк «Териберка»....

Жизнь 00:03 / 09 Августа 2024 3087
Хамите, парниша…

Посетители российских курортов хорошими манерами не блещут. И, увы, не только они

Гузель Агишева
Труд
Фото: Роман Денисов, globallookpress.com

Пользователи в соцсетях жалуются в голос: на российских курортах стало невозможно отдыхать. И не только из-за дороговизны, но еще и из-за шума, пьяных компаний и бесконечного музона, бьющего по мозгам....

Мишени на запись не попали

Сын главы Чечни Рамзана Кадырова Адам устроил стрельбу сразу из двух пулеметов. Об этом сообщает интернет-издание «Лента.ру». 16-летний Кадыров опубликовал видеозапись своего опыта в запрещенной в России социальной сети в Instagram...

Жизнь 19:01 / 10 Августа 2024 2930
Последняя колонка

Вертолет Ми-8 напугал байкальских нерп

Труд
Байкальские нерпы. Фото: globallookpress.com

Буря светом небо кроет Магнитные бури доставляют нам не только неприятности. На этой неделе любители острых ощущений, отправившиеся встречать рассвет на Авачинский вулкан, стали свидетелями северного сияния. Как сообщили сотрудники...

«Часть группировки уничтожена, еще часть традиционно убегала». – отметили в российских силовых структурах

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В ходе специальной военной операции российские войска выбили подразделения вооруженных сил Украины (ВСУ) с их позиций в высотных домах на востоке Дзержинска (украинское название Торецк) в Донецкой Народной Республике. Об этом сообщает ТАСС со...

По мнению командира спецназа «Ахмат», за это срок завершатся не только боевые действия на курском направлении, но и вся спецоперация

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В ближайшие два-три месяца завершатся не только боевые действия на курском направлении, но и вся специальная военная операция в целом. Такое мнение, как передает ТАСС, высказал командир отряда специального назначения «Ахмат», генерал-майор...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?