Главная Экономика 00:09 20 Августа 2021 26934
Год без троллейбуса

У Москвы могло быть 2300 электрических машин, а есть только 700

Георгий Красников, транспортный обозреватель
С таким написанным по-русски транспарантом вышли год назад на маршруты троллейбусы Женевы, Биля, Пекина, Мехико, Санкт-Петербурга. Фото из социальных сетей

Вот уже год мы живём в новой транспортной реальности. 24 августа 2020 года был совершён последний рейс классического московского троллейбуса, после чего его 86-летняя эпоха закончилась. Хотя власти пообещали этот вид транспорта сохранить, и уже на 9 день после кончины (что символично!) вокруг Казанского вокзала поехал новый маршрут Т. «Музейный» по статусу, а по идее призванный продолжить традиции «синего троллейбуса», столь дорогого многим москвичам. Однако по факту он стал транспортом «для галочки», с практической точки зрения бессмысленным — 3,5 км трассы почти полностью дублируются метро либо другими видами транспорта.

Что приобрела Москва с отказом от троллейбуса? По замыслу властей, на это место пришёл электробус — более независимый, так как не привязан к проводам. Но есть нюансы: во-первых, электробусов меньше, чем изгнанных троллейбусов, более чем в 2 раза: даже сегодня, со всеми приобретениями последних лет, их лишь 700 против 1600. А вместо большинства троллейбусов на линии вышли дизельные автобусы, о чём мэрия, как правило, скромно умалчивает. Во-вторых, электробусы менее экологичны: их аккумуляторы сложно утилизировать, а дизельная печка дает выброс даже более вредный, чем двигатель нового автобуса. В-третьих, электробусы часть времени проводят на зарядке, а значит их нужно больше: 700 машин — эквивалент лишь 630 троллейбусов. Притом парадокс — будучи менее эффективными, они в полтора-два раза дороже троллейбусов. Многие из которых, кстати, были сочленёнными, а сочленённых электробусов пока вовсе нет. Ну и наконец — что же всё-таки мешало развивать эти электробусы не взамен, а в дополнение к троллейбусу? Или, так сказать, в честной конкуренции — ведь сегодня значительная часть «рогатых» обеспечена приличным запасом автономного хода (от двух до нескольких десятков километров), то есть тоже не привязана жестко к контактной сети, притом вовсе свободна от потерь времени у зарядных станций. Так или иначе — у нас бы сейчас было не 700 безрельсовых электрических машин, а 2300!

Итак, с приобретениями — не очень. А что с потерями? Тут еще печальнее. Поспешность, с которой троллейбус уничтожался, помешала обеспечить его полноценную замену. Нужного резерва автобусов и водителей не нашлось, и в среднем все маршруты стали ходить реже. Транспортные блогеры провели анализ расписаний: там, где ещё 3-4 года назад машины ходили раз в 10-15 минут, теперь интервал 30-40 минут, а какие-то маршруты деградировали до «дыр» в час-полтора!

На этом историческом снимке (Мост Победы на Ленинградском шоссе, 1943 год) хорошо видно, что троллейбус — не путаница проводов над головой, а эстетика и динамизм. Фото с выставки «Архитектура памяти» в Государственном музее архитектуры

В сухом остатке не выиграл никто: москвичи и лишились символа города, его гордости — самой большой троллейбусной сети в мире, и потеряли стабильно работавшую систему наземного транспорта. Одно время показалось, что повезло регионам, куда отправились доживать свой век московские «рогатые». Однако для провинциальных парков московская техника зачастую слишком сложна, опережая привычную для тех мест лет на 30-40, у тамошних спецов нет ни опыта работы с ней, ни запчастей. Кроме того, из-за жестких условия эксплуатации в Москве (пробки, огромные пробеги и, самое страшное, реагенты) значительная часть троллейбусов пришла на места с сокращенным ресурсом и либо в течение короткого времени встала под забор, либо вообще не выехала за ворота парка.

Увы, есть опасения, что вслед за троллейбусом Москву покинет и трамвай. Конечно, никто таких целей не заявляет, наоборот, говорят о планах его развития. Вот только за 11 лет правления мэра Собянина новых линий, по большому счету, так и не появилось. А состояние действующих всё ухудшается. В январе 2021 года трамвай передали в управление метрополитену, где неродному дитяти пришлось совсем туго: затяжные и неэффективные ремонты огромных кусков сети, участившиеся сходы вагонов с линий... Недавно о кризисе трамвайной сети в Москве даже вышел репортаж на телеканале «Россия».

А с улиц швейцарского Люцерна троллейбус и не уходил, ему там всегда рады. Фото автора

Вот такая грустная картина складывается к годовщине кончины троллейбуса. Конечно же, не в нем одном дело: проблема в общем уровне компетенции городского руководства, что проявляется во многих сферах жизни. Если бы Собянин действительно собирался развивать транспорт, такого стремительно-фанатичного отказа от «рогатых» не произошло бы.

Остается надеяться, что мы ещё увидим ренессанс троллейбуса, как это уже случилось, например, в Праге или скоро случится в Берлине. Прокатимся ещё на «Букашечке» по Садовому кольцу, а полночный синий троллейбус, согласно Окуджаве, продолжит по бульварам круженье. Правда, пражанам пришлось ждать 40 лет, пока отцы города не осознали свою ошибку. Хотелось бы, чтоб у нас это произошло раньше.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5830
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5473
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4819
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?