В пятницу 23 января в Центральном доме художника откроется Второй национальный фестиваль «Первозданная Россия». Его организаторы — Совет Федерации и Русское географическое общество, при поддержке правительства Москвы. «Хиты» экспозиции — это пять тысяч фотографий красивейших и труднодоступных мест страны, сцен из жизни исчезающих животных. Мастер-классы десятков народных промыслов. А еще — 7-килограммовый осколок Челябинского метеорита, крупнейшего из упавших на Землю после Тунгусской катастрофы 1908 года. Его корреспонденту «Труда» удалось подержать в руках.
К моменту пресс-показа еще не все фотографии были размещены и должным образом откомментированы. Там и тут на полу можно было видеть готовые к развеске уникальные снимки уссурийского тигра, дальневосточного леопарда, камчатских медведей в момент охоты на нерестящегося лосося...
Так великолепно снять дальневосточного леопарда - огромный труд и удача: на всей планете осталось не больше 50 особей
Глядя в глаза этих зверей, видя, каким трудом (не побоюсь этого человеческого слова) завоевывают они право жизни в суровейших природных условиях, нельзя, по-моему, не проникнуться к ним любовью и восхищением.
К интереснейшим проектам я бы отнес снимки плато Путорана — это север Красноярского края, между полярным кругом и южной границей полуострова Таймыр. Известный натуралист Сергей Горшков снимал одни и те же водопады на реке Канда — кстати, среди них высочайший в России, с перепадом в 108 метров — и в 16-градусную летнюю «жару», и в 40-градусную зимнюю стужу. Оторваться от этих фантастических пейзажей невозможно.
Другой проект, с более отчетливым человеческим содержанием — «Потерянные деревни» Алексея Харина: в основе — документальная съемка заброшенных селений Центральной и Северной России, а художественная обработка превращает их в прекрасные, но очень печальные фантазии на тему нашего недостаточно бережного отношения к традициям и творениям предков.
Ну и главная изюминка экспозиции — 7-килограммовый обломок Челябинского метеорита, привезенный специалистами областного краеведческого музея.
Журналистам его даже дали подержать в руках. Вроде ничего особенного — буровато-зеленовато-желтоватая глыба. Правда, вся в острых гранях — земные камни обычно такими не бывают, миллионолетнее «общение» с водой, воздухом и грунтом делает их покатыми. Более темные места, как объясняет зам.директора музея по научной работе Николай Антипин — стеклянная пленка, образовавшаяся от жара при вхождении в атмосферу Земли 15 февраля 2013 года. И это, добавляет он, лишь малая часть того, что хранится в самом музее: основной осколок весом 570 килограммов навсегда помещен в хранилище музея и никуда не ездит. А тот осколок, в свою очередь — лишь микроскопическая часть первоначального астероида — ровесника Земли, масса которого, по разным оценкам, составляла до 7 тысяч тонн. Все эти миллионы килограммов испарились при влетании в земную атмосферу и рассеялись при трех последовательных взрывах, происшедших на высоте около 20 километров. Если бы астероид (который, кстати, все земные службы наблюдения проморгали) летел не по очень пологой траектории, а вмазался прямо в Челябинск, от города ничего бы не осталось: 400 килотонн тротилового эквивалента — мощность взрыва хорошей водородной бомбы. Из исторически обозримых событий только Тунгусский метеорит 1908 года был крупнее (50 мегатонн в тротиловом эквиваленте). Еще одно напоминание о том, как на самом деле хрупка жизнь на земле, о чем мы в обыденности не задумываемся.
Впрочем, говорят, сами небесные камни после падения приносят удачу тем, кто к ним прикасается или просто приближается. «Московский» камешек год назад возили в Сочи на Олимпиаду — и она прошла великолепно, принеся нашей команде феноменальный успех.
Насколько это свойство метеорита действенно, можно проверить до 22 февраля включительно, пока работает выставка. За это время на ней состоятся кинофестиваль «Природа на ладони», десятки встреч с фотографами, мастер-классы по народным промыслам... На вопрос о том, какой уголок экспозиции ему милее всего, руководитель фестиваля Олег Пантелеев ответил:
— Тот, что посвящен Зауралью, Курганской области. Это моя родина. Здесь будут учить берестяному плетению, гончарной лепке, знаменитой шадринской росписи... Еще я бы обратил внимание детей на мастер-классы по изготовлению скворечников. Те, что ребята сделают в стенах ЦДХ, они потом смогут отнести в столичные парки, и представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды помогут их установить.
После Москвы фестиваль отправится на гастроли по российским регионам и за рубеж. Первый такой фестиваль, прошедший год назад, объехал 70 стран. Будем надеяться, и нынешнему выпадет не меньший успех.