Главная Культура 00:02 23 Апреля 2021 8976
Золотой ковш с горьким напитком

В Кремле рассказывают, как вымирание старейшего монаршего дома Европы чуть не сгубило суверенную Русь

Елена Широян
Кубок в форме петуха. Германия, XV век. Фото с сайта Музеев Московского кремля

Продолжая цикл выставок о правителях допетровской России, Музеи Московского Кремля подошли к сложной, трагической и бесконечно интригующей главе истории — Смутному времени. Вызванное прекращением династии Рюриковичей, оно стало, по сути, первой гражданской войной в истории страны. В ее ходе царская резиденция Кремль была занята оккупантами, сокровищницы разграблены. В итоге от блистательного русского Ренессанса осталось так мало визуальных следов, что выставку «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» невозможно было составить лишь на основе кремлевских собраний. Хотя и в этом случае они удивили богатством, к проекту подключили дюжину отечественных музеев от гигантов Исторического и Эрмитажа до региональных: экспонаты нашлись даже в Сергиевом Посаде и Саратове.

Неожиданный, очень дорогой гость из Дрездена — сияющий ковш, украшенный сапфирами. Сосуд — символ побед и завоеваний Ивана Грозного — был выплавлен по его приказу из золота, захваченного в 1563 году при взятии Полоцка. Уже с конца XVII века эта ладья хранится в сокровищнице саксонских правителей «Зеленые своды», вероятно, подаренная кем-то из подданных Августа Сильного, когда он взошел на трон Польши. Попал же он в соседнюю с Русью державу после того, как та выступила «спонсором» похода на Москву, который возглавил Лжедмитрий I — один из двух героев выставки.

Пожалуй, никогда эту таинственную фигуру, получившую на сей раз целый зал в Успенской звоннице, не рассматривали так пристально. Благо историки обнаружили у Самозванца массу положительных черт. Как знать, не стал бы он деятелем нового типа, связующим звеном между Русью и Европой, удержи «Дмитрий»-Григорий престол, куда его вознесли народные массы, разгневанные царем Борисом и долгим неурожаем? Но нет, власть ускользнула от авантюриста сразу после свадьбы с Мариной Мнишек, когда по наущению Василия Шуйского в мае 1606 года толпа москвичей ворвалась в Кремль, якобы возмущенная поведением поляков. И растерзала правителя, в котором всего десятью месяцами ранее увидела «царевича», законного наследника царя Иоанна и сына его Федора, последнего монарха из московской ветви Рюриковичей.

Пожалуй, другим героем выставки следует назвать Ивана Васильевича, первого из русских царей — внука великого князя Ивана III и византийской принцессы Зои Палеолог, одаренного и образованного, тем не менее вошедшего в историю в ореоле кровавого тирана. Неудивительно, если когда-нибудь подтвердятся гипотезы ученых о том, что умер он, просидев на троне полвека, не своей смертью. Впрочем, в последней главе истории Рюриковичей кровь буквально хлещет. Трагический финал ждал каждого, кто оказывался на престоле в это время, даже если он умирал своей смертью, как почивший в 40 лет без потомства царь Федор Иоаннович. Фактически он отдал бразды правления умному, деятельному и жестокому Борису Годунову, прошедшему путь от опричника Грозного до избрания монархом. До сих пор неясно, был ли убит по его приказу младший сын Ивана IV: комиссия во главе с Василием Шуйским сначала признала гибель царевича Дмитрия результатом приступа болезни либо несчастным случаем при игре «в ножички». Однако по воцарении Шуйского его правительство поспешило объявить Годунова убийцей царевича. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца (тут место оказалось знаковым, ведь патриаршество введено на Руси тоже в этот период) медленно течет от рождения к смерти каждого из «последних Рюриковичей» начиная от Ивана, тогда еще не получившего прозвище Грозный. Замыкает этот ряд злополучный и беспринципный Шуйский, принадлежавший к суздальской ветви династического рода и недолго сумевший усидеть на троне, а дни свои окончивший в польском плену.

Вехи биографии персонажей этого печального повествования отмечают ценнейшие, редчайшие предметы высшей музейной пробы. В их числе государственные регалии, а равно экспонаты, достойные статуса «национальное достояние», правда, в России пока не введенного. Как иначе рассматривать Шапку Мономаха или трон Бориса Годунова, которым запрещено покидать родные стены Кремля? К слову, здесь в череде выставок об иноземных династиях мы видели немало тронов, корон и прочих регалий. Однако ученые пока не могут точно сказать, кто именно восседал в золоченом, присланном из Ирана кресле с жемчугом и бирюзой, или чьи руки сжимали державу, созданную по царскому заказу в Европе рубежа XVI-XVII веков.

Закат династии — эпоха до конца не разгаданная, дорог каждый относящийся к ней артефакт, будь то икона, поднесенная на рождение будущему Грозному, шлем его среднего сына Ивана Ивановича, героя картины Репина (он умер вскоре после ссоры с отцом), изысканный голландский или немецкий кубок из его же погребения либо надгробная плита рано почившей дочери царя Федора Ивановича. А как торжественно начиналась жизнь августейших детей: вот, например, мерная, то есть в рост младенца, икона «Иоанн Лествичник» в драгоценном окладе, написанная для новорожденного царевича Ивана Ивановича в лучших на Руси мастерских Московского Кремля. С нее началась традиция мерных икон, которые писались каждый год, «вырастая» вместе со своим обладателем.

Золотое блюдо с чеканкой, подаренное Иваном IV второй супруге, царице Марии Темрюковне, доносит до наших дней изящные обычаи, которые сопровождали матримониальные забавы монарха, имевшего семь жен. В этом он сумел превзойти главного многоженца Запада — английского короля Генриха VIII. За фасадом церемониала — жестокость и вседозволенность. Церковь разрешала только три брака, но правитель мог обойти запреты. Даже казнить неугодных жен не приходилось: в России к услугам царя всегда были монастыри... Но дети у Грозного родились только в первом и последнем браках, а «счастливое» число сыновей — пятеро — не спасло генеалогическое древо от усыхания.

Почти чудом дошедшие до нас документы тоже могут поведать о печальных, а реже радостных событиях. В архиве найден оригинал знаменитой крестоцеловальной записи князя Владимира Андреевича Старицкого от 12 марта 1553 года. Внук Ивана III и сын погибшего в тюрьме князя Андрея Ивановича Старицкого в нем присягал на верность царю Ивану Васильевичу, его сыну и супруге. Вот зачем понадобилась присяга: в марте 1553, ровно за четыре века до другого тирана, своего советского поклонника, Иван IV тяжело заболел. Не желая в случае своей смерти допустить на престол «чужого», царь повелел боярам целовать крест на верность своему семимесячному сыну и царице. Однако двоюродный брат самодержца князь Владимир Старицкий противился — дал присягу лишь под нажимом бояр и своей матери Евфросинии Старицкой, скрепившей документ печатью.

Сегодня эти бумаги проливают свет на жестокую борьбу вокруг трона, вспыхнувшую после кончины Ивана Грозного. Для страны это оказалось потрясением, ведь более семи веков, от своих истоков до конца XVI столетия, история российской государственности была связана с династией Рюриковичей. Так долго и неразрывно, что многим казалось: потомки полулегендарного варяга правят русскими землями по воле Бога, их право на абсолютную власть имеет сакральную природу как часть дарованного свыше миропорядка. Столь древние монаршие дома редкость и в Западной Европе: сравните, как часто менялись династии во Франции или Британии Средних веков.

По мнению ряда историков, династический кризис Рюриковичей стал итогом жестокой конкуренции внутри древнего рода. Убирать возможных претендентов на трон начала Елена Глинская, расчищая путь своему сыну, будущему великому князю Ивану Васильевичу. Два его дяди, братья великого князя Василия III князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий, погибли в застенке, скорее всего — были уморены голодом. Целью княгини было исключить вероятность всяких посягательств на власть ее сына.

Оценивая роскошную экспозицию, хочется сказать спасибо советским археологам, вопреки обычаям и предрассудкам вскрывавшим монаршие захоронения, нередко спасая то, что осталось от уничтоженных храмов и обителей. В Кремле был разрушен упомянутый Пушкиным в драме «Борис Годунов» Чудов монастырь, где подвизался инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Благодаря раскопкам мы видим теперь лица давно умерших, восстановленные по методу антрополога Герасимова, и такие уникумы, как ритуальный сосуд богемского стекла, найденный в погребении Ивана IV в Архангельском соборе Кремля. Подобные раритеты — не только великолепные образцы искусств и ремесел, но и свидетельство обширных торговых и дипломатических связей Московской Руси. К слову, немало нюансов жизни ее двора нам известны благодаря запискам иностранцев, например англичанина сэра Джерома Горсея.

И на краю могилы не обрел смирения тиран, своим правлением приведший страну на грань разорения. Правда, Иван Грозный и представить не мог, что совсем скоро, на его же детях, оборвется старейшая династия. Угасание царского рода в конце XVI века породило Смуту — национальное бедствие, поставившее под вопрос саму российскую государственность. Самозванцы, совсем не редкие в феодальной Европе, появились в России как следствие династического кризиса. Рюриковичи не выдержали испытания, пришлось уступить историческую сцену дому Романовых — но ведь и он сумел возвыситься благодаря родству с ушедшей династией.

Комментарии для сайта Cackle

Тиктокер Даня Милохин стал в последнее время завсегдатаем эфиров федеральных каналов

Сергей Беднов
Труд
Даня Милохин. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В авторской программе «Бесогон» на «России 24» Никита Михалков рассказал, за кого в публичном пространстве нашей страны ему сейчас стыдно. Мэтром была названа Елена Ваенга, исполнившая шансон...

Чтобы в связи с ними в голову не лезла какая-нибудь «банда ГТА» или отрезанная голова ребенка, лучше вспоминать в эфире эту категорию населения пореже

Сергей Беднов
Труд
У нас на ТВ очень любят говорить о сложностях, связанных с мигрантами на Западе, и всячески избегают обсуждать наши. Фото: Moscow-Live.ru

В минувший вторник, 13 июля, в информационных выпусках всех федеральных каналов прошел сюжет о драке выходцев из Средней Азии возле метро «Кузьминки». Аналогичное происшествие в Химках, случившееся накануне,...

Народ на вакцинацию от коронавируса калачом не заманишь. В телевизоре по этому поводу - сплошное недоумение

Сергей Беднов
Труд
Почему придали созданию «Спутника V» статус геополитической победы? Народ знает, как часто ура-патриотические речовки сопровождают абсолютные пустышки. Фото: Moscow-Live.ru

Народ вакцинироваться не желает. Несмотря на обещанные автомобили и квартиры. Говорящие в телевизоре умные головы ситуации удивляются. Ищут причины. Они, может, и брякнули бы в сердцах про тупость масс, но нельзя-с:...

Самый мистический дворцовый комплекс - Михайловский (Инженерный) замок - открыл для посетителей парадные залы

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Serguei Fomine, globallookpress.com

Об архитектуре и убранстве этих залов посетители прежде могли лишь гадать. Долгие годы в них располагалась закрытая для посторонних Военно-морская библиотека Минобороны РФ. Да и после реставрации Инженерный замок хранит...

Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фреска М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото из открытых источников.

Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение...

Столица может утратить не только уникальный плавательный бассейн, но и шедевр скульптуры

Елена Широян, искусствовед
Труд
Реконструкция надвинулась на один из образцов Большого стиля – спорткомплекс ЦСКА. Фото из открытых источников

Однажды в нулевых мне довелось побывать в Берлине, который тогда считался крупнейшей стройплощадкой Европы. И впрямь — повсюду возводили новые здания, небо пронзали десятки башенных кранов... Сегодня столица Германии...

Разговор с писателем Григорием Чхартишвили, более известным читающей публике под именем Бориса Акунина

Александр Славуцкий
Труд
Фото: © Dmitrii Angel, globallookpress.com

Он не перестает поражать творческой активностью. Помимо регулярно выпускаемых увлекательных детективных романов много лет работает над циклом книг «История Российского государства». Не так давно в издательстве...

Известный кинорежиссер едет на фестиваль в Канны с одним фильмом и продолжает работу над другим

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как признался Алексей, смокинг он пока не утюжил. Фото: Komsomolskaya Pravda/Russian Look, globallookpress.com

Такого не было уже несколько десятилетий: сразу пять российских картин приглашены в программу Каннского фестиваля, который стартует 6 июля. В основном конкурсе будут представлены «Петровы в гриппе» Кирилла...

Культура 00:10 / 09 Июля 2021 11168
Не QR-кодом единым...

Какой документ считается самым защищенным от подделок

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Константин ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр — фреска в капелле Сан-Сильвестро (монастырь Санти-Куаттро-Коронати). Фото из открытых источников.

Пока полиция рапортует об уголовных делах за подделку сертификатов о вакцинации и мошенничество с QR-кодами, социологи говорят о российском феномене: дескать, наше население, привыкнув к давлению государства,...

Культура 20:11 / 10 Июня 2021 11059
Живи, Бумбараш!

Владимир Машков возобновил легендарный спектакль на новой сцене Театра Табакова

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
В новом спектакле Машков дарует главным героям жизнь. Фото: Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Это началось весной 1993 года. Азартная и веселая компания в составе начинающего режиссера Владимира Машкова, автора либретто Юлия Кима, композитора Владимира Дашкевича, хореографа Аллы Сигаловой, наконец, молодого, мало кому...

Директором Бахрушинского музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики

Анна Чепурнова
Труд
Всего месяц назад Дмитрий Родионов вместе с председателем совета депутатов Зарайска Еленой Белкиной и ее заместительницей Раисой Гулькиной открывал Бахрушинский фестиваль, не подозревая о сгущающихся тучах. Фото Сергея Бирюкова

Шокирующая новость: в канун 22 июня — дня, когда мы отмечали 80-летие начала Великой Отечественной, — директором Бахрушинского театрального музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики....

Российские политические ток-шоу порадовали новой струей: они пошли войной на гей-пропаганду

Сергей Беднов
Труд
Роскомнадзор решил проверить на предмет гей-пропаганды церемонию вручения премии «Муз-ТВ». Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редкий мальчишка советских времен не знал, что эта некрасовская строка имеет хулиганское продолжение: «Он им отгонял от себя...» Кого? Ну, типа, мужчину с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Наподобие...

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого...

Гидов-экскурсоводов в городе на Неве взялись пересчитывать, будто цыплят по осени

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Гидов в Петербурге пересчитают, проэкзаменуют, введут для них обязательное лицензирование, занесут в реестр. Депутаты городского парламента внесли на рассмотрение законопроект об обязательной аттестации всех, кто водит туристов...

На экраны выходит спорный фильм о великом художнике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Влюбленный Ван Гог» с сайта kinopoisk.ru

Российская премьера «Влюбленного Ван Гога» прошла 14 июля — в День взятия Бастилии, который считается во Франции и во всем мире символом свержения абсолютизма. Фильм в нашем прокате решили...

Разговор с директором знаменитой школы имени Гнесиных Михаилом Хохловым

Сергей Бирюков
Труд
Директор - слово того же корня, что и дирижер. Но для самого Михаила Хохлова главное - что он музыкант и учитель. Фото из личного архива.

Кумовство — беда, содружество профессионалов — сила, убежден директор «Гнесинки» Михаил Хохлов Детская музыкальная школа в России — больше, чем детская музыкальная школа. Это в полном смысле...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?