Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин устроил на «Ижмаше» разнос за пропажу утилизируемых автоматов Калашникова. Но, по сути, завод стал крайним в этой ситуации, поскольку мощности оборонных предприятий позволяют уничтожать лишь 10% необходимого военному ведомству объема. Учитывая что сроки хранения миллионов тонн боеприпасов и оружия истекают, в ближайшее время проблема станет еще острее.
Вчера
Но куда больше присутствующих интересовали не новые разработки, а безопасность хранения существующего оружия. И на лице
Напомним: 12 января в удмуртском поселке Совхозный пенсионер Николай Немытырев купил у водителя «КамАЗа» за 500 рублей ящики с «Ижмаша» для растопки печи. В них оказались 79 автоматов Калашникова, которые по документам уже утилизированы на заводе. Спустя несколько дней после этого на одной из ижевских свалок обнаружили оружейные узлы и детали от
«Уволили почти всех»
На совещании в «Ижмаше» присутствовали производители, заказчики и те, кому предстоит держать оружие в руках. «Разгильдяйство! — перешел к чувствительному вопросу Рогозин. — Если бы не гражданская позиция этого человека (Николая Немытырева), которого стоить поощрить: Даже не знаю, как назвать это». На лицах присутствующих читалось, что этого разговора ждали, но уж очень не хотели. Поэтому ответ вышел скомканным. Как назло, у заместителя гендиректора «Ростехнологий» Алексея Алешина не работал микрофон. Как он парировал упрек
Гендиректор «Ижмаша» Максим Кузюк оперативно отыскал виновных в утечке автоматов: «Произошло это и по вине операторов, которые непосредственно обращались с грузом и неправильно определили место хранения боевого оружия. Это и вина линейного менеджмента, который не уследил за соблюдением технической дисциплины. Это и руководитель проекта по утилизации „Ижмаша“. Все они понесли наказания, то есть они уволены», — уточнил Кузюк.
Но список виновных на этом не кончился. Кресла лишился заместитель директора, а также ряд сотрудников службы охраны. Гендиректор в оправдание уволенных попросил учесть, что «Ижмаш» впервые в этом году приступил к столь масштабной утилизации. «Есть свои сложности, нам не хватает площадей», — признался Кузюк.
А подрывники кто?
На самом деле оправдания директора завода только на первый взгляд выглядят недостаточно убедительными. За частной утечкой партии якобы уничтоженных автоматов скрывается огромная проблема, которая унесла уже не одну жизнь. В России катастрофические объемы устаревшего оружия. Как пояснил «Труду» собеседник из Минобороны, еще в
По его словам, профессионально утилизировать боеприпасы могут оборонные предприятия, на которых имеются соответствующие мощности и компетенции. Но всего этого хватает лишь на малую долю: по итогам 2011 года Минобороны утилизировало 2 млн тонн оружия (а это по 70 кило на каждого жителя России), в основном мин и снарядов. При этом лишь 187 тысяч тон смогли «переварить» предприятия оборонки. Остальное просто взрывали на полигонах. А это, учитывая состояние старых боеприпасов, нередко становится причиной несанкционированных взрывов и гибели личного состава.
Между тем Рогозин на совещании призвал прекратить продлевать срок годности оружия, списывать его и утилизировать, дабы стимулировать спрос для развития оборонной промышленности. Если все возьмут под козырек, то объемы утилизируемого оружия будут стремительно нарастать, а значит, проблема станет еще острее. «Надо передать обязанность утилизации производителям», — предложил
Оборонные заводы бьются за госзаказ
Министерство обороны заявило, что число рекламаций в рамках гособоронзаказа выросло в 2011 году на 3% — до 7 тысяч. Об этом вчера журналистам рассказал заместитель главы ведомства Александр Сухоруков. По его словам, фактически речь идет о том, что значительная часть предприятий оборонного комплекса теряет способность выпускать качественную продукцию, соответствующую новым стандартам. Помимо этого, по итогам гособоронзаказа 2011 года министерство недополучило продукцию по 84 контрактам на сумму 42 млрд рублей (по данным на декабрь). В том числе флот не дождался новейшего десантного корабля «Иван Грен», который все никак не могут достроить на верфях завода «Янтарь».
В ведомстве Анатолия Сердюкова нашли выход. В настоящее время министерству удалось сформировать настоящую конкурентную среду, в которой предприятия вынуждены улучшать качество продукции и уменьшать издержки на ее производство. Одновременно снижаются цены на продукцию, а следовательно, и расходы бюджета. Таким образом, ОПК завершает переход от неповоротливой советской системы к рыночным условиям, от которых никуда не деться даже оборонке.