Главная Культура 00:18 26 Ноября 2021 8026
Между бизнесом и искусством: в поисках золотой середины

В Москве не жалеют 20 тысяч за билет, а сахалинцу и 1,5 тысячи дорого

Любовь Лебедина, театральный критик
За яркий спектакль «Король Лир» в Вахтанговском и заплатить придется нехило – от 2400 до 8600 рублей. Фото предоставлено театром

Старый советский лозунг «Искусство принадлежит народу», лукавый даже тогда, когда был выдвинут властью, уничтожавшей талантливых художников, режиссеров, писателей, в наше время выглядит откровенной насмешкой над теми, кто жаждет прекрасного, но отгорожен от него непреодолимым финансовым барьером. Коммерциализация искусства четко разделила зрителей на тех, кому нипочем купить билет за 15–20 тысяч, допустим, в Вахтанговский театр на премьеру «Войны и мира», и тех, кто считает каждый рубль в скудной зарплате или пенсии.

Не менее жесткое, хотя не столь заметное постороннему взгляду разделение возникло внутри театров — между всесильными продюсерами и влачащими подчиненное существование так называемыми худруками. Так называемыми — поскольку именно деньги, а не творческие цели являются сегодня главным ориентиром в громадном количестве коллективов, по традиции называемых творческими...

Именно об этом шла речь на круглом столе, организованном в Санкт-Петербурге генеральным директором «Балтийского дома» Сергеем Шубом и собравшем представителей как государственных, так и негосударственных театров. Присутствовала на нем также замминистра культуры РФ Алла Манилова, которая в разговоре о возможных госдотациях произвела еще одно отделение «чистых от нечистых»: перед первыми, то есть теми, кого государство учредило, оно имеет бюджетные обязательства. Антрепризы же могут рассчитывать только на милостивую государственную поддержку.

К счастью, жизнь порой оказывается мудрее и добрее чиновников, и происходят «странные сближения» между репертуарными театрами и антрепризами. Например, Сергей Емельянов, директор «благополучной» Александринки, где до пандемии зал заполнялся на 98%, рассказал о проекте «7 ярус», в котором академический театр предоставляет свою площадку ярким независимым труппам, победившим в конкурсе.

Нет, не прошло время альтруистов даже в нашу эпоху царицы-кассы и раздутых гонораров звезд. Именно из таких «чудаков» состоит коллектив петербургского экспериментального Плохого театра. Собираясь вместе, они сочиняют спектакли для зрителей любого возраста, а главный режиссер Дмитрий Крестьянкин, зарабатывая деньги на постановках в других театрах, вкладывает их в будущий спектакль Плохого.... Который, выходит, не такой уж плохой, если дает возможность зрителям со скромным достатком прикоснуться к искусству, а молодым энтузиастам — верить в себя и не бояться трудностей.

Но признаем: такой альтруизм сегодня — явление из Красной книги, поскольку деятели репертуарных театров все чаще напоминают собой «торгующих в храме», где лидируют не художественные руководители, а продюсеры. Хотя очевидно: эффективный менеджер, живущий от одного прибыльного проекта до другого, скорее подходит вспыхивающим и гаснущим антрепризам, но не репертуарным театрам с огромным колл3ективом, рассчитывающим на перспективу. Однако же смотрите — вот и государственный Театр Наций отказался от постоянной труппы, приглашая известных артистов со стороны на конкретную постановку, раскрученную продюсером. Выгодно!

На сцене Театра Наций — сплошь звезды: Александр Семчев, Сергей Епишев и многие другие. Ну и цены — под 20 тысяч. Фото предоставлено театром

Что же касается художественных руководителей, отвечающих в репертуарных театрах за непрерывный творческий процесс, то им не позавидуешь. Будучи у всех на виду, подверженный критике и извне, и со стороны своих же подопечных, худрук должен крепко держать удар и гнуть свою линию. Легко сказать, но трудно осуществить в «террариуме единомышленников», как нередко называют артисты свой же собственный коллектив. Недаром Георгий Товстоногов на первой встрече с труппой БДТ, «сжиравшей» всех режиссеров подряд, сказал: «У вас ничего не получится — я несъедобный».

К сожалению, не у всех столь прочный панцирь, и вот, например, экс-худрук МХТ имени Чехова Сергей Женовач оказался «съедобным», чему, кстати, немало помогло Министерство культуры, сменив этого профессионала высшей пробы на медийно раскрученного Константина Хабенского — хорошего актера, но для лидера этого мало. Отсюда рукой подать, и не только географически (через пару кварталов), до директорского театра, который после кончины Марка Захарова стал выстраивать в «Ленкоме» Марк Варшавер, принявший на себя роль худрука, только бы не пускать «чужаков».

Сцена из последнего спектакля Марка Захарова «Капкан». Сейчас его «Ленком» переходит с режиссерских рельсов на директорские. Фото предоставлено театром

Кстати, идея директорского театра пришла в столицу в 90-е, когда приглашенные режиссеры менялись как перчатки и за художественные эксперименты приходилось отвечать директорам, забирающим власть в свои руки. Вы думали, с тех пор страсти поулеглись? Как бы не так, битвы за доходные места набирают немыслимые обороты.

Не успел Эдуард Бояков за три года, отпущенные ему Минкультуры, обустроить МХАТ имени Горького на новый лад, как трон гендиректора высшей волей был передан Владимиру Кехману, остающемуся при этом худруком санкт-петербургского Михайловского театра. Владимир Абрамович обещает отменить все новшества Боякова вплоть до закрытия спектакля со скандально известной Ольгой Бузовой и возвращения на сцену 88-летней Татьяны Дорониной. То, что планы эти по волюнтаристской сути мало чем отличаются от бояковских, министерство ничуть не смущает, как не смущают его прошлые «заслуги» господина Кехмана — самочинно устроенный незаконный ремонт здания Новосибирской оперы (памятника архитектуры федерального значения), директором которой тот стал после искусственно раздутого скандала вокруг спектакля «Тангейзер». Уж не говорим о прошлой сомнительной деятельности этого экс-бизнесмена, в результате которой он в 2012 году был признан банкротом. Чудны дела твои, господи!

Могли ли представить тот же Георгий Товстоногов, или Олег Ефремов, или Марк Захаров, что режиссерский театр, на становление которого они положили жизнь, уступит место лихому продюсерскому администрированию? Служение искусству не позволяло им наживаться на публике, искать лазейки, чтобы содрать со зрителя лишний рубль. Не деньги, а совесть была главным.

Может быть, поэтому более чуткая пока еще к человеку провинция не представляет, как театры могут продавать дорогие билеты, если люди считают каждую копейку?

Во время круглого стола меня задел за живое рассказ Татьяны Корнеевой, директора Сахалинского международного театрального центра имени Чехова, о том, что на весь громадный остров у пролива Лаперуза, где живут 450 тысяч человек, есть только один профессиональный театр. И сколько бы сил ни было вложено в спектакль, цены на него нельзя поднять выше полутора тысяч. Иначе, какие бы звезды ни сияли на сцене, в зале будут сидеть дядя Ваня и три сестры, отнюдь не чеховские.

Спектакль «Смерть Тарелкина» — нечастый пример удачного сотрудничества государственного театра («Балтийский дом») и частного продюсера (Леонид Роберман). Побольше бы таких! Фото предоставлено театром

Увы, жизнь наша устроена так, что не провинция, а столица диктует моду. Значит ли это, что остатки прежней культуры, ориентированной на зрителя, будут окончательно сметены с корабля современности? Или мы все же можем рассчитывать на новое поколение лидеров, которое, как в Александринке или «Балтийском доме», найдет новый баланс между коммерческим успехом и творческим экспериментом? Хотелось бы надеяться...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22849
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5655
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5462
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5341
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?